ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2007 года № 88
Об утверждении областной целевой программы "Сохранение,
возрождение и развитие народных художественных промыслов
Нижегородской области в 2007-2011 годах"
(с изменениями на 15 сентября 2008 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 2 июня 2009 года № 348
__________________________________________________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 03.09.2007 № 318;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.11.2007 № 424;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.04.2008 № 118;
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.09.2008 № 381
------------------------------------------------------------------------------------------
В целях оптимизации системы государственной поддержки и обеспечения условий развития конкурентоспособных народных художественных промыслов Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007-2011 годах" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующие финансовые годы предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Министерству финансов Нижегородской области подготовить предложения по внесению изменений в Закон Нижегородской области от 13 декабря 2006 года № 153-З "Об областном бюджете на 2007 год" на финансирование мероприятий Программы при условии получения дополнительных доходов.
4. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области при предоставлении бюджетных инвестиций негосударственным предприятиям народных художественных промыслов Нижегородской области предусматривать выполнение соответствующей статьи Бюджетного кодекса в части оформления имущественных прав.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия И.Б.Живихину.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 23.03.2007 № 88
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2007-2011 ГОДАХ"
(в ред.постановления Правительства области от 03.09.2007 № 318
постановления Правительства области от 19.11.2007 № 424;
постановления Правительства области от 08.04.2008 № 118;
постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381)
ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОХРАНЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2007-2011 годах"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007-2011 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" - Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области" - постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области - некоммерческая организация "Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области" - государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы" - предприятия народных художественных промыслов Нижегородской области |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для развития народных художественных промыслов (далее - НХП) Нижегородской области в качестве конкурентоспособной отрасли экономики и сохранение НХП в рыночных условиях как важной части национальной культуры |
Задачи Программы | 1. Сохранить и развить действующие организации НХП Нижегородской области. 2. Возродить утерянные виды НХП и увеличить долю производства НХП на предприятиях, расположенных в местах традиционного бытования НХП Нижегородской области. 3. Содействовать повышению конкурентоспособности НХП Нижегородской области, развитию производства и улучшению качества изделий НХП. 4. Развить оптово-розничную сеть по реализации изделий НХП Нижегородской области, увеличить долю экспорта изделий НХП. 5. Содействовать развитию предпринимательской деятельности в сфере НХП посредством легализации труда надомников и повышению занятости населения в местах традиционного бытования НХП. 6. Содействовать в организации подготовки и переподготовки, повышении квалификации кадров в сфере НХП. |
Основные направления реализации Программы | 1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП, классификация субъектов НХП по группам и реализация стратегий и планов развития для каждой группы. 2. Внедрение эффективных механизмов кредитно-финансовой поддержки развития организаций НХП и субъектов предпринимательства в сфере НХП, стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на развитие производства, повышение качества продукции и снижение себестоимости продукции. 3. Маркетинг и общественные связи в сфере НХП, создание оптово-розничной сети по реализации изделий НХП, популяризация нижегородских промыслов в России и за рубежом. 4. Кадровое обеспечение развития отрасли НХП. 5. Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов НХП Нижегородской области, снижение административных барьеров, препятствующих легализации труда надомников. |
