Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2006 года № 253

Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование
службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы     

(с изменениями на 1 октября 2008 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 29 апреля 2009 года № 261
__________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 02.11.2007 № 410
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2008 № 98      
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2008 № 239      
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.10.2008 № 420         
------------------------------------------------------------------------


В целях повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов, и неонатальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях охраны материнства и детства Нижегородской области, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



И.о. Губернатора                                        В.В. Клочай


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 10.08.2006 № 253

___________________________________

По тексту Программы слова "департамент здравоохранения" в соответствующем падеже заменены словами "министерство здравоохранения" в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 25 марта 2008 года № 98

___________________________________

     

     
     Областная целевая программа
     "Совершенствование службы родовспоможения
     в Нижегородской области" на 2007-2009 годы
    
(в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2007 года № 410)
     (в редакции постановления Правительства Нижегородской области  от 01.10.2008 № 420)

     ПАСПОРТ
     ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- областная целевая программа "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы (далее - Программа)

Вид программы

- областная целевая программа

Основания для разработки
Программы

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1;

- приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

- от 27 марта 2006 года № 197 "Об организации деятельности родильного дома (отделения)";

- от 30 марта 2006 года № 223 "О мерах по совершенствованию акушерско- гинекологической помощи населению Российской Федерации";

- от 9 декабря 2004 года № 308 "О вопросах организации деятельности перинатальных центров";

- приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:

- от 10 февраля 2003 года № 50 "О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях";

- от 28 декабря 2000 года № 457 "О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей";

- от 5 августа 2003 года № 329 "О совершенствовании организации медицинской помощи новорожденным детям в акушерских стационарах";

- приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 28 декабря 1995 года № 372 "О совершенствовании первичной и реанимационной помощи новорожденным в родильном зале"

Государственный заказчик Программы

- Правительство Нижегородской области.

Разработчик Программы

-  министерство здравоохранения Нижегородской области

Основные исполнители Программы

-  министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с министерством финансов Нижегородской области

Цель Программы

- повышение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов, и неонатологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях охраны материнства и детства Нижегородской области на основе укрепления материально-технической базы учреждений, оказывающих указанные виды медицинской помощи

Задачи Программы

- расширение сети учреждений охраны материнства и детства для обеспечения этапности и преемственности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов, и неонатологической помощи;

- оснащение государственных и муниципальных учреждений охраны материнства и детства Нижегородской области современным медицинским оборудованием и инструментарием;

- внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений родовспоможения Нижегородской области эффективных диагностических и лечебных технологий;

- повышение профессионального уровня врачей и средних медицинских работников учреждений родовспоможения

Сроки реализации Программы

2007-2009 годы

Программные мероприятия

Система программных мероприятий включает в себя следующие направления:

- проектирование и строительство областного перинатального центра на 250 коек в г.Н.Новгороде;

- проектирование и строительство городского перинатального центра в г.Дзержинске (на 150 коек), акушерских отделений в городах Семенов (на 25 коек), Лысково (на 20 коек), Кулебаки (на 30 коек), Бор (на 65 коек);

- капитальный ремонт и реконструкция   акушерских отделений и родильных домов области;

- расширение коечного фонда отделений патологии новорожденных учреждений здравоохранения, оказывающих неонатологическую помощь, коек реанимации новорожденных;

- оснащение лечебно-диагностическим оборудованием учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, и неонатологическую помощь;

- внедрение эффективных лечебно-диагностических технологий: организация скринингового обследования беременных из групп риска на внутриутробную патологию; организация обеспечения родовспомогательных учреждений сурфактантами; профилактика гемолитической болезни плода у резус-отрицательных женщин;

- повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала службы родовспоможения Нижегородской области

Предполагаемые объемы и источники финансирования
(Раздел в ред.  постановления Правительства  области  от 01.10.2008 № 420- см. предыдущую редакцию)

    

 - предполагаемый объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 888418,0 тысячи рублей, в том числе по годам:

2007 - 583056,8 тысячи рублей;
2008 - 279506,2 тысячи рублей;
2009 - 25855,0 тысячи рублей.
Предполагаемый источник финансирования - областной бюджет. Объемы финансирования будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год

     

Ожидаемые результаты реализации Программы

- снижение материнской смертности с 30 до 17 на 100 000 детей, родившихся живыми;

