ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2002 года № 106-III

Об областной целевой программе “Охрана здоровья матери и ребенка
 в Нижегородской области” на 2002-2003 годы

(с изменениями на 25 сентября 2003 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.09.2003 года № 646-III  

------------------------------------------------------------------------

     

В целях реализации Федеральной целевой программы “Дети России” Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу “Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области” на 2002-2003 годы (далее - Программа).

2. Рекомендовать исполнительному директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование Программы в 2002-2003 годах.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам.



Председатель Собрания                                                                    Е.Б. Люлин


Приложение
утверждено постановлением
Законодательного Собрания
Нижегородской области
от 13 июня 2002 года № 106-III


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ”
на 2002 - 2003 годы





г. Нижний Новгород
2002 год

ПАСПОРТ
областной целевой программы
“Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области”
на 2002-2003 годы

1.

Наименование Программы:

“Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области” на 2002-2003 годы.

2.

Основания для разработки Программы:

национальный план действий по улучшению положения женщин и детей в РФ на 2001-2005 годы;

национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы;

Федеральная целевая программа “Дети России” на 2001 и последующие годы.

3.

Государственный заказчик:

министерство здравоохранения Нижегородской области.

4.

Основной разработчик:

министерство здравоохранения Нижегородской области.

5.

Цель Программы:

создание условий для сохранения здоровья матери и ребенка, для снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, летальности, детской инвалидности при отдельных группах заболеваний.

6.

Задачи Программы:

совершенствование организации оказания медицинской помощи матерям и новорожденным;

улучшение оснащения оборудованием детских и родовспомогательных ЛПУ;

повышение качества оказания хирургической помощи новорожденным на базе ГУ “НОДКБ” (государственное учреждение “Нижегородская областная клиническая больница”);

улучшение дородовой диагностики пороков развития плода;

внедрение технологии пересадки костного мозга в работу областного детского онкогематологического центра (ГУ “НОДКБ”);

повышение квалификации медицинских работников по вопросам новых технологий в акушерстве и неонатологии.

7.

Перечень основных мероприятий Программы:

укрепление лечебно-диагностической базы акушерских отделений ЦРБ и родильных домов;

создание “чистых” помещений на базе ГУ “НОДКБ” (отделение реанимации и хирургии новорожденных, отделение гематологии) и внедрение технологии пересадки костного мозга в работу детского онкогематологического центра;

создание 2-ступенчатой системы пренатального скрининга (дородовой диагностики) врожденных пороков развития плода;

организация сети перинатальных центров в области;

обучение медицинских работников новым технологиям в неонатологии;

повышение информированности населения в вопросах сохранения здоровья матери и ребенка.

8.

Сроки реализации Программы:

2002-2003 годы.

9.

Исполнители основных мероприятий:

министерство здравоохранения Нижегородской области; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; государственное учреждение “Нижегородская областная детская клиническая больница”; лечебно-профилактические учреждения города Н.Новгорода и области.

10.

Объемы и источники финансирования:

Всего - 228,2 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 120 млн. рублей, 2003 г. - 108,2 млн. рублей. Из них: средств ОМС - 222,2 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 114,0 млн. рублей; 2003 г. - 108,2 млн. рублей; из средств областного бюджета - 6,0 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 6,0 млн. рублей.

11.

Ожидаемые результаты:

уменьшение количества детей с врожденными пороками развития в Нижегородской области на 30% за счет улучшения дородовой диагностики;

снижение показателей перинатальной и младенческой смертности от управляемых причин на 15% через улучшение качества оказания медицинской помощи матери и ребенку в родовом зале;

создание системы межрайонных перинатальных центров;

создание оптимальной системы транспортировки, консультирования, лечения новорожденных, требующих оказания неотложной медицинской помощи и реанимационного пособия в условиях специализированных отделений;

снижение на 30% летальности детей с онкогемобластозами и на 20% новорожденных с хирургической патологией путем внедрения новых методик;

повышение информированности населения в вопросах сохранения здоровья матери и ребенка;

обучение медперсонала специализированных отделений новым технологиям в неонатологии.

12.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения:

министерство здравоохранения Нижегородской области направляет ежеквартальную информацию в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд ОМС.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Дети - это категория граждан, которая нуждается и заслуживает особого внимания и заботы как со стороны семьи, так и со стороны всего общества, государственной системы в целом.

Хорошая русская пословица “Что посеешь - то и пожнешь” очень точно определяет необходимость пристального внимания сегодня к благополучию материнства и детства: не сможем вырастить здоровых детей - завтра некому будет защищать, кормить и развивать интеллектуальный потенциал страны.

Настоящая Программа разработана в целях обеспечения должного уровня медицинской помощи матери и новорожденному, преемственности ее оказания в сложных случаях, уменьшения числа рождения детей с пороками развития, внедрения новых технологий в лечение детей с тяжелыми заболеваниями для снижения летальности и инвалидизации.

Численность населения Нижегородской области на 01.01.2002 составила 3,5 млн. человек, из них детей в возрасте до 18 лет - 622 тыс. человек.

Отрицательное влияние социально-экономических факторов на демографию выразилось за последние годы по Нижегородской области в следующих цифрах (в сравнении с общероссийскими показателями) - таблица 1.

Таблица 1

1998

1999

2000

2001

  

Н.обл.

РФ

Н.обл.

