Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2006 года № 396

Об областной целевой программе "Информатизация
Нижегородской области (2007-2009 годы)"

(с изменениями на 24 июля 2008 года)
____________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 3 июля 2009 года № 453

   ___________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 31 марта 2008 года № 106     
постановлением Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305     
------------------------------------------------------------------------



В соответствии с Концепцией региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р и во исполнение распоряжения Правительства Нижегородской области от 20 апреля 2006 года № 277-р "О развитии информатизации в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области предусматривать соответствующее финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, по разделу 0409 "Связь и информатика".

3. Заместителю Губернатора, заместителю Председателя Правительства Нижегородской области по государственно-правовому и организационному обеспечению, полномочному представителю Губернатора в Законодательном Собрании С.А.Потапову предоставлять информацию о ходе реализации Программы на заседание Правительства Нижегородской области с периодичностью 1 раз в полгода.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по государственно-правовому и организационному обеспечению, полномочного представителя Губернатора в Законодательном Собрании С.А.Потапова.



Губернатор                                                                                                  В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 30.11.2006 № 396

     

     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
     "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2007-2009 годы)"

     (далее - Программа)

     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
(в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 31 марта 2008 года № 106)     
(в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305)     

Наименование Программы

Областная целевая программа "Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)"

Основание для разработки Программы, дата ее утверждения

- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"

- Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р

- распоряжение Правительства Нижегородской области от 20 апреля 2006 года № 277-р "О развитии информатизации в Нижегородской области"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

- экспертный совет по проблемам информатизации Нижегородской области

- аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области

- комитет информационных технологий и связи Нижегородской области

Исполнители Программы

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- министерства и иные органы исполнительной власти Нижегородской области    

Цели Программы

- повышение необходимых условий для достижения нового уровня информационной открытости, результативности и эффективности управления Нижегородской областью;

- повышение уровня и качества жизни населения Нижегородской области за счет системы государственных услуг, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий;

- преодоление информационного неравенства и создание предпосылок построения информационного общества;

- снижение нагрузки (времени и количества непосредственных личных обращений) для населения и организаций Нижегородской области, связанной с взаимодействием с органами государственной власти Нижегородской области и с предоставлением информации, необходимой для получения ими государственных услуг; (абзац в ред.

постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- обеспечение оперативности и полноты общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Нижегородской области; (абзац в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- устранение дублирования бюджетных расходов и повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;

- обеспечение актуальности, целостности и безопасности информационных систем и ресурсов Нижегородской области

Основные задачи Программы

- обеспечение доступа к социально значимой информации и информационно-коммуникационным услугам для всех жителей Нижегородской области;

- оснащение компьютерной техникой и развитие информационных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности;

- совершенствование нормативно-правовой и методической базы в сфере использования информационных технологий;

- развитие территориальной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры;

- обеспечение доступа к сети Интернет населению Нижегородской области (далее - область, регион);

- создание и развитие территориальных информационных ресурсов (баз данных, кадастров и регистров) и систем управления ключевыми сферами социально-экономического развития региона;

- повышение эффективности управления программами и проектами в сфере информатизации, реализуемыми в регионе;

- обеспечение информационной и общественной поддержки хода реализации Программы;

- повышение уровня квалификации государственных гражданских служащих и навыков населения в сфере использования информационных технологий; (абзац в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- обеспечение информационной безопасности, предотвращение нарушений целостности и незаконного использования территориальных информационных ресурсов

Сроки реализации Программы

2007-2009 годы

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

формой контроля служит ежеквартальный отчет о ходе реализации Программы, который представляется разработчиком по данным исполнителей Программы

Предполагаемые объемы и источники финансирования

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

всего на 2007-2009 годы - 270,6 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств областного бюджета - 258,07 млн. рублей;
- за счет средств бюджетов иных уровней (прогноз при условии их поступления) - 12,54 млн.рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- доля органов исполнительной власти Нижегородской области

осуществляющих внедрение информационных технологий в рамках Программы, 100% от общего числа;

- доля территориальных информационных систем, соответствующих стандартам интеграции и электронного межведомственного взаимодействия, 55% от общего числа;

- уровень распространения персональных компьютеров (ПК) среди населения Нижегородской области: 6,14 штук на 100 жителей;