- снижение перинатальной смертности с 13,6 до 7 на 1 000 детей, родившихся живыми и мертвыми;

- снижение младенческой смертности с 12,3 до 6,8  на 1 000 детей, родившихся живыми;

- уменьшение заболеваемости новорожденных с 738,6 до 600 на 1 000 детей, родившихся живыми;

- снижение показателя невынашивания беременности с 8,7% до 6%;

- повышение обеспеченности неонатальными койками до установленного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации расчетного норматива (283 койки);

- повышение доли учреждений родовспоможения, оснащенных основными видами оборудования, в соответствии с табелями оснащения, с 40 до 80%;

- снижение среднего износа зданий службы родовспоможения с 70 до 30%

Контроль за реализацией Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


За последние годы в Нижегородской области наметились положительные медико-демографические тенденции в виде прекращения негативной динамики и стабилизации рождаемости (рис.1), снижения материнской смертности и стабилизации показателей младенческой смертности (рис.2). Однако ряд показателей остается существенно выше, чем в среднем по Российской Федерации (материнская смертность - на 28,6%, перинатальная смертность - на 28,3%)

.

Рисунок 1. Динамика основных медико-демографических показателей населения Нижегородской области


В связи с этим и в свете поставленных приоритетных национальных задач обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи, возрождения профилактического направления отечественной медицины особое значение приобретает проблема сохранения жизни и здоровья матери и новорожденного ребенка, обеспечения профилактических мероприятий по улучшению репродуктивного здоровья населения - залога стабильного и эффективного трудового потенциала общества.

По данным региональной статистики, в 2005 году лишь 17% беременных женщин в Нижегородской области можно было признать здоровыми, число нормальных, неосложненных родов составило только 28%, 48% женщин во время беременности страдало анемией. Причиной значительных потерь репродуктивного потенциала является и тот факт, что около 10% женщин фертильного возраста страдают бесплодием.

Решение приоритетных задач охраны здоровья матери и ребенка в Нижегородской области с 1999 года осуществляется с использованием методов программно-целевого планирования. Реализация областных целевых программ - Программы неотложной медицинской помощи новорожденным детям, направленной на снижение младенческой смертности в Нижегородской области на 2000-2002 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 ноября 1999 года № 360, программы "Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области" на 2002-2003 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 13 июня 2002 года № 106-III, и программы "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 13 июля 2004 года № 71-З, позволила укрепить лечебно-диагностическую базу для оказания квалифицированной медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, улучшить основные показатели работы службы родовспоможения.

.

Рисунок 2. Динамика показателя младенческой смертности в Нижегородской области (на 1000 детей, родившихся живыми)


В настоящее время служба родовспоможения Нижегородской области представлена 8 родильными домами, 45 акушерскими отделениями центральных районных больниц, 4 самостоятельными женскими консультациями и 18 женскими консультациями, входящими в состав родильных домов и больничных учреждений, а также 35 акушерско-гинекологическими кабинетами.

Создана структура службы планирования семьи в составе государственного учреждения здравоохранения "Областной медицинский центр планирования семьи и репродукции" и 13 межрайонных медицинских центров планирования семьи и репродукции в составе центральных районных больниц, а также женских консультаций городов Нижнего Новгорода и Дзержинска.

В 1992 году на функциональной основе на базе акушерского стационара МЛПУ "Городская клиническая больница № 40" г.Нижнего Новгорода создан областной перинатальный центр. С 2004 года в Нижегородской области начато создание системы межрайонных перинатальных центров на базе родильного дома г.Арзамаса, центральных районных больниц Павловского, Выксунского, Сергачского и Уренского муниципальных районов. В 2005 году в указанных перинатальных центрах принято 15% всех родов, прошедших в области, при этом материнская и перинатальная смертность в этих учреждениях существенно ниже среднеобластных показателей, что подтверждает эффективность и перспективность организационной технологии создания перинатальных центров.

С 2000 года в рамках действовавших областных целевых программ по охране материнства и детства была произведена замена ультразвукового оборудования в женских консультациях, центральных районных больницах и медико-генетической консультации государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический диагностический центр". Это позволило более чем вдвое снизить младенческую смертность от врожденных пороков развития за счет их своевременного выявления во внутриутробном периоде. В 2005 году был приобретен аппарат для проведения сывороточного скрининга для медико-генетической консультации государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический диагностический центр", и в 2006 году начато обследование женщин группы риска по врожденной патологии (старше 35 лет), что обеспечит предпосылки для дальнейшего снижения количества новорожденных детей с пороками развития.

