НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 9 сентября 2005 года № 126-З
(с изменениями на 16 ноября 2010 года)
---------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 11.04.2007 № 34-З;
Законом Нижегородской области от 08.09.2008 № 111-З;
Законом Нижегородской области от 31.07.2009 № 99-З;
Законом Нижегородской области от 29.12.2009 № 254-З;
Законом Нижегородской области от 31.03.2010 № 57-З;
Законом Нижегородской области от 16.11.2010 № 176-З
---------------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 25 августа 2005 года
Утвердить областную целевую межведомственную программу "Дети-сироты" на 2006-2010 годы.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор области В.П. Шанцев
Нижний Новгород
9 сентября 2005 года
№ 126-З
Областная целевая межведомственная программа
"Дети-сироты" на 2006-2010 годы
(в ред. Закона области от 11.04.2007 № 34-З;
Закона области от 31.07.2009 № 99-З;
Закона области от 29.12.2009 № 254-З;
Закона области от 31.03.2010 № 57-З;
Закона области от 16.11.2010 № 176-З)
Наименование Программы | областная целевая межведомственная программа "Дети-сироты" на 2006-2010 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Разработчик Программы | министерство образования Нижегородской области (в ред. Закона области от 08.09.2008 № 111-З- см. предыдущую редакцию) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"; Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы" |
Цель Программы | развитие системы обеспечения социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа |
Задачи Программы | создание условий для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса социализации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы действующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение в соответствии с выделенным финансированием жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа |
Сроки реализации Программы | 2006-2010 годы |
Основные направления программных мероприятий | мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой и методической базы Нижегородской области по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; развитие материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа |
Исполнители основных мероприятий Программы (в ред. Закона области от 08.09.2008 № 111-З)
| министерство образования Нижегородской области; министерство социальной политики Нижегородской области; (Абзац второй- в ред. Закона области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию) министерство здравоохранения Нижегородской области; Абзац четрвертый утратил силу Законом области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию Абзац пятый утратил силу Законом области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию |
Финансовое обеспечение Программы | средства областного бюджета * Предполагаемые объемы финансирования Программы из средств областного бюджета: 2006 год - 29 000 тыс. рублей, (Абзац третий- в ред. Закона области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию) 2007 год - 35 518 тыс. рублей, (абзац в ред. Закона области от 08.09.2008 № 111-З- см. предыдущую редакцию) 2008 год - 152 893 тыс. рублей, (абзац в ред. Закона области от 08.09.2008 № 111-З- см. предыдущую редакцию) 2009 год - 145 447 тыс. рублей, (Абзац шестой- в ред. Закона области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию) 2010 год - 362895 тыс. рублей, (Абзац седьмой- в ред. Закона области от 31.03.2010 № 57-З - см. предыдущую редакцию) Всего: - 725753 тыс. рублей, (Абзац восьмой- в ред. Закона области от 31.03.2010 № 57-З - см. предыдущую редакцию) средства федерального бюджета ** Предполагаемые объемы финансирования из средств федерального бюджета: 2009 год -26218 тыс. рублей, 2010 год - 9135 тыс. рублей, (Абзац двенадцатый введен Законом области от 16.11.2010 № 176-З) ВСЕГО: 35353 тыс. рублей (Абзац тринадцатый- в ред. Закона области от 16.11.2010 № 176-З- см. предыдущую редакцию) (Абзацы девятый-двенадцатый введены Законом области от 29.12.2009 № 254-З) |
Ожидаемые результаты | обеспечить жильем 719 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; (Абзац первый- в ред. Закона области от 16.11.2010 № 176-З- см. предыдущую редакцию) провести капитальный ремонт 45 детских домов и школ-интернатов, в которых обучаются дети-сироты; (Абзац второй- в ред. Закона области от 29.12.2009 № 254-З - см. предыдущую редакцию) провести реконструкцию 11 детских домов и школ-интернатов с группами для детей-сирот; в плановом порядке провести повышение квалификации сотрудников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по работе с патронатными воспитателями и детьми, устраиваемыми на патронатное воспитание; создать центры социальной адаптации на базе 4 учреждений начального и среднего профессионального образования, в каждом из которых обучаются от 30 до 50 учащихся - сирот; (Абзац пятый- в ред. Закона области от 29.12.2009 № 254-З - см. предыдущую редакцию) обеспечить оборудованием для развития дополнительного и допрофессионального образования детей-сирот, имеющих отклонения в развитии, учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) школы-интернаты с группами для детей-сирот, учреждения начального и среднего профессионального образования с коррекционными сиротскими группами; обеспечить все учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимым медицинским оборудованием; разработать и издать методические материалы по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; апробировать и развить семейную форму устройства детей-сирот - патронатное воспитание
|
Контроль за выполнением Программы | Правительство Нижегородской области |
* Объемы финансирования Программы в 2007-2010 годах за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
**Объем финансирования Программы в 2010 году за счет средств федерального бюджета определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения". (Сноска- в ред. Закона области от 31.03.2010 № 57-З - см. предыдущую редакцию)
Низкий уровень доходов значительной части населения, социальная нестабильность и безработица, рост алкоголизма и наркомании, увеличение количества граждан, не имеющих жилья и средств к существованию, размывание нравственных устоев общества неуклонно ведут к увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росту числа воспитанников в социальных приютах и детских домах.