Исполнители основных мероприятий Программы | министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области, министерство строительства Нижегородской области, департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области, управление по работе с органами местного самоуправления аппарата Губернатора и Правительства Нижегородской области, управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области, департамент по культуре Нижегородской области, комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, управление государственной службы занятости населения Нижегородской области. (в ред. постановления Правительства области от 08.04.2008 № 118) |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2011 годы, в том числе: I этап - 2007-2009 годы II этап - 2010-2011 годы. |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы | Предполагаемый объем финансирования Программы за счет средств всех источников финансирования на весь период реализации Программы составляет 388646 тыс. рублей, из них: (Абзац в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) - средства федерального бюджета - 19500 тыс. рублей: (Абзац в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2007 год - 19500 тыс. рублей; - средства областного бюджета: - 71385 тыс. рублей (объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год): 2007 год - 16885 тыс. рублей; 2008 год - 13550 тыс. рублей; 2009 год - 13550 тыс. рублей; 2010 год - 13700 тыс. рублей; 2011 год - 13700 тыс. рублей; - средства местных бюджетов (при условии участия МСУ) - 8223 тыс. рублей: (Абзац в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2007 год - 4273 тыс. рублей; 2008 год - 950 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2009 год - 1000 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2010 год - 1000 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2011 год - 1000 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) - внебюджетные источники - 289538 тыс. рублей: (Абзац в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2007 год - 133238 тыс. рублей; (Абзац в ред. постановления Правительства области от 19.11.2007 № 424) 2008 год - 26100 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2009 год - 43400 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2010 год - 43400 тыс. рублей; (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) 2011 год - 43400 тыс. рублей. (в ред. постановления Правительства области от 15.09.2008 № 381- см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы к 2011 году | - Сохранение в рыночных условиях действующих организаций НХП Нижегородской области; - выведение на более высокий уровень развития 15 действующих предприятий НХП и создание более 5 новых производств; - создание более 500 новых рабочих мест; - легализации труда не менее 1000 надомников; - увеличение доли экспорта продукции НХП по крупным предприятиям с 3 до 10-15%; - увеличение средней заработной платы работников отрасли НХП области в среднем с 3500 до 9000 рублей; - увеличение поступлений в областной бюджет от предприятий НХП и по упрощенной системе налогообложения на основе патента надомниками с 39,9 до 63,4 млн. рублей в год. |
Система организации и контроля исполнения Программы | Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
I. Концепция областной целевой программы
"Сохранение, возрождение и развитие народных
художественных промыслов Нижегородской области
в 2007-2011 годах"
В основе концепции областной целевой программы "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007-2011 годах" лежит система программных мер, направленных на развитие отрасли НХП в качестве современного конкурентоспособного производственного комплекса и развитие предпринимательства в сфере НХП.
К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.
Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена негативной тенденцией (ежегодно до 30%) сокращения количества предприятий НХП Нижегородской области и риском потери всемирно известных народных промыслов, а также перспективой развития предпринимательства в сфере НХП Нижегородской области. Причинами негативных тенденций являются: отсутствие системы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, низкая конкурентоспособность продукции по цене и качеству, обусловленная необходимостью применения ручного труда, технологическая отсталость, отсутствие системы сбыта изделий художественных промыслов, слабая подготовка кадров-специалистов, отсутствие целенаправленной таможенной и налоговой политики, стимулирующей развитие экспорта.
Программа направлена на обеспечение мер правовой, организационной и финансовой государственной поддержки развития НХП Нижегородской области. В рамках Программы в качестве приоритетных направлений определены: сохранение, возрождение и развитие НХП Нижегородской области в качестве конкурентоспособного производственного комплекса.
В целях определения стратегии развития субъекты НХП сегментируются на 4 группы: 1) стабильно действующие; 2) действующие, но с тенденцией к банкротству, или прошедшие стадию банкротства и развивающиеся; 3) потенциальные, включая 3.1) организации, производящие менее 50% изделий НХП; 3.2) утраченные производства; 4) действующие и потенциальные надомники, которые могут перейти в категорию субъектов предпринимательской деятельности в сфере НХП. Для каждой категории субъектов определены стратегии развития.
Результаты Программы: выведение на более высокий уровень развития 15 действующих предприятий, создание не менее 5 новых производств, рост объемов производства изделий НХП, создание 500 новых рабочих мест, увеличение доли экспорта изделий НХП до 10-15%, увеличение субъектов предпринимательской деятельности НХП на 1000 единиц.
II. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами
Современное состояние НХП в России
В настоящее время в сфере народных художественных промыслов Российской Федерации осуществляют деятельность около 250 предприятий, в том числе 213 предприятий НХП, зарегистрировавших перечни образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года № 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства" (с изменениями на 28 декабря 2005 года).
Предприятия НХП расположены в 64 субъектах Российской Федерации, общая численность работников отрасли НХП - около 30 тысяч человек. К областям традиционного бытования НХП и крупных производств относятся: Нижегородская, Московская, Ярославская, Кировская, Челябинская области.
В отрасли НХП в целом наблюдается ряд отрицательных тенденций: сокращение количества предприятий НХП ежегодно на 10-15 единиц, сокращение объемов производства НХП, большинство крупных производств находится на стадии банкротства или выхода из стадии банкротства, низкий уровень конкурентоспособности изделий НХП и увеличение доли контрафактной продукции.
Основными причинами отрицательных тенденций являются:
- отсутствие системы государственной поддержки НХП на федеральном и региональном уровнях;
- техническая и технологическая отсталость производств и, как следствие, низкая конкурентоспособность по качеству продукции;
- низкая конкурентоспособность по цене, обусловленная необходимостью применения ручного труда, а также высокой стоимостью кредитных ресурсов, направляемых на модернизацию производства;
- низкий уровень оборачиваемости капитала, наличие кредиторской задолженности по заработной плате препятствует пополнению оборотных средств;
- отсутствие системы сбыта изделий НХП на внутреннем и зарубежном рынках, отсутствие региональных оптово-розничных сетей по реализации изделий НХП;
- отсутствие системы современного менеджмента и маркетинга на предприятиях НХП;
- недостаточный уровень информированности о возможности применения упрощенной системы налогообложения на основе патента и иных форм налогообложения для надомников;
- отсутствие системы государственного контроля за контрафактом, отсутствие целенаправленной таможенной и налоговой политики, наличие высоких таможенных пошлин на экспорт изделий и импорт сырья;
- сокращение численности работающих в сфере НХП, низкий уровень заработной платы, низкий уровень подготовки кадров, отсутствие системы повышения квалификации кадров сферы НХП, угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности;
- отсутствие научных исследований в сфере НХП.
Одной из особенностей производства изделий НХП является широкое и обязательное применение творческого, преимущественно ручного труда художников и мастеров. Специфика структуры себестоимости изделий промыслов заключается в большом удельном весе расходов на оплату труда, что значительно выше, чем на механизированных промышленных предприятиях. В отрасли НХП чрезвычайно мала выработка продукции на одного работающего, а механизация процесса ручного творческого труда недопустима в связи с самой спецификой художественных промыслов. Так, на предприятии ЗАО "Хохломская роспись" затраты на оплату труда вместе с единым социальным налогом составляют около 60 % от всех затрат. Таким образом, в отрасли НХП образуется повышенная, по сравнению с промышленными предприятиями, суммарная доля налога в товарной продукции.
Анализ состояния НХП Нижегородской области
Нижегородская область относится к наиболее значимым и представительным центрам традиционного бытования народных художественных промыслов России. На текущий момент Нижегородская область занимает по количеству предприятий НХП 2-ое место в Российской Федерации после Московской области. До принятия в 2004 году Московской областью программы развития НХП Нижегородская область была на 1-ом месте.
Всемирно известные народные промыслы Нижегородской области такие, как: хохломская роспись, семеновская матрешка с яркими алыми розами, городецкая золотная вышивка, чкаловский гипюр являются не только визитной карточкой Нижегородской области, но и всей России.
В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2006 года осуществляют свою деятельность 15 предприятий НХП, среди них: 5 предприятий деревообрабатывающего и 3 металлообрабатывающего профилей, 5 - строчевышивальных предприятий, по 1 предприятию заняты обработкой кожи и кости. Кроме того, на территории Нижегородской области осуществляют деятельность некоммерческая организация "Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области", государственное предприятие Нижегородской области "Художественные промыслы", 2 образовательных учреждения - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Художественный профессиональный лицей" и государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Павловский техникум народных художественных промыслов России".
