ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2009 года № 452
(с изменениями на 11 ноября 2009 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 № 824
------------------------------------------------------------------------
___________________________________________________________________________________________
По тексту постановления слова "аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области"
в соответствующем падеже заменены словами "аппарат Правительства Нижегородской области"
в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства области от 11.11.2009 № 824
___________________________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" и в целях реформирования системы управления, повышения эффективности государственной гражданской службы Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Реформирование и развитие государственной гражданской службы Нижегородской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Нижегородской области:
3. Министерству финансов Нижегородской области предусматривать средства на реализацию Программы при разработке проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на основании заявки руководителя аппарата Правительства Нижегородской области - министра Правительства Нижегородской области в пределах возможности доходной части областного бюджета.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата Правительства Нижегородской области - министра Правительства Нижегородской области А.И.Силаева.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 03.07.2009 № 452
(в ред. постановления Правительства области от 11.11.2009 № 824)
_____________________________________________________________________________________
По тексту Программы слова "аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области"
в соответствующем падеже заменены словами "аппарат Правительства Нижегородской области"
в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства области от 11.11.2009 № 824
_____________________________________________________________________________________
1.1. Наименование Программы | Областная целевая программа "Реформирование и развитие государственной гражданской службы Нижегородской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа) | |||
1.2. Основание для разработки Программы | ||||
1.3. Государственный заказчик - координатор Программы | Аппарат Правительства Нижегородской области | |||
Государственные заказчики | Государственные органы Нижегородской области | |||
1.4. Разработчик Программы | Аппарат Правительства Нижегородской области | |||
1.5. Основная цель Программы | - качественное преобразование государственной гражданской службы Нижегородской области путем оптимизации её организации и функционирования, внедрения современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий, формирования высококвалифицированного кадрового состава | |||
1.6. Основные задачи Программы | - совершенствование нормативной правовой базы государственной гражданской службы Нижегородской области; - развитие системы управления государственной гражданской службой; - реализация мероприятий по противодействию коррупции на государственной гражданской службе, обеспечение открытости гражданской службы и её доступности общественному контролю; - внедрение современных кадровых, управленческих технологий и механизмов на государственной гражданской службе; - внедрение современных механизмов стимулирования гражданских служащих, повышения престижа гражданской службы; - развитие системы подготовки кадров для гражданской службы и дополнительного профессионального образования гражданских служащих; - повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. | |||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2010 годы (программа реализуется в 1 этап) | |||
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | аппарат Правительства Нижегородской области; государственные органы Нижегородской области; образовательные учреждения высшего профессионального образования, отобранные на конкурсной основе. | |||
1.9. Объемы и | Источники | Годы | ||
источники финансирования Программы | финансирования | 2009 | 2010 | Всего за период реализации Программы |
Всего, в том числе (тыс. руб.) | 1584,0 | 792,0 | 2376,0 | |
(Пункт 1.9- в ред. постановления Правительства области от 11.11.2009 № 824- см. предыдущую редакцию) | Областной бюджет, в том числе: капвложения НИОКР прочие расходы | 1584,0 | 792,0
| 2376,0
|
Федеральный бюджет, в том числе: капвложения НИОКР прочие расходы | ||||
Местный бюджет, в том числе: капвложения НИОКР прочие расходы | ||||
Прочие источники, в том числе: капвложения НИОКР прочие расходы | ||||
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Ежегодно до 25 декабря исполнители Программы представляют в аппарат Правительства Нижегородской области информацию о ходе реализации Программы. Аппарат Правительства Нижегородской области на основе анализа информации готовит предложения по корректировке Программы и представляет их на утверждение Правительству Нижегородской области | |||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы (Пункт 1.11- в ред. постановления Правительства области от 11.11.2009 № 824) | - доля молодых специалистов, зачисленных в резерв, от общего числа молодых специалистов - 22,0; - соотношение государственных гражданских служащих, прошедших переподготовку и повышение квалификации от общего числа государственных гражданских служащих - 10,0; (Позиция- в ред. постановления Правительства области от 11.11.2009 № 824- см. предыдущую редакцию) - доля вакантных должностей государственной гражданской службы, замещаемых на основе конкурса, в том числе из кадрового резерва - 31,0 |
В рамках реализации Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" с 2004 года в Нижегородской области в полном объеме проводятся мероприятия по реформированию государственной гражданской службы.
