Система мероприятий Программы является совокупностью институциональных и правовых преобразований, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, организационных мероприятий, выполнение которых обеспечивает решение поставленных задач.
Разработка комплекса программных мероприятий осуществлялась в соответствии с закреплёнными действующим законодательством общими принципами организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, Концепцией, требованиями и рекомендациями МВД по применению информационных систем и технологий в сфере безопасности. Так же при разработке программных мероприятий учитывались ограничения по возможным объёмам финансирования мероприятий из областного бюджета.
В результате в план мероприятий Программы включены мероприятия, обеспечивающие создание и функционирование ключевой инфраструктуры комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области, позволяющей реализовать полномочия Нижегородской области как субъекта Российской Федерации в данной сфере (решение вопросов регионального и межмуниципального значения).
План мероприятий Программы представлен в приложении 1 к настоящей Программе.
При разработке мероприятий Программы, в целях исключения дублирования мероприятий, учитывались действующие федеральные и областные и целевые программы, реализуемые на территории Нижегородской области:
- федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года № 1;
- программа МВД "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел", утверждённая приказом МВД России от 20 мая 2008 года № 435;
- федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65;
- федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100;
- федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848;
- областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области в 2008-2012 годах", утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2007 года № 531;
- областная целевая программа "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы", утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 13 ноября 2006 года № 378;
- областная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года № 115;
- областная целевая программа "Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)", утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2006 года № 396;
- областная целевая программа "Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение пожарной безопасности, снижение негативных последствий крупных техногенных аварий на 2007-2010 годы", утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 7 августа 2006 года № 247;
- областная целевая программа "Усиление безопасности и обеспечение сохранности архивных фондов Нижегородской области на 2006-2010 годы", утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 23 мая 2006 года № 180.
Реализация названных федеральных и областных целевых программ является важнейшим условием реализации Программы. Для успешной реализации Программы комитет информационных технологий и связи Нижегородской области координирует и согласовывает выполнение мероприятий Программы с выполнением мероприятий в сфере обеспечения безопасности указанных областных и федеральных целевых программ и взаимодействует с их исполнителями.
Система программных мероприятий состоит из 15 задач, решение каждой из которых создает условия для достижения цели Программы.
В рамках реализации задачи 1 обеспечивается методическая и организационно-правовая основа создания и управления комплексной системой безопасности. Это является необходимым условием успешной реализации других задач: создание службы оповещения и связи Нижегородской области; создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (Система 112); подключение систем мониторинга особо важных объектов, крупных коммерческих организаций (промышленных предприятий, торгово-развлекательных комплексов, рынков, гостиниц, банков и других) к единому ситуационному центру; проведение мероприятий в сфере экологического мониторинга и контроля на территории Нижегородской области; организация сети коммерческих терминалов по приему от населения платежей по транспортному налогу и штрафов за нарушение правил дорожного движения, разработка регламентов информационного обмена и взаимодействия единого ситуационного центра Нижегородской области с органами государственной власти, муниципальными образованиями, службами экстренного реагирования, организациями.
В рамках задачи 2 создается информационно-технологическая инфраструктура комплексной системы безопасности, включающая высокоскоростные каналы связи, активное и пассивное сетевое оборудование, аппаратно-программные средства обеспечения функционирования единой системы мониторинга угроз безопасности Нижегородской области, в том числе средства контроля работоспособности и управления телекоммуникационными ресурсами; подсистема защиты информации, включающая необходимые аппаратно-программные, сертифицированные ФСБ и ФСТЭК, средства защиты информации и интеграции имеющихся федеральных и региональных информационных ресурсов в единое пространство системы безопасности.
Информационно-технологическая инфраструктура строится по иерархическому принципу. На первом уровне создается локальная сеть районного значения, объединяющая узловые точки первичного сбора и обработки информации и центр мониторинга и управления, располагающийся в РУВД района и решающий задачи в рамках своей компетенции.
Районные центры объединяются с городским центром с помощью магистральной опорной сети передачи данных. В г.Нижнем Новгороде в качестве опорной сети, объединяющей центры мониторинга и управления в РУВД и ситуационный центр ГУВД по Нижегородской области, являющийся одновременно городским и областным центром, используется мультисервисная сеть органов внутренних дел, создаваемая в рамках программы ЕИТКС. В ГУВД оборудуется ситуационный центр, включающий подсистемы обработки, анализа, хранения и контроля видеоинформации.
Построение сети передачи данных в районных центрах и крупных городах Нижегородской области ведётся по тому же принципу, что и в г.Нижнем Новгороде. Центры мониторинга и управления районных отделов УВД в районных центрах и крупных городах соединяются с ситуационным центром ГУВД с помощью ЕИТКС. На базе районных отделов УВД оборудуются городские (районные) центры мониторинга и управления.
В рамках построения информационно-технологической инфраструктуры в единое информационное пространство к единому ситуационному центру подключаются по согласованию ГУВД, УГИБДД, УФСНК, УФМС, УМЧС. К единому ситуационному центру подключается Оперативный штаб УФСБ по Нижегородской области. Также к единому ситуационному центру подключаются Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области, служба мониторинга Нижегородского территориального центра медицины катастроф, КИСМ ЖКХ, МРИЦ системы ОКСИОН и другие по согласованию.
Предоставление информации комплексной системы безопасности будет осуществляться в соответствии с полномочиями и разрабатываемыми регламентами информационного обмена и взаимодействия с учетом требований защиты информации.
Создание информационно-технологической инфраструктуры комплексной системы безопасности происходит также путем интеграции уже созданных и планируемых сетей и систем связи Нижегородской области.
В рамках реализации областной целевой программы "Создание комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 2007-2008 годы", утверждённой постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2007 года № 127, построено более 60 км. волоконно-оптических линий связи в городе Нижнем Новгороде. Информационно-технологическая инфраструктура комплексной системы безопасности строится с учетом возможности использования данных каналов связи с целью исключения дублирования расходования бюджетных средств и расширения возможностей системы по подключению удаленных точек, созданию "последней мили" и развитию магистральных каналов связи при использовании единообразных технических средств, заложенных в Программе.
В рамках задачи 2 осуществляется внедрение подсистемы защиты информации, обеспечивающей получение всеми заинтересованными органами государственной власти достоверной и полной информации. Для этого проводятся мероприятия по: определению ресурсов, подлежащих защите, в том числе от незаконной модификации, нарушения работоспособности системы; разработке технического задания на подсистему защиты информации; проектированию подсистемы защиты информации, определению необходимых технических, аппаратно-программных средств защиты информации, сертифицированных ФСТЭК и ФСБ; монтажу оборудования, его настройке и выполнению мероприятий по вводу в эксплуатацию, предусмотренных нормативно-методическими документами ФСТЭК и ФСБ. Для выполнения мероприятий должны привлекаться организации, имеющие соответствующие лицензии ФСТЭК и ФСБ.
В рамках задачи 2 организуется координация и согласование действий с соответствующими мероприятиями областной целевой программы "Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)", утверждённой постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2006 года № 396, и федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65.