Для отрасли НХП Нижегородской области характерны все вышеперечисленные общероссийские тенденции. Большинство предприятий НХП снизили объемы производства, были вынуждены сократить количество рабочих мест, имеют кредиторскую задолженность.
По сравнению с 2004 годом численность работающих на предприятиях НХП в 2005 году снизилась на 287 человек или на 8,6% и составила 3050 человек. Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника составила 3527,7 рублей, что значительно ниже средней заработной платы по области (6548 рублей) и стране (8550 рублей). Выпуск общего объема продукции субъектами НХП Нижегородской области за 2005 год составил 489,5 млн. рублей, что на 11,4% меньше по сравнению с 2004 годом, сокращение средней доли продукции НХП в общем объеме производства за период 2004-2005гг. достигло 2,5%, прибыль предприятий НХП Нижегородской области в 2005 году по отношению к прибыли 2004 года составила 43,9%, в результате чего сокращаются суммы, подлежащие отчислению в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды (диаграмма 1-5).
Сегментация субъектов отрасли НХП Нижегородской области (таблица 1).
В настоящее время по уровню экономического развития субъекты НХП области можно сегментировать на 4 группы: 1) стабильно действующие; 2) действующие, но с тенденцией к банкротству, или прошедшие стадию банкротства и развивающиеся; 3) потенциальные субъекты, включая 3.1) организации, расположенные в местах традиционного бытования НХП и производящие менее 50% изделий НХП и 3.2) утраченные производства НХП; 4) действующие надомники и потенциальные ремесленники, которые могут перейти в категорию субъектов предпринимательской деятельности в сфере НХП.
1 ГРУППА - "стабильно действующие" предприятия отрасли НХП Нижегородской области с двумя подгруппами:
1) предприятия с высоким уровнем развития: ЗАО "Хохломская роспись", ООО "Промысел", ООО "ТД Городецкая роспись", ОАО "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им.Кирова", ООО Завод складных ножей "САРО", ЗАО "Казаковское предприятие художественных изделий", ОАО "Гипюр";
2) предприятия со средним уровнем развития: ОАО "Тканые узоры", ЗАО "Юнона", ЗАО "Борская строчевышивальная фабрика".
2 ГРУППА - предприятия НХП "действующие, но с тенденцией к банкротству, или прошедшие стадию банкротства и развивающиеся": ООО "Городецкая золотная вышивка", ООО "Художественное объединение "Ренессанс", ОАО "Хохломский художник", ООО "Семеновская роспись", ООО "Варко".
3 ГРУППА - потенциальные предприятия НХП, включая:
3.1) организации, производящие менее 50% изделий НХП: ОАО "Труд", ЗАО "Лысковские узоры", ОАО "Павловский завод художественных металлоизделий "Сувенир", и др.;
3.2) утраченные производства: предприятия НХП, прекратившие свою деятельность: фабрика ЗАО "Полховско-майданская роспись" (роспись игрушек-тарарушек, р.п.Вознесенское), ЗАО "Керженец" (хохломская роспись, г.Семенов), ЗАО "Радуга" (роспись по ткани, набойка, г.Н.Новгород), ОАО "Октябрь" (производство ножей, г.Павлово), ОАО "Арфаси" (строчевышивка, г.Арзамас), ООО "Актар" (лозоплетение, г.Арзамас), ООО "Борнуковская пещера" (камнерезный промысел, с.Борнуково Бутурлинского р-на), ЗАО "Ножи складные" (производство ножей, г.Ворсма Павловского р-на).
4 ГРУППА - "действующие и потенциальные надомники". Более 1 тыс. надомников, занятых производством на дому изделий НХП, которые, применяя упрощенную систему налогообложения, в том числе на основе патента, могут перейти в категорию субъектов предпринимательской деятельности в сфере НХП.