Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2006 года № 378

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение
гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнений
окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы"

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 30 апреля 2009 года № 267
__________________________________________________________________________



В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнений окружающей среды Нижегородской области и реализации Соглашения между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Нижегородской области о сотрудничестве в области обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности населения и инфраструктуры Нижегородской области от 28 сентября 2005 года № 55-П Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнений окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть соответствующее финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета. В ходе реализации Программы объёмы финансирования могут корректироваться с учетом реальных возможностей бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия И.Б.Живихину.



Губернатор                                             В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 13.11.2006 № 378

          

     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
     "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
     И МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
     НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ на 2007-2009 годы"



 ПАСПОРТ
     областной целевой программы "Обеспечение гидрометеорологической
     безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды
     Нижегородской области на 2007-2009 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Обеспечение гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области на 2007-2009 годы"

     Основания разработки Программы

1. Соглашение между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Нижегородской области о сотрудничестве в области обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности населения и инфраструктуры Нижегородской области от 28.09.2005 № 55-П.

2. План мероприятий по подготовке Программы обеспечения гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды как одного из важнейших факторов обеспечения экологической безопасности Нижегородской области на 2007-2009 годы, утверждённый Губернатором Нижегородской области и Руководителем Росгидромета, от 25.05.2006.

     Заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

     Основные разработчики Программы

- комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области;

- Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию);

     Соисполнители мероприятий Программы

- комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области;

- Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию);

- Росгидромет (по согласованию);

- научно-исследовательские организации Росгидромета (при условии участия в реализации Программы);

- комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области;

- органы местного самоуправления муниципальных образований (при условии участия в реализации Программы);

- природоохранные организации, функционирующие на территории Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы);

- предприятия различных форм собственности - источники загрязнения окружающей природной среды (при условии участия в реализации Программы);

- предприятия и организации, эксплуатирующие питьевые водозаборы (при условии участия в реализации Программы);

- министерство строительства Нижегородской области;

- министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

     Цель Программы

Повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области на основе обеспечения высокого уровня её гидрометеорологической безопасности, информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды и повышения степени защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения окружающей среды путём развития и совершенствования областной системы мониторинга состояния окружающей среды

     Задачи Программы

- предотвращение и снижение негативного воздействия опасных метеорологических (шквалы, смерчи, сильные ливни, грозы, град, сильные снегопады) и гидрологических (наводнения, подтопления, обмеления, ледовые явления) явлений на население, инфраструктуру и деятельность отраслей экономики Нижегородской области и повышение устойчивости функционирования погодозависимых отраслей экономики и отраслей хозяйства, деятельность которых зависит от режима водных объектов;

- предотвращение и снижение экономического и морального ущерба и некомфортности проживания в результате резких изменений текущих погодных условий;

- повышение степени гидрометеорологической изученности территории Нижегородской области и обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики, территориальной инфраструктуры и жизнедеятельности населения Нижегородской области с учетом долговременных тенденций изменения погодных условий и гидрологического режима водных объектов;

- обеспечение учёта изменений климата при перспективном планировании развития Нижегородской области и её отдельных территорий;

- повышение защищенности населения, животного мира и биоты от воздействия химического и радиационного загрязнения объектов окружающей среды, в том числе от чрезвычайных и аварийных ситуаций техногенного характера, связанных с загрязнением окружающей среды;

- обеспечение высокого уровня информированности населения, органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и природоохранных организаций о фактическом и ожидаемом загрязнении окружающей среды;

- получение полной достоверной информации, необходимой для осуществления эффективного регулирования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды и определения степени пригодности последних для различных видов природопользования;

- обеспечение достоверности, сопоставимости, унификации и доступности информационных ресурсов системы мониторинга состояния окружающей среды путём формирования правовой основы её деятельности;

- обеспечение устойчивости и эффективности функционирования системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области путём решения вопросов координации деятельности субъектов мониторинга, укрепления организационной структуры и развития объектов инфраструктуры системы;

- обеспечение системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области квалифицированными кадрами;

- обеспечение выполнения  и адаптации к условиям Нижегородской области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды.

     Основные направления реализации Программы

- развитие и совершенствование системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Нижегородской области;

- развитие и совершенствование системы мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- правовое обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- организационное совершенствование систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- кадровое и социальное обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области;

- научное обеспечение деятельности систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды Нижегородской области.