В Нижегородской области в органах опеки и попечительства на 1 января 2005 года состоят на учете 12108 детей, оставшихся без попечения родителей. В 55 детских домах воспитываются 2124 ребенка, в специальных (коррекционных) школах-интернатах получают образование 1024 воспитанника-сироты. В 6 домах ребенка находятся 356 детей в возрасте до 3-х лет. В 38 социально-реабилитационных центрах и приютах проживают 302 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Находятся под опекой и попечительством в семьях граждан 7404 ребенка, из них получают опекунские пособия 6685 детей. В 6 детских домах семейного типа воспитывается 21 ребенок. В Нижегородской области созданы 8 приемных семей, в которых живут 30 детей-сирот. В учреждениях начального и среднего профессионального образования получают профессию 1220 учащихся-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении. В банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится информация о 4419 несовершеннолетних, подлежащих устройству в семьи.
Особенно тревожной становятся тенденции роста основных показателей увеличения количества детей, требующих заботы государства (приложение 1).
В условиях бюджетного дефицита наблюдается систематическая нехватка финансовых и материальных ресурсов для обеспечения муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средств, выделяемых муниципальными бюджетами, не хватает на покрытие объективных потребностей текущей деятельности учреждений. Поддержка функционирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит дополнительно в рамках нижегородской областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2002 № 293, и за счет привлеченных спонсорских средств.
Данная программа была принята и реализуется для достижения следующих целей:
совершенствования процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ресурсного обеспечения процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
научно-методического и нормативно-правового обеспечения процесса социализации;
укрепления материально-технической базы действующих детских домов, реконструкции зданий для открытия новых учреждений;
разработки и реализации мер по предупреждению сиротства.
Реализация нижегородской областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы стала этапом в общей системе организации защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поставленные цели достигнуты в полном объеме не были в связи с тем, что проблемы социального сиротства с каждым годом выходят на новый, более сложный виток. Меняется законодательство Российской Федерации. Происходит неуклонный рост расходов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей. Здания и сооружения, построенные более 30-40 лет назад, долго оставались без капитального ремонта, без соответствующего обслуживания и финансового обеспечения. Проверки учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, выявили, что условия содержания детей более чем в 70 процентах учреждений не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам из-за нехватки площадей или их неудовлетворительного состояния. В большинстве учреждений не соблюдается тепловой режим. Серьезных финансовых вложений требует реабилитационная и медицинская база, необходимо строительство учебных мастерских, оснащение кабинетов социально-бытовой ориентировки.
В рамках реализации нижегородской областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы было приобретено 142 квартиры для 155 детей-сирот и лиц из их числа. Но проблема обеспечения жильем данной категории граждан становится все более острой. В органах местного самоуправления в льготных очередях на получение жилья стоят более 1500 человек. Из них 353 - это лица из числа детей-сирот, то есть в возрасте от 18 до 23 лет, окончившие либо заканчивающие образовательные учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть обеспечены жильем органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 2002 года началось активное увеличение количества учащихся сирот в учреждениях профессионального образования (в 2002 году - около 800 учащихся-сирот, в 2004 году - около 2000 учащихся-сирот), что является отражением резкого увеличения количества воспитанников детских домов в середине 90-х годов. На данный момент только в 8 учреждениях начального и среднего профессионального образования Нижегородской области обучаются по 40-60 детей-сирот. Таким образом, фактически эти учреждения выполняют не свойственные им функции детских домов, не имея для этого необходимых финансовых ресурсов и условий.
С 2002 года возросло на 20 процентов количество выпускников-сирот специальных (коррекционных) школ-интернатов. Соответственно учреждения профессионального образования за этот период вынуждены были развернуть сеть коррекционных групп для обучения детей с отклонением в развитии. С учетом специфики контингента коррекционных групп резко возросли затраты на производственное обучение этих детей, что также не предусмотрено в рамках финансирования учреждений профессионального образования.
Принятие Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" повлекло принципиальное изменение в полномочиях органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на субъекты Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. Основные позиции по обеспечению детей-сирот в сиротских учреждениях будут реализованы через целевые субвенции по социальной поддержке и социальному обслуживанию. Но финансирование таких мероприятий как реконструкция учреждений, приобретение реабилитационного оборудования и оборудования для социализации воспитанников (мастерские, станки, техника), развитие семейных форм устройства детей-сирот, обеспечение детей-сирот жильем не могут быть предусмотрены целевой субвенцией.
В связи с тем, что проблемы сиротства с каждым годом требуют все большего внимания и более действенных мер по их решению, необходимо продолжить программную работу по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Развитие системы обеспечения социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение процесса социализации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В разработке и реализации Программы принимают участие:
министерство образования Нижегородской области;
министерство социальной политики Нижегородской области; (Абзац третий- в ред. Закона области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию)
министерство здравоохранения Нижегородской области;
Абзац пятый утратил силу Законом области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию
Абзац шестой утратил силу Законом области от 31.07.2009 № 99-З- см. предыдущую редакцию
Для решения поставленных задач в Программе предусмотрены следующие разделы:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы Нижегородской области по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Развитие материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Создание условий для социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
5. Мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Финансирование мероприятий Программы (приложение 2) осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в сумме 761106 тыс. рублей, в том числе: (Абзац первый- в ред. Закона области
от 16.11.2010 № 176-З- см. предыдущую редакцию)
Год | Средства областного бюджета, тыс. рублей | Средства федерального бюджета, тыс. рублей |
2006 | 29 000 | |
2007 | 35 518 | |
2008 | 152 893 | |
2009 | 145 447 | 26 218 |
2010 | 362 895 (Строка- в ред. Закона области | 9 135 |