Причинами высокой материнской и перинатальной смертности в Нижегородской области являются дефекты этапности и преемственности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и неонатологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях охраны материнства и детства Нижегородской области. Кроме того, на данные показатели смертности влияют недостаточная оснащенность оборудованием профильных лечебно-профилактических учреждений и недостаточно активное внедрение современных эффективных медицинских технологий.

Другой серьезной причиной, определившей недостаточную эффективность областной службы родовспоможения, является прогрессирующий дефицит финансирования областных целевых программ в области здравоохранения, особенно обострившийся после прекращении финансирования программных мероприятий за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования и перевода финансирования всех программ на областной бюджет, что существенно затормозило динамику снижения перинатальной и младенческой смертности.

Этапность оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и неонатологической помощи предусматривает оказание первичной амбулаторно-акушерской помощи беременным акушеркой фельдшерско-акушерского пункта, врачом женской консультации (акушерского кабинета), консультирование в медико-генетической консультации при подозрении на внутриутробную патологию и консультацию врачей узких специальностей при экстрагенитальной патологии. Лечение патологии беременности проводится в гинекологических и акушерских отделениях больничных учреждений и учреждениях охраны материнства и детства, экстрагенительной патологии (в сроки до 30 недель беременности) - в терапевтических стационарах, родоразрешение при неосложненном течении беременности - в акушерском отделении больничных учреждений или родильных домах по месту жительства, родоразрешение при среднем риске осложнений для плода и матери - в межрайонном перинатальном центре, родоразрешение при высоком риске для матери и плода - в областном перинатальном центре.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации осуществляется поэтапный переход к новой организационной форме оказания помощи матерям и детям - в перинатальных центрах. В этих учреждениях оказывается медицинская помощь беременным с высоким риском невынашивания беременности. Интенсивная терапия в таких учреждениях начинается во внутриутробном периоде на уровне системы "мать-плод" и продолжается непосредственно после рождения в отделении интенсивной терапии. Как показывает практика, одна эта организационная мера позволяет более чем в два раза снизить смертность среди новорожденных с очень низкой массой тела.

Областной перинатальный центр должен осуществлять консультативно-диагностическую, лечебную и реабилитационную помощь наиболее тяжелому контингенту беременных, рожениц, родильниц, новорожденных, а также женщинам с нарушением репродуктивной функции на основе использования современных профилактических и лечебно-диагностических технологий, оказывать анестезиолого-реанимационную помощь, организовывать выездные формы помощи женщинам и детям, осуществлять оперативное слежение за состоянием пациентов, нуждающихся в интенсивной помощи.

Сегодня в Нижегородской области перинатальный центр, соответствующий установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативам, который должен курировать организацию всей профильной помощи в области и быть головным учреждением родовспоможения региона, являясь при этом самостоятельным юридическим лицом, отсутствует.

Не созданы перинатальные центры и в ряде крупных городских округов (Нижний Новгород, Дзержинск). Не определены и не оформлены надлежащим образом договорные отношения между органами местного самоуправления районов, где функционируют межрайонные перинатальные центры, и районов, направляющих женщин для оказания медицинской помощи в межрайонные перинатальные центры. Структура созданных межрайонных перинатальных центров не соответствует нормативным документам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В то же время именно создание таких центров со всеми необходимыми структурными подразделениями, предусмотренными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 года № 308 "О вопросах организации деятельности перинатальных центров", должно лечь в основу повышения эффективности и качества медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, снижения материнской, перинатальной и младенческой смертности.

Выездную анестезиолого-реанимационную помощь женщинам и детям в настоящее время осуществляет отделение санитарной авиации государственного учреждения здравоохранения "Нижегородская областная клиническая больница им.Н.А.Семашко" силами врачей гинекологического отделения и государственное учреждение здравоохранения "Нижегородская областная детская клиническая больница". При этом отсутствует реанимационно-консультативный центр, позволяющий осуществлять динамическое наблюдение и преемственность в ведении тяжелых пациентов, по области.