     Сроки реализации Программы

2007-2009 годы

     Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

Общий предполагаемый объем финансирования в млн. руб. - 356,0

в том числе:

средства федерального бюджета - 179,3 (50%);

средства областного бюджета - 84,4 (24%), из них 18,2 из областного экологического фонда, 0,6 из средств, выделяемых на сельское хозяйство, 1,2 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 64,4 из средств на охрану окружающей среды;

средства местных бюджетов- 68,0 (19%);

средства подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций- 24,0 (7%);

иные источники - 0,3 (менее 0, 1%).

Предполагаемый объем финансирования по годам в млн. руб.:
     2007 год - 96,8,
в том числе: из федерального бюджета - 59,1; из областного бюджета - 10,3 (в том числе 8,0 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 1,8 из средств на охрану окружающей среды); из бюджетов муниципальных образований - 19,2; из средств подведомственных ВВУГМС организаций - 8,1; из иных источников - 0,1.

2008 год - 97,1, в том числе: из федерального бюджета - 48,4; из областного бюджета - 17,8 (в том числе 5,1 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 12,1 из средств на охрану окружающей среды); из местных бюджетов - 22,3; из средств подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций - 8,5; из иных источников - 0,1.

2009 год - 162,1, в том числе: из федерального бюджета - 71,8; из областного бюджета - 56,3 (в том числе 5,1 из областного экологического фонда, 0,2 из средств на сельское хозяйство, 0,4 из средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, 50,6 из средств на охрану окружающей среды); из местных бюджетов - 26,5; из средств подведомственных Верхне-Волжскому УГМС организаций - 7,4; из иных источников - 0,1.

Кроме того, будут задействованы:

- средства займа Международного банка реконструкции и развития, поступающие через Проект модернизации Росгидромета (Соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР от 11.08.2005) в соответствии с выделенной Росгидрометом Верхне-Волжскому УГМС для Нижегородской области квотой. Объём средств окончательно определится к началу 2007 года;

- собственные средства других лицензированных организаций, которые будут участвовать в реализации Программы; объём этих средств не определён, так как будет зависеть от возможностей и степени участия конкретных организаций;

- средства хозяйствующих субъектов, объём которых не рассчитывался в связи с отсутствием в настоящее время в области перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в зоне влияния результатов их хозяйственной деятельности.

Конкретные объёмы ежегодного финансирования Программы из различных источников будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации мероприятий к 2010 году в Нижегородской области будет сформирована действенная система гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды, деятельность которой позволит повысить инвестиционную привлекательность Нижегородской области, обеспечить высокую степень гидрометеорологической безопасности и информированности населения о состоянии загрязнения окружающей среды и существенно увеличит степень защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения объектов окружающей среды.

В ходе реализации основных направлений Программы и решения позволяющих достичь поставленной цели задач будут получены следующие конкретные результаты, являющиеся критериями оценки эффективного расходования вложенных средств:

- модернизована и расширена радиолокационная сеть и организовано получение сшитой радиолокационной карты ЕТР, позволяющие своевременно выявить опасные метеорологические явления;

- организовано получение и распространение метеорологической информации в режиме реального времени;

- организован аэрокосмический мониторинг территории Нижегородской области;

- открыто не менее трёх автоматизированных гидрологических постов, позволяющих получать информацию об уровнях воды в режиме реального времени;

- организована система экстренного оповещения населения о возможном возникновении опасных гидрометеорологических явлений;

- выполнено инструментальное уточнение опасных отметок воды на реках Нижегородской области;

- внедрено ежедневное прогнозирование погоды по городам и населённым пунктам Нижегородской области с заблаговременностью до 5 суток;

- усовершенствована система информирования населения Нижегородской области о прогнозируемых погодных условиях;

- внедрена современная система информационного обслуживания органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований;

- не менее чем на 10 постов расширена сеть гидрометеорологических наблюдений;

- организована сеть микроклиматических наблюдений в селитебной зоне городов Нижегородской области;

- модернизировано техническое оснащение сети гидрометеорологических наблюдений;

- модернизировано техническое оснащение системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации;

- уточнён на основе натурных обследований и пересмотрен кадастр водных объектов Нижегородской области;

- организована система получения и уточнения гидрологических характеристик на участках специализированного водопользования;

- выполнено районирование территории Нижегородской области и городов по степени благоприятности для деятельности отраслей экономики и жизнедеятельности населения;

- внедрено в практику работы проведение гидрометеорологической экспертизы;

- сформированы группы оперативного реагирования при ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды;