- доля населения Нижегородской области, регулярно использующая сеть Интернет: 7,28% от общего числа;

- количество пунктов коллективного доступа, информационных киосков: 660 штук;

- количество введенных в эксплуатацию территориальных информационных систем: 200 штук;

- доля государственных услуг, предоставляемых в электронном виде: 80% от общего числа;

- доля пользователей государственных информационных ресурсов, 20% от общего числа пользователей Интернет;

- доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек и музеев: 50% от общего числа;

- доля органов государственной власти Нижегородской области

подключенных к единой системе электронного документооборота: 100% от их общего числа;

- доля автоматизированных процессов информационного взаимодействия, в том числе межведомственного обмена органов государственной власти Нижегородской области : 45% от их общего числа;

- доля работников органов государственной власти Нижегородской области прошедших в рамках Программы необходимую переподготовку в сфере использования информационных технологий: 90% от их общего числа;

- доля специалистов в сфере информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в общем объеме ежегодно выпускаемых высшими и средними специальными учебными заведениями специалистов: 2,6% от их общего числа;

- вхождение Нижегородской области в число ведущих регионов России по уровню использования информационных технологий и построение основ информационного общества (занять место в первой десятке рейтинга регионов Российской Федерации по готовности к информационному обществу).

     

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа,
обоснование необходимости ее решения программными методами


Основание для разработки Программы: Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р, распоряжение Правительства Нижегородской области от 20 апреля 2006 года № 277-р "О развитии информатизации в Нижегородской области".

Существующие проблемы.

Развитие и широкое применение информационных технологий всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Для процесса перехода от индустриального общества к информационному характерно, что информация и знания становятся движущей силой социально-экономического развития наряду с такими традиционными факторами, как природные, трудовые и финансовые ресурсы. Информационно-коммуникационная инфраструктура становится в один ряд с другими обеспечивающими инфраструктурами, такими как транспортная, энергетическая инфраструктуры.

Несмотря на улучшение ситуации с внедрением и использованием информационных технологий в Нижегородской области, в целом уровень их использования остается недостаточным, что является характерным для большинства субъектов Российской Федераци. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном техническом оснащении, а, следовательно, низком уровне развития прикладных решений.

Так, в Нижегородской области органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления Нижегородской области тратится около 52% всех расходов на информатизацию - на приобретение компьютерной техники, 32% - на приобретение программного обеспечения.

На начальной стадии развития находятся основные территориальные базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного и муниципального управления. Практически не производится предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В Нижегородской области не более 5% государственных услуг оказывается в электронном виде. Несмотря на то, что органами государственной власти Нижегородской области сформировано и функционирует более 80 территориальных баз данных, содержащих учетную информацию об объектах государственного управления, многие из них не отвечают современным требованиям государственного управления и не позволяют принимать оперативные управленческие решения.

Эта ситуация, обусловленная во многом низким уровнем информационно-технологического оснащения органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области, усугубляется отсутствием механизмов обеспечения согласованного развития территориальных информационных систем и необходимой инфраструктуры для их взаимодействия.

Результатом является дублирование бюджетных расходов на информатизацию и сложность межведомственного взаимодействия. Обеспечение безопасности территориальных информационных систем не соответствует современным требованиям. Уровень подготовки населения региона и служащих органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области по владению навыками использования современных информационных технологий также остается недостаточным. Нет единой системы мониторинга хода реализации проектов в сфере внедрения информационных технологий, а также системы контроля качества, учета и последующего тиражирования успешно себя зарекомендовавших решений. Отсутствует необходимая нормативно-правовая основа для эффективного использования возможностей современных информационных технологий в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить требуемое повышение качества государственного и муниципального управления, а также предоставления услуг населению и организациям Нижегородской области на основе информационных технологий и серьезно снижает эффективность бюджетных расходов на создание и развитие территориальных информационных систем и ресурсов.

Перечисленные проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий, носят комплексный межведомственный характер. Решение указанных проблем требует консолидации ресурсов, проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий всех органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области по внедрению информационных технологий, что возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода. Альтернативные подходы приведут к избыточным бюджетным расходам и не позволят оптимально разрешить актуальные проблемы информатизации региона.