Одними из наиболее значимых медицинских факторов, во многом предопределяющих состояние здоровья человека в течение всей жизни, являются факторы, действующие на организм ребенка в перинатальном и раннем неонатальном периодах (внутриутробно и в первые 7 дней после рождения). Около 6% детей в Нижегородской области рождаются недоношенными, причем 5,5% этих детей погибают в раннем неонатальном периоде. В Нижегородской области, по данным на 1 января 2006 года, коечный фонд патологии новорожденных составляет только 213 коек при расчетном нормативе - 283 койки. При этом существующий коечный фонд распределен неравномерно, с концентрацией в г.Нижнем Новгороде, а также в центральных и юго-западных районах области. Ощущается значительный дефицит коек для новорожденных в специализированном стационаре IV уровня - государственном учреждении здравоохранения "Нижегородская областная детская клиническая больница", где необходимо увеличение числа коек патологии новорожденных с 30 до 55, увеличение числа коек отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) новорожденных с 9-ти до 12-ти и модернизация лечебно-диагностического оборудования.

При этом расширение специализированного коечного фонда, внедрение новых технологий диагностики состояния плода во время беременности, выхаживание недоношенных детей и новорожденных с заболеваниями и их последующая реабилитация могут существенно улучшить ряд демографических и медицинских показателей и снизить детскую смертность и инвалидность в области.

Представляется особенно важным обеспечить минимальный ущерб репродуктивной функции путем внедрения эффективных операционных методик, в том числе органосохраняющих операций. Организация лапароскопического отделения на базе областного перинатального центра позволит внедрить новые органосохраняющие технологии при широком спектре акушерской и гинекологической патологии, в том числе при внематочной беременности. В меньшем объеме, но не менее актуально стоит вопрос оснащения лапароскопическим оборудованием муниципальных учреждений службы родовспоможения.

Учитывая высокий процент бесплодия у женщин фертильного возраста (10%), восстановление фертильности методом экстракорпорального оплодотворения необходимо проводить на базе специализированных учреждений государственной формы собственности, что обеспечит гарантированное качество и соответствие стандартам этой дорогостоящей технологии.

Учитывая требования приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 197 "Об организации деятельности родильного дома (отделения)" и от 30 марта 2006 года № 223 "О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации", утвердивших примерные табели оснащения родильного дома (отделения) и женской консультации, можно сделать вывод, что в Нижегородской области ощущается значительный дефицит оснащенности медицинским оборудованием муниципальных учреждений родовспоможения, оказывающих помощь женщинам в период беременности и родов. Данную проблему целесообразно решать посредством централизованных программных мероприятий, обеспечивающих унификацию оборудования и оптимизацию закупочных цен.

В ходе реализации Программы планируется обучение медицинских работников путем проведения циклов повышения квалификации по отдельным передовым акушерским и перинатальным технологиям, а также информационная и просветительская работа с населением (в том числе посредством средств массовой информации) по вопросам охраны репродуктивного здоровья.

Таким образом, в Нижегородской области имеется высокая потребность в системном программном развитии этапной медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным детям, в оснащении службы родовспоможения лечебно-диагностическим оборудованием, во внедрении новых медицинских технологий в сфере акушерства и перинатологии. При этом настоящая Программа сформирована с учетом реализации приоритетного национального проекта в Нижегородской области и имеет основной задачей повышение качества оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным детям в области.

     

     2. Цель, задачи и сроки реализации Программы


Целью Программы является повышение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов, и неонатологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях охраны материнства и детства Нижегородской области на основе укрепления материально-технической базы учреждений, оказывающих указанные виды медицинской помощи.

Задачи Программы:

- расширение сети учреждений охраны материнства и детства для обеспечения этапности и преемственности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, во время и после родов, и неонатологической помощи;

- оснащение государственных и муниципальных учреждений охраны материнства и детства Нижегородской области современным медицинским оборудованием и инструментарием;

- внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений родовспоможения Нижегородской области эффективных диагностических и лечебных технологий;

- повышение профессионального уровня врачей и средних медицинских работников учреждений родовспоможения.

Реализация мероприятий Программы запланирована на 2007-2009 годы:

- оснащение оборудованием, обучение медицинского персонала - в 2007-2008 годах;

- строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений родовспоможения, внедрение новых медицинских технологий - в 2007-2009 годах.

  

   3. Программные мероприятия

В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»