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база развития государственной гражданской службы Нижегородской области. Разработаны и приняты 18 Законов Нижегородской области, 16 Указов Губернатора Нижегородской области, 39 постановлений и распоряжений Правительства Нижегородской области по вопросам организации и прохождения государственной гражданской службы, в том числе Законы Нижегородской области "О государственной гражданской службе Нижегородской области", "О классных чинах государственной гражданской службы Нижегородской области".
Указанными правовыми актами в пределах полномочий субъекта Российской Федерации урегулированы следующие аспекты организации гражданской службы Нижегородской области:
- порядок присвоения и сохранения классных чинов;
- квалификационные требования к должностям гражданской службы;
- денежное содержание гражданских служащих;
- реестр должностей гражданской службы;
- формирование и ведение реестра гражданских служащих;
- формирование и ведение кадрового резерва государственных органов;
- пенсионное обеспечение за выслугу лет;
- порядок оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационных и конкурсных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов, образуемых государственными органами Нижегородской области;
- медицинское обслуживание гражданских служащих;
- продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день;
- государственный заказ на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих;
- порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- порядок и условия предоставления гражданским служащим Нижегородской области единовременных субсидий на приобретение жилой площади;
- порядок возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего Нижегородской области и членов его семьи в другую местность при переводе в другой государственный орган;
- примерная форма должностного регламента и основные требования к оформлению и содержанию должностных регламентов;
- иные вопросы организации гражданской службы Нижегородской области.
Кроме того во всех государственных органах Нижегородской области приняты локальные правовые акты, необходимые для реализации законодательства о государственной гражданской службе.
Создание правовой системы развития государственной гражданской службы Нижегородской области позволило приступить к непосредственной реализации основных задач кадровой политики в условиях реформирования, совершенствования и модернизации гражданской службы Нижегородской области.
В целях регламентации профессиональной служебной деятельности гражданских служащих в государственных органах области разработаны и утверждены должностные регламенты на все должности государственной гражданской службы, установлены квалификационные требования к знаниям и навыкам гражданских служащих. Сформированы конкурсные, аттестационные комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. Соответствие гражданских служащих замещаемой должности определяется в рамках проведения аттестации с применением современных кадровых технологий. Квалификационный экзамен в целях присвоения классных чинов активно используется государственными органами как инструмент оценки профессионального уровня кадрового состава. По состоянию на 1 января 2009 года более 80 процентов государственных гражданских служащих имеют классный чин государственной гражданской службы Нижегородской области.
В целях реализации равного доступа граждан Российской Федерации к государственной гражданской службе Нижегородской области с октября 2005 года в Нижегородской области проводятся открытые конкурсы на замещение вакантных должностей гражданской службы. При поддержке аппарата Правительства Нижегородской области технология проведения конкурса отработана во всех государственных органах. Информация о проведении конкурсов и их результатах регулярно размещается на официальном сайте Правительства Нижегородской области.
В целях совершенствования кадровой работы по подбору и расстановке кадрового состава государственной гражданской службы, улучшения качественного состава кадров, своевременного удовлетворения дополнительной потребности в кадрах для замещения вакантных должностей гражданской службы в 2007 году началось внедрение новой кадровой технологии - формирование кадрового резерва на конкурсной основе. Кадровый резерв формируется во всех государственных органах Нижегородской области. На аппарат Правительства Нижегородской области возложены полномочия по ведению единой информационной базы данных лиц, состоящих в кадровых резервах государственных органов. Формирование кадрового резерва на конкурсной основе становится одним из приоритетных направлений обеспечения кадрового состава государственной гражданской службы Нижегородской области.
В органах исполнительной власти Нижегородской области проведено более 200 открытых конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв. Гражданские служащие Нижегородской области наряду с гражданами Российской Федерации участвуют в конкурсах для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в порядке должностного роста.
В целях обеспечения государственных органов Нижегородской области высокопрофессиональными кадрами разработана система непрерывного дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Эта система включает различные формы обучения, охватывает все категории государственных гражданских служащих Нижегородской области, в том числе кадровый резерв, определяет принципы и порядок отбора, технологии и сроки обучения, предусматривает организационное, научно-методическое, финансово-экономическое обеспечение.