Можно выделить следующие наиболее существенные риски успешной реализации Программы:

- риск пассивного сопротивления распространению и внедрению органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления Нижегородской области (далее совместно - органы государственной власти и местного самоуправления) результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствия мотивации их использования. В целях минимизации данного риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы формировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления для планирования и оперативной координации их выполнения;

- риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Данный риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой многосторонней экспертизы проектных решений и получаемых результатов;

- риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В целях минимизации данного риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления и контроля достижения запланированных результатов ее реализации, организовать каналы обратной связи для получения информации о соответствии работ, выполняемых в рамках Программы, основным потребностям в области повышения эффективности использования информационных технологий в государственном управлении;

- риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других программ и проектов внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. В целях минимизации данного риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить реализацию задач, имеющих комплексный межведомственный характер и затрагивающих интересы многих органов государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы соответствующими законами и нормативными правовыми актами.

Использование программного метода для управления внедрением и использованием информационных технологий, ходом последующей реализации инициатив и использованием создаваемых активов обеспечит:

- достижение целей информатизации региона;

- координацию и исключение дублирования работ по формированию и совместному использованию единых информационных систем и ресурсов;

- использование оптимальных, апробированных и рекомендованных к использованию при построении "электронных правительств" технологических архитектур и решений;

- совместимость информационных систем и межведомственное взаимодействие на региональном уровне, а также с информационными системами и ресурсами федерального и муниципального уровня;

- повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств на цели развития информационных технологий.

Необходимость разработки Программы согласуется с рекомендациями, содержащимися в Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р, согласно которой в субъекте Российской Федерации должна быть принята соответствующая программа региональной информатизации в целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению региональной информатизации.

План мероприятий информатизации на текущий год утверждается распоряжением Губернатора Нижегородской области в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 29 октября 2004 года № 1220-р "Об информатизации органов государственной власти, подчиненных Губернатору Нижегородской области, и органов местного самоуправления Нижегородской области на 2005 год".

В рамках настоящей Программы возможна разработка ведомственных подпрограмм, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность.

    

 2. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы, целевые индикаторы
     и показатели ее реализации


Цели Программы:

- создание необходимых условий для достижения нового уровня информационной открытости, результативности и эффективности управления Нижегородской областью;

- повышение уровня и качества жизни населения Нижегородской области за счет системы государственных услуг, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий;

- преодоление информационного неравенства и создание предпосылок построения информационного общества;

- снижение нагрузки (времени и количества непосредственных личных обращений) для населения и организаций Нижегородской области, связанной с взаимодействием с органами государственной власти  и с представлением информации, необходимой для получения ими государственных услуг; (абзац в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- обеспечение оперативности и полноты общественного контроля за деятельностью органов государственной власти ; (абзац в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2008 года № 305- см. предыдущую редакцию)

- устранение дублирования бюджетных расходов и повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;

- обеспечение актуальности, целостности и безопасности информационных систем и ресурсов Нижегородской области.

Задачи Программы:

- повышение эффективности государственного управления регионом;

- повышение информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления и эффективности взаимодействия с населением и организациями Нижегородской области за счет развития информационных порталов и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием принципа "Единого окна";

- повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления за счет совместного использования информационных ресурсов и интеграции информационных систем различных уровней;

- обеспечение доступа к социально значимой информации и информационно-коммуникационным услугам для всех жителей Нижегородской области;

- оснащение компьютерной техникой и развитие информационных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности;

- совершенствование нормативно-правовой и методической базы в сфере использования информационных технологий;

- развитие территориальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- обеспечение доступа к сети Интернет населению области;

- создание и развитие территориальных информационных ресурсов (баз данных, кадастров и регистров) и систем управления ключевыми сферами социально-экономического развития региона;

- повышение эффективности управления программами и проектами в сфере информатизации, реализуемыми в регионе;

- обеспечение информационной и общественной поддержки хода реализации Программы;

- повышение уровня квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих и навыков населения Нижегородской области в сфере использования информационных технологий;

- обеспечение информационной безопасности, предотвращение нарушений целостности и незаконного использования территориальных информационных ресурсов.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 3 года: 2007-2009 годы.

Реализация Программы осуществляется в один этап.

 

    3. Перечень программных мероприятий

В Программе предусматривается реализация мероприятий по 6 основным разделам.

Раздел 1. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы в сфере использования информационных технологий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»