- организована и оснащена необходимым оборудованием мобильная партия для обследования состояния загрязнения территорий, подверженных аварийному и экстремально высокому загрязнению;

- организованы стационарные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 8 промышленных городах Нижегородской области (Бор, Заволжье, Кулебаки, Выкса, Павлово, Городец, Богородск, Саров);

- выполнены маршрутные обследования состояния загрязнения воздуха в 6 городах Нижегородской области (Ворсма, Семёнов, Первомайск, Ветлуга, Навашино, Чкаловск);

- организованы наблюдения за загрязнением воздуха в 2-х не охваченных наблюдениями районах г.г.Н.Новгорода и Дзержинска;

- организована система мониторинга влияния отдельных источников загрязнения на качество объектов окружающей среды, базирующаяся на сети наблюдений, установленной на границах санитарно-защитных зон (воздух) и на участках непосредственного влияния сбросов сточных вод (водные объекты);

- внедрены методы непрерывного пробоотбора воздуха;

- организован экспериментальный пост контроля загрязнения воздуха в режиме реального времени;

- расширена сеть городов, обслуживаемых прогнозами неблагоприятных для рассеивания вредных примесей метеорологических условий;

- обследовано загрязнение снежного покрова в 10 городах Нижегородской области (Саров, Бор, Заволжье, Кулебаки, Арзамас, Выкса, Павлово, Городец, Богородск, Балахна);

- организованы исследования загрязнения воздуха на уровне верхних этажей жилых домов, в районах наиболее интенсивного горения лесов и торфяников, полигонов ТБО и несанкционированных свалок;

- расширен спектр контролируемых загрязняющих веществ;

- внедрены микробиологические наблюдения на сети мониторинга загрязнения водных объектов;

- выполнено обследование загрязнения почвенного покрова в 9 городах Нижегородской области (Бор, Заволжье, Выкса, Кулебаки, Павлово, Арзамас, Балахна, Богородск, Саров) и на территории Богородского и Балахнинского районов;

- обеспечен непрерывный контроль в режиме реального времени за радиоактивностью атмосферы в г.Н.Новгороде;

- возобновлена деятельность системы непрерывного слежения за гамма-фоном;

- модернизировано и обновлено техническое оснащение постов и лабораторий;

- внедрены новые формы и современные технические средства для обслуживания населения, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований информацией о загрязнении окружающей среды;

- модернизирована автоматизированная система сбора, обработки и распространения информации о загрязнении окружающей среды;

- разработан закон Нижегородской области "О формировании и обеспечении функционирования территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Нижегородской области";

- разработан перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха;

- в рамках Совета экологической безопасности Нижегородской области сформирован координационный совет по мониторингу загрязнения окружающей среды и гидрометеорологической безопасности;

- организованы кустовые центры мониторинга состояния окружающей среды в г.г.Арзамасе, Дзержинске, Сарове;

- построено и оборудовано здание метеорологической станции в г.Арзамасе;

- на базе Волжской ГМО организован полевой комплекс мониторинговых исследований состояния окружающей среды и кадровой подготовки;

- построено 2 новых здания метеорологических станций;

- оборудовано не менее трёх помещений под АДГП;

- построен и оборудован лабораторный корпус в г.Н.Новгороде;

- проработан вопрос подготовки специалистов гидрометеорологического профиля на базе учебно-производственных комбинатов средней школы, в техникумах, колледжах и вузах Нижегородской области;

- проработаны вопросы повышения уровня социальной защищённости специалистов систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения окружающей среды;

- расширена методическая база прогнозирования гидрометеорологических параметров и параметров загрязнения объектов окружающей среды;

- расширена методическая база определения в объектах окружающей среды содержания загрязняющих веществ, специфических для выбросов (сбросов) предприятий Нижегородской области;

- разработаны территориальные строительные нормы для Нижегородской области;

- организован центр научно-практических разработок и внедрения результатов НИР.

Итогом перечисленных выше результатов явится:

- повышение оправдываемости прогнозов опасных гидрометеорологических явлений с 95 до 97%;

- повышение заблаговременности прогноза опасных гидрометеорологических явлений с 0,5 час. до 1 часа;

- повышение оправдываемости текущих прогнозов погоды с 92 до 95%;

- повышение степени гидрологической изученности территории с 5 до 30%;

- предотвращение высокого (10 ПДК) загрязнения атмосферного воздуха в городах Нижегородской области в неблагоприятные для рассеивания вредных примесей периоды;

- повышение степени изученности загрязнения объектов окружающей среды на территории Нижегородской области с 20 до 80%.