Ежегодно формируется государственный заказ на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров государственной гражданской службы с учетом изменений в профессиональной среде. Размещение государственного заказа осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях на конкурсной основе. За последние три года 237 гражданских служащих прошли профессиональную переподготовку и получили диплом на право ведения нового вида профессиональной деятельности, 1463 государственных гражданских и 741 муниципальных служащих повысили свою квалификацию по различным формам обучения. Для более полного удовлетворения потребности в повышении квалификации гражданских служащих (один раз в три года) в Нижегородской области активно используются такие формы обучения как краткосрочные семинары, круглые столы, тренинги, выездные семинары по обмену опытом, а также дистанционные формы обучения.
В целях борьбы с коррупцией осуществляется контроль представления налоговых деклараций и справок о соблюдении ограничений лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими; производится контроль за соблюдением запрета на владение гражданскими служащими приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организации) в целях предотвращения возникновения конфликта интересов. Организуются проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу.
Активно ведется работа по регламентации деятельности государственных органов Нижегородской области: модернизируются положения об органах и их структурных подразделениях, должностные регламенты гражданских служащих, разрабатываются и утверждаются административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Решаются вопросы оптимизации структур и численности органов исполнительной власти Нижегородской области.
Проводятся мероприятия по развитию материально-технического обеспечения гражданской службы. По результатам аттестации служебных мест была определена потребность в технических и иных средствах, необходимых для реализации государственных функций органами исполнительной власти Нижегородской области.
В настоящее время практически каждое рабочее место оснащено персональным компьютером и оргтехникой, обеспечен доступ к электронным правовым информационным системам, глобальной компьютерной сети Интернет. В рамках реализации программы "Электронное Правительство" созданы автоматизированные рабочие места и действуют системы электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи.
Проведение стратегических преобразований в государственных органах основано на результатах анализа качественно-функционального наполнения кадрового состава государственной службы. Постоянный мониторинг осуществляется на основании единой информационной системы Реестра гражданских служащих Нижегородской области. Статистические наблюдения позволяют отслеживать влияние проводимых реформ на создание условий для совершенствования и модернизации гражданской службы Нижегородской области, выявлять тенденции развития кадровой ситуации, определять необходимость проведения тех или иных мероприятий по оптимизации структуры органов исполнительной власти, профессиональному развитию персонала.
Сравнительный анализ основных показателей качественного состава кадров гражданской службы показал, что динамика развития кадрового потенциала гражданской службы Нижегородской области в целом носит положительный характер.
Применение более эффективных методов подбора, расстановки и развития кадров позволило сделать кадровый состав гражданской службы Нижегородской области более адекватным современным требованиям и задачам, стоящим перед государственными органами. По сравнению с 2005 годом доля лиц с высшим профессиональным образованием выросла с 91 до 95 процентов.
С 25 до 29 процентов увеличилось количество гражданских служащих, имеющих дополнительное профессиональное образование, а среди руководителей этот показатель составляет 51 процент.
Все больше приходит на государственную гражданскую службу специалистов с современным управленческим образованием. Особенно заметно, с 9 до 16 процентов, увеличилось за последние годы число гражданских служащих, имеющих юридическую подготовку.
До 29 процентов от общего числа гражданских служащих увеличилась доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет. Идет постоянное снижение доли лиц старше 60 лет, которая в настоящее время составляет менее 1 процента. С 3 до 8 процентов увеличилось ежегодное обновление кадров за счет притока граждан из других сфер деятельности.
Вместе с тем вопросы повышения эффективности деятельности государственных органов Нижегородской области остаются сегодня актуальными. Это связано главным образом с тем, что становление института государственной гражданской службы до сих пор идет неупорядоченно и нецеленаправленно, существуют пробелы в нормативно-правовом регулировании организации и прохождения гражданской службы.
Одной из важнейших причин низкой эффективности государственной гражданской службы являются нечеткость и дублирование функций органов государственной власти и их структурных подразделений, недостаточно высокий профессиональный уровень кадрового корпуса государственной гражданской службы.
В настоящее время в развитии гражданской службы Нижегородской области прослеживаются следующие негативные тенденции: