ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2009 года № 348
(с изменениями на 2 декабря 2011 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.10.2009 № 737;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 № 815;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.04.2010 № 212;
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.10.2010 № 706;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2010 № 802;
постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2011 № 211;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.05.2011 № 358;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2011 № 889;
постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2011 № 991
------------------------------------------------------------------------
В целях оптимизации системы государственной поддержки и обеспечения условий сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Нижегородской области как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области:
2.1. Подготовить предложения по внесению изменений в Закон Нижегородской области от 14 ноября 2008 года № 153-З "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части финансирования мероприятий Программы.
2.2. Предусматривать ежегодно в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы с учетом доходной части областного бюджета на соответствующий финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Нижегородской области:
от 3 сентября 2007 года № 318 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";
от 19 ноября 2007 года № 424 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";
от 8 апреля 2008 года № 118 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88 "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах";
от 15 сентября 2008 года № 381 "О внесении изменений в областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007 - 2011 годах", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 23 марта 2007 года № 88".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
И.о.Губернатора В.А.Иванов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 02.06.2009 № 348
(в ред. постановления Правительства области от 20.10.2009 № 737;
постановления Правительства области от 11.11.2009 № 815;
постановления Правительства области от 19.04.2010 № 212;
постановления Правительства области от 21.10.2010 № 706;
постановления Правительства области от 19.11.2010 № 802;
постановления Правительства области от 29.03.2011 № 211;
постановления Правительства области от 17.05.2011 № 358;
постановления Правительства области от 01.11.2011 № 889;
постановления Правительства области от 02.12.2011 № 991)
Наименование программы | областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2009 - 2011 годах" (далее - Программа) | ||||
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон № 7-ФЗ). 3. Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области" (далее - Закон № 165-З). 4. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года". | ||||
Государственный заказчик Программы | министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | ||||
Основные разработчики Программы | - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; - государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию). | ||||
Цель Программы | - сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов (далее - НХП) Нижегородской области, как важной части национальной культуры и отрасли промышленного производства | ||||
Основные задачи Программы | 1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП. 2. Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП. 3. Маркетинговая поддержка продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки. 4. Кадровое обеспечение отрасли НХП. 5. Совершенствование правового регулирования отрасли НХП. 6. Обеспечение научного подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП. | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2009 - 2011 годы, в том числе: I этап: 2009 - 2010 годы - создание нормативной правовой базы, направленной на обеспечение сохранения, возрождения и развития отрасли НХП Нижегородской области в сложных экономических условиях, в том числе через обеспечение доступа к финансовым и энергетическим ресурсам на льготных условиях; II этап: 2011 год - дальнейшее развитие отрасли НХП, в том числе через маркетинговую поддержку продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки, подготовку кадров, научный подход к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП; подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период. | ||||
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; - министерство финансов Нижегородской области; - министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; - органы местного самоуправления (при условии участия); - государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы" (по согласованию); - некоммерческая организация "Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области" (по согласованию); - торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); - субъекты НХП (при условии участия). | ||||
Объемы и источники финансирования Программы | (Позиция- в ред. постановлений Правительства области от 29.03.2011 № 211; от 01.11.2011 № 889; от 02.12.2011 № 991 - см. предыдущую редакцию) | ||||
Наименование | Источники | Годы | |||
государственных заказчиков | финансирования | 2009 | 2010 | 2011 | Всего за период реализации Программы |
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | Всего, в т.ч.: | 18235 | 22868,6 | 60344,8 | 101448,4 |
областной бюджет, в т.ч.: капвложения НИОКР прочие расходы |
|
|
|
| |
федеральный бюджет, в т.ч.: капвложения |
|
| |||
местный бюджет, в т.ч.: капвложения |
|
|
|
| |
прочие источники, в т.ч.: капвложения |
|
|
|
| |
Система организации контроля за исполнением Программы | Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области и другие уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области. В процессе реализации Программы готовятся ежегодные отчеты. Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. | ||||
Индикаторы достижения | В результате реализации программных мероприятий (по итогам 2011 года) предполагается достижение следующих результатов: - количество субъектов НХП, ед . - 27; - общий объем отгруженной продукции (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП), млн. руб. - 750; - доля продукции НХП в общем объеме отгруженной продукции (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП), % - 60; - налоговые поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП), млн. руб. - 46; - численность работников субъектов НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП), чел. -2350; - средний размер заработной платы в субъектах НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП), руб. - 8563. |
Современное состояние НХП в России
В настоящее время в Российской Федерации существует 15 видов производств НХП, основным из которых является художественная обработка дерева и других материалов, доля которого составляет 61,3% от общего объема выпускаемой продукции. Другие виды производств НХП в общем объеме выпускаемой продукции составляют 38,7%, в том числе: производство изделий из стекла - 7,1%, художественная обработка металла - 7%, производство художественной керамики - 6,9%, производство строчевышитых изделий - 5%.
Производством НХП занимается более 200 организаций, расположенных в 63 субъектах Российской Федерации.
К местам традиционного бытования НХП относятся: Московская, Нижегородская, Ярославская, Кировская, Челябинская, Вологодская, Ивановская, Брянская области, Республика Дагестан, г. Санкт-Петербург.
По данным Росстата, начиная с 2005 года, наметились положительные темпы роста производства НХП. В 2006 году они составили всего по Российской Федерации 105,4% (к уровню 2005 года), в 2007 году - 117% (к уровню 2006 года).
В 2007 году в 63 субъектах Российской Федерации произведено изделий НХП в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 3,8 млрд. рублей.
Организациями НХП ПФО произведено продукции НХП в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 799,4 тыс. рублей.
В 2007 году доля НХП Нижегородской области в общем объеме производства НХП в России составила 15,4%. Это второе место после Московской области (18,9%) (диаграмма 1).
В 2007 году Нижегородская область заняла первое место по объему производства НХП в ПФО (73,7%) (диаграмма 2).
Диаграмма 1
Диаграмма 2
За 9 месяцев 2008 года рост производства НХП составил 107,6% к соответствующему периоду 2007 года. Произведено изделий НХП в фактических ценах (без НДС и акцизов) на сумму 2,93 млрд. рублей против 2,72 млрд. рублей в 2007 году.
Стабильные социально-экономические условия в 2005-2007 годах, определенная поддержка отрасли НХП как на федеральном, так и на региональном уровне обусловили по отдельным показателям положительную динамику развития отрасли НХП в России.
Тем не менее, в отрасли в целом сохраняется ряд отрицательных тенденций: сокращение количества организаций НХП ежегодно на 10 - 15 единиц; сокращение числа занятых в отрасли; низкий уровень конкурентоспособности изделий НХП из-за недобросовестной конкуренции со стороны надомников и иностранных продавцов сувенирной продукции, наличие кредиторской задолженности, наличие задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, невысокие темпы роста объемов производства (отгрузки) продукции НХП, низкий уровень рентабельности, сравнительно невысокий уровень заработной платы, ряд предприятий остаются убыточными (закрываются и/или перепрофилируются).
Только в 2005 году по причине убыточности прекратили свою деятельность 31 организация НХП. В их числе: ЗАО "Иней" (г. Москва), ЗАО "Рязанские узоры" (г. Рязань), ЗАО "Снежная королева" (г. Ярославль), ЗАО "Русский батик" (г. Мытищи, Московская область).
Аналогичная тенденция прослеживается в Нижегородской области.
К началу 2000 года прекратили свою деятельность в качестве организаций НХП (перепрофилировались) такие организации Нижегородской области как ОАО "Труд" (художественная обработка металла), ЗАО "Ножи складные", ЗАО "Керженец" (изготовление изделий из дерева с хохломской росписью), ОАО "Арфаси" (строчевышивальный промысел), ЗАО "Полховско-майданская роспись" и некоторые другие.
За период 2000-2007 годов не удалось существенно увеличить объемы производства продукции НХП таким организациям, как ЗАО "Лысковские узоры" (производство строчевышитых изделий), ООО "Актар" (Арзамасский район, берестяной промысел и лозоплетение).
В 2007 году процедура банкротства была применена к ЗАО "Фабрика "Семеновская роспись" (Семеновский район) и из состава выделилось ООО "Торговый дом "Семеновская роспись".
В 2008 году из состава организаций НХП Нижегородской области вышло ООО "Торговый дом "Городецкая роспись".
Для отрасли НХП Нижегородской области характерны все вышеперечисленные общероссийские тенденции. Большинство организаций НХП снижают объемы производства продукции НХП, вынужденно сокращают количество рабочих мест, имеют высокую кредиторскую задолженность, заработная плата в организациях НХП Нижегородской области значительно отстает от таковой на предприятиях малого и среднего бизнеса в Нижегородской области.
Финансово-экономический кризис конца 2008 года усугубил негативные тенденции в отрасли НХП. Для того, чтобы в неблагоприятных социально-экономических условиях поддержать отрасль, необходимы дополнительные виды государственной поддержки НХП как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Основными причинами отрицательных тенденций являются:
- отсутствие эффективной системы государственной поддержки НХП на федеральном, региональном и местном уровнях;
- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность по качеству продукции;
- отсутствие средств на техническое перевооружение производства;
- низкая конкурентоспособность по цене, обусловленная необходимостью применения ручного творческого труда. Производство художественных изделий народных промыслов не выдерживает конкуренции с дешевыми товарами широкого потребления - как импортными, так и производимыми на территории России и зачастую грубо имитирующими изделия известных промыслов;
- постоянное повышение стоимости на энергоносители и сырье;
- повышение размера процентной ставки по банковским кредитам;
- низкий уровень оборота капитала;
- наличие кредиторской задолженности по заработной плате, что препятствует пополнению оборотных средств;
- неразвитость организационной инфраструктуры сбыта изделий НХП на внутреннем и зарубежном рынках;
- неразвитость маркетинговой деятельности;
- отсутствие постоянного государственного заказа на продукцию НХП;
- отсутствие системы эффективного менеджмента и маркетинга в организациях НХП;
- высокие затраты на оформление патентов и товарных знаков и, отсюда, слабая защищенность интеллектуальной собственности;
- недостаточный уровень информированности о возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента и иных форм налогообложения для надомников;
- отсутствие системы контроля качества импортных изделий и имитаций под изделия НХП, изделий ненадлежащих эстетических свойств, подделок, не имеющих ничего общего с изделиями НХП, отсутствие целенаправленной таможенной и налоговой политики, наличие высоких таможенных пошлин на экспорт изделий НХП и импорт оборудования;
- отток мастеров высокой квалификации (художников, дизайнеров) из организаций НХП (переход их в статус надомников) в результате невысокого уровня заработной платы;