Система управления и контроля за реализацией Программы

Оперативное управление:

комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области при участии Верхне-Волжского УГМС.

Контроль за ходом реализации программных мероприятий:

Правительство Нижегородской области

     

1. Содержание проблемы

В ряду стоящих перед человечеством проблем всё более значительное место занимают проблемы экологической безопасности, в том числе защиты от воздействия опасных природных явлений.

Экологическая безопасность определяется как процесс обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Поэтому обеспечение экологической безопасности связано, прежде всего, с решением проблем поддержания устойчивого состояния окружающей среды и её защищённости от природных и техногенных катастроф. Ясно, что эти проблемы многогранны и включают в себя целый комплекс различных задач, охватывающих широкий спектр человеческой деятельности и природных процессов.

Одной из особенностей, во многом определяющей их общность и тесную взаимосвязь, является ярко выраженная региональность, которая обуславливает необходимость изначального решения проблем на уровне субъектов Российской Федерации. Актуальны перечисленные выше проблемы и для Нижегородской области.

Среди многообразия факторов, включающих опасные природные воздействия, выделяется обширный блок гидрометеорологических явлений, защищённость от которых характеризуется термином "гидрометеорологическая безопасность", которая в соответствии с Концепцией гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ от 16 апреля 2004 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ, определяется как состояние защищённости личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий территории. В то же время гидрометеорологические условия оказывают существенное, а порой и определяющее воздействие на формирование загрязнения объектов окружающей среды. Именно поэтому в 60-х годах двадцатого столетия была сформирована единая система мониторинга состояния объектов окружающей среды (воздуха, почвы, водных объектов, снежного покрова и атмосферных осадков), которая, с одной стороны, позволяет оценить степень загрязнения перечисленных объектов, с другой стороны, мониторинг их физических параметров и базирующаяся на его основе деятельность по производству гидрометеорологической информации решает вопросы обеспечения гидрометеорологической безопасности.

Опасные гидрометеорологические и гелиогеофизические явления (циклоны, штормы, ураганы, грозовые шквалы, пылевые бури, засуха, ливни, наводнения, внезапное понижение температуры воздуха, снегопады, град и т. д.) влекут за собой человеческие жертвы и наносят значительный ущерб экономике и имуществу граждан. Кроме того, эти явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней (брюшной тиф, малярия, холера и т.д.), выбросы токсичных газов, разливы нефти и радиационные аварии.

По оценке экспертов Всемирной метеорологической организации в течение десятилетнего периода 1991-2000 годов более 70% материальных потерь и до 90% людей, пострадавших от стихии, стали жертвами опасных природных явлений, обусловленных метеорологическими и гидрологическими причинами, а размеры потерь мировой экономики от опасных природных явлений составляют от 50 до 100 млрд. долларов США ежегодно. При этом эффективное использование гидрометеорологической и связанной с ней информации, в том числе и долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов, может способствовать предотвращению или минимизации серьезного экономического ущерба.

Такая статистика дает основание считать, что в ряду опасных природных явлений именно явления гидрометеорологического характера являются самыми опасными и именно от них, в первую очередь, требуется организация защиты населения и экономики.

В этих условиях предоставление своевременных предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях может дать эффективную отдачу в виде спасенных жизней и имущества людей.

Трудно переоценить положительный эффект для экономики от заблаговременных предупреждений о продолжительных по времени таких опасных явлениях, как засухи, маловодье, наводнения, а также от предоставления долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных гидрометеорологических явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный, речной и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения.

Географическое положение Нижегородской области, морфологические особенности её поверхности, некоторые другие природные характеристики (хорошо развитая гидрографическая сеть, наличие двух крупных водохранилищ - Горьковского и Чебоксарского) создают достаточно благоприятные условия для возникновения опасных гидрометеорологических явлений, характерной особенностью которых является то, что они не имеют чётко локализованного характера, то есть, их возникновение возможно в любом районе области в самое разное время.

В этих условиях интересы Нижегородской области в обеспечении гидрометеорологической безопасности, в первую очередь, обусловлены необходимостью повышения уровня безопасности населения, его жизнедеятельности от негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений путём оперативного информирования и реагирования.

Главная задача Правительства Нижегородской области по обеспечению гидрометеорологической безопасности состоит в создании условий, которые способствовали бы достижению необходимого уровня и качества гидрометеорологического обеспечения органов власти, населения и отраслей экономики Нижегородской области, позволяющего снизить отрицательные воздействия опасных гидрометеорологических явлений на безопасность жизни и имущества людей, инфраструктуру Нижегородской области, а также на функционирование её экономики.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Нижегородской области предполагает учёт данных долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов при планировании деятельности в погодозависимых отраслях хозяйства, таких как энергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство, лесной комплекс и др., а также полный и правильный учёт гидрометеорологических условий при формировании планов социально-экономического развития.

Для успешного решения указанных задач необходимо иметь как можно более полную и достоверную гидрометеорологическую информацию, получить которую можно только при активном развитии на территории Нижегородской области системы гидрометеорологических наблюдений и хорошо отлаженной системы сбора, обработки и распространения информации гидрометеорологического назначения.

Серьёзного внимания заслуживает также проблема оснащения и поддержания на современном технологическом уровне технических средств (в том числе систем приёмки и обработки космических снимков, радиометеорологических наблюдений) и вычислительных комплексов.

Только при этих условиях гарантировано своевременное получение надёжной и исчерпывающей информации, прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях и климатических изменениях, что позволит своевременно принять меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности, защите имущества населения и предотвращения возможного ущерба экономике.

Основой системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Нижегородской области является действующая на её территории государственная гидрометеорологическая сеть наблюдений Росгидромета.

В соответствии с абзацем 17 статьи 6 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации. Источником получения такой информации является мониторинг окружающей среды (статья 63).

Таким образом, источником информации о загрязнении окружающей среды на территории Нижегородской области является система мониторинга загрязнения окружающей среды, которая наряду с задачей информирования населения решает ещё ряд задач:

- обеспечение потребностей государственной власти Нижегородской области и юридических лиц в достоверной информации о состоянии загрязнения окружающей среды;

- получение информации о воздействии на объекты окружающей среды антропогенных источников;

- прогнозирование возможного ухудшения качества объектов окружающей среды;

- анализ долговременных тенденций изменения уровней загрязнения объектов окружающей среды;

- формирование исходных данных для осуществления процессов регулирования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды.

Гидрометеорологические факторы и процессы играют большую, а зачастую и определяющую, роль в формировании уровня загрязнения объектов окружающей среды. Гидрометеорологическая информация лежит в основе прогнозирования загрязнения объектов окружающей среды и регулирования антропогенного воздействия на них. Без знания гидрометеорологических характеристик: параметров ветра, величин температуры воздуха, состояния атмосферной стратификации и циркуляции, водности, глубин, скоростей течения водотоков, типов, состава, влагоёмкости почв - невозможно определить скорость и характер распространения зон экстремально высокого и аварийного загрязнения территорий и оценить возможные последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Гидрометеорологические наблюдения и наблюдения за загрязнением окружающей среды поставляют исходную информацию для расчётов по определению допустимых антропогенных нагрузок на объекты окружающей среды, следовательно, лежат в основе регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду и обеспечения защищённости населения, животного и растительного мира от её загрязнения.

Кроме того, как показывает опыт работы, высокая степень гидрометеорологической безопасности и информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды, наличие комплекса информации о загрязнении существенно повышает уровень инвестиционной привлекательности территорий, особенно для инвестиций иностранного капитала. Ведь включение экологических факторов в систему экономических оценок - это быстро растущая общемировая тенденция. Фактор экологичности растёт и будет расти. Поэтому повышение уровня экологической безопасности позволит улучшить репутацию региона и за счёт этого повысить его конкурентоспособность, поскольку для иностранных инвесторов зелёный имидж региона является одним из определяющих факторов при принятии решения об инвестициях, а наличие реальной экологической информации позволит избежать использования экологической аргументации для нечестной конкуренции.

Как правило, представители крупных коммерческих организаций, желающих вложить деньги, всегда задают вопрос об экологическом аудите и наличии климатической информации и информации о состоянии загрязнения объектов окружающей среды. Наличие соответствующей информационной базы, прозрачность информационного поля снижает возможные риски и, следовательно, характеризует регион с положительной стороны. В результате возрастает вероятность принятия решения об инвестировании.

Таким образом, высокая степень гидрометеорологической безопасности и информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды существенно повышает уровень инвестиционной привлекательности территорий, особенно для инвестиций иностранного капитала, и зачастую является одним из важнейших аргументов при решении вопросов об инвестировании тех или иных проектов.

Основу действующей в Нижегородской области системы мониторинга загрязнения окружающей среды составляет государственная сеть мониторинга Росгидромета. Наряду с ней работы в области мониторинга загрязнения проводит целый ряд организаций, большинство из которых не имеет лицензии Росгидромета на проведение этих работ. При этом  не решёнными остаются вопросы урегулирования отношений в сфере мониторинга загрязнения окружающей среды между его субъектами и вопросы информационной интеграции, в том числе, доведения до органов государственной власти Нижегородской области всего спектра получаемой на территории области информации о загрязнении окружающей среды.

Серьёзным недостатком системы является её не полное пространственное и временное разрешение, что приводит, во-первых, к отсутствию значимой информации (например, отсутствуют сведения о фактическом уровне загрязнения атмосферного воздуха, почвы, снежного покрова в таких промышленных городах, как Бор, Заволжье, Кулебаки, Выкса, Павлово), во-вторых, к использованию не достаточно полной, а соответственно, и не достаточно объективной информации (например, отсутствие наблюдений за содержанием бенз(а)пирена в воздухе г.Балахны).

В городах Нижегородской области не проводятся наблюдения за загрязнением воздуха в режиме непрерывной  регистрации и в режиме реального времени.

Требует внимания и совершенствование технических возможностей системы, укрепление её инфраструктуры

Уже давно назрела необходимость организации в Нижегородской области кустовых центров мониторинга, так как полноценное обслуживание всей территории только из областного центра практически невозможно и неэффективно.

В условиях отсутствия в Нижегородской области и в соседних субъектах Российской Федерации учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов гидрометеорологического профиля, и при существующем низком уровне заработной платы в организациях гидрометеорологической службы принципиальное значение имеет осуществление кадровой и образовательной политики, направленной на укрепление систем гидрометеорологической безопасности и мониторинга загрязнения  квалифицированными специалистами в области гидрометеорологии, технического обслуживания измерительных систем и приборов, эксплуатации вычислительной техники и программирования, повышение квалификации кадрового состава, закрепление квалифицированных кадров, в том числе, посредством повышения уровня их социальной защищённости.

К особенностям работ по мониторингу состояния окружающей среды следует отнести их высокую наукоёмкость: прогнозирование погоды, элементов гидрологического режима, анализ загрязнения, все это основано на использовании сложных математических моделей, формировании карт пространственного и временного распределения метеорологических характеристик; производство радиолокационных, аэрологических, аэрокосмических наблюдений, наблюдений за загрязнением окружающей среды опирается на высоконаучную методологию и серьёзную методическую базу. Использованию того или иного метода прогноза, обработки и интерпретации информации непременно предшествует адаптация его к физико-географическим условиям и особенностям антропогенного влияния конкретных территорий, а также проверка на независимом материале. Поэтому необходимо усиление научно-прикладного обеспечения деятельности системы мониторинга состояния окружающей среды Нижегородской области.

 

    2. Основные цели и задачи Программы.
     Направления реализации программных мероприятий

Целью Программы является повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области на основе обеспечения высокого уровня её гидрометеорологической безопасности, информированности о состоянии загрязнения объектов окружающей среды и повышения степени защищённости населения, животного и растительного мира от загрязнения окружающей среды путём развития и совершенствования областной системы мониторинга состояния окружающей среды.

Для достижения в 2007-2009 годах соответствующих этапов реализации этой цели определены 6 основных направлений реализации программных мероприятий, каждое из которых предусматривает решение ряда задач, ведущих к поэтапному достижению цели.

Направление 1. Развитие и совершенствование системы обеспечения гидрометеорологической безопасности Нижегородской области предусматривает решение следующих задач:

- предотвращение и снижение негативного воздействия опасных метеорологических (шквалы, смерчи, сильные ливни, грозы, град, сильные снегопады) и гидрологических (наводнения, подтопления, обмеления, ледовые явления) явлений на население, инфраструктуру и деятельность отраслей экономики Нижегородской области и повышение устойчивости функционирования погодозависимых отраслей экономики и отраслей хозяйства, деятельность которых зависит от режима водных объектов;

- предотвращение и снижение экономического и морального ущерба и некомфортности проживания в результате резких изменений текущих погодных условий;

- повышение степени гидрометеорологической изученности территории Нижегородской области и обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики, территориальной инфраструктуры и жизнедеятельности населения Нижегородской области с учетом долговременных тенденций изменения погодных условий и гидрологического режима водных объектов;

- обеспечение учёта изменений климата при перспективном планировании развития Нижегородской области и её отдельных территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»