РФ

Н.обл.

РФ

Н.обл.

РФ

Общее число жителей (млн. чел.)

3,702

146,7

3,688

146,3

3,579

144,8

3,548

Нет св.

Количество детей 0-17 лет в % к общему числу жителей

21,7

24,4

21,4

23,8

20,9

23,3

18,6

Нет св.

Количество женщин фертильного возрас-
та в % к общему числу жителей

25,1

26,4

25,8

26,7

26,6

26,8

24,7

Нет св.


Несмотря на значительные трудности в финансировании, в регионе удалось сохранить сеть детских лечебно-профилактических учреждений (таблица 2), родовспомогательные учреждения, систему кабинетов и центров планирования семьи (таблица 3).


Таблица 2

Количество ЛПУ

  

1998

1999

2000

2001

Областная детская больница

1

1

1

1

Городские детские больницы

11

11

11

11

Детские поликлиники

29

29

29

28

Детские стоматологические поликлиники

3

3

3

3

Детские санатории

10

10

10

10

Детские отделения ЦРБ

49

49

49

49

Дома ребенка

6

6

6

6

Молочные кухни

50

48

46

46

     
Таблица 3

Количество ЛПУ

  

1998

1999

2000

2001

Женские консультации

61

61

61

61

Акушерские отделения

43

43

43

43

Родильные дома

11

11

11

12

Центры планирования семьи

14

14

14

15


Однако, основные показатели здоровья населения области не радуют. Стабильно выше общероссийского в течение последних 5-ти лет показатель материнской смертности по Нижегородской области. Невынашиваемость беременности в 2001 году составила 10,4% при том, что заболеваемость среди недоношенных детей в 3 раза выше заболеваемости доношенных новорожденных; качество здоровья женщин фертильного возраста определяется следующими данными: только 15 из 100 беременных женщин (по 2001 году) были здоровы; только 31,7% родов в области можно считать нормальными, физиологическими.

Нездоровый материнский организм не может сформировать здорового ребенка, и, хотя показатель младенческой смертности в области за последние 5 лет имеет явную тенденцию к снижению, вес же он достаточно высок (таблица 4), и большую часть причин смерти детей в возрасте до 1 года стабильно составляют перинатальные (связанные с внутриутробным развитием и родами) причины и врожденные пороки развития плода и новорожденного.

Таблица 4

1998

1999

2000

2001

  

Н.обл.

РФ

Н.обл.

РФ

Н.обл.

РФ

Н.обл.

Младенческая смертность (на 1000 новорожденных)

15,9

16,5

16,0

16,9

15,7

15,3

13,7


Единственный вариант выхода из создавшейся ситуации - перераспределение приоритетов финансирования в пользу дородовой диагностики пороков развития плода, укрепление звена оказания специализированной помощи беременным женщинам группы риска и новорожденным.

Потому для  программного решения этого блока проблем в настоящем документе выделено следующее:

1-е место в структуре перинатальной и младенческой смертности занимают перинатальные причины - 41,5%, зависящие:

1) от оснащения учреждения родовспоможения оборудованием (реанимационный набор, реанимационный стол, инкубатор для выхаживания недоношенных детей, аппарат искусственной вентиляции легких) и современными медикаментами (в т.ч. сурфактантами);

2) от организации уровней оказания помощи беременным женщинам и новорожденным - акушерские отделения ЦРБ, межрайонные и областные перинатальные центры, отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных.

Пункты 1 и 2 Программы предусматривают соответствующие мероприятия.

Для упорядочения оказания квалифицированной помощи новорожденным планируется создание на базе ГУ “НОДКБ” реанимационно-консультативного центра, оснащенного транспортными средствами (с использованием санитарной авиации), бортовой связью, транспортным кювезом, следящей аппаратурой, а также соответствующим штатным расписанием (врачебный и средний медицинский персонал, водители). Помимо этого, для оказания специализированной помощи и проведения интенсивной терапии необходимо дополнительное оснащение оборудованием специализированных отделений для новорожденных (ГУ “НОДКБ” и ДГКБ № 1).

Снизить летальность и среди детей 1-го месяца жизни с хирургической патологией на 20% позволит создание стерильных операционных в отделении реанимации и хирургии новорожденных в ГУ “НОДКБ” (таблица 5).

Таблица 5

Показатель

1998

1999

2000

2001

Число новорожденных с хирургической патологией

68

44

61

60

Летальные исходы

9,7%

16%

20%

10%


2-е место в структуре смертности занимают врожденные пороки развития плода, не совместимые с жизнью, - 27,1%, которые в высоком проценте случаев могут быть диагностированы на ранних сроках беременности при условии 3-кратного ультразвукового исследования по месту жительства всех беременных.

Кроме собственно поставок оборудования в районы, создания схемы направления беременной женщины и новорожденного с определенными медицинскими показаниями в межрайонные и областной перинатальные центры, необходима также методическая работа - контроль за четким следованием протокольным схемам, стандартам при оказании медицинской помощи новорожденным и беременным.

Кроме проблемы снижения материнской и младенческой смертности на территории, данная Программа предполагает развитие иных специализированных видов медицинской помощи: существует множество тяжелых заболеваний, предотвратить которые медицина сегодня не в состоянии. В частности, это онкологические заболевания у детей.

Согласно данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в России 0,2% детского населения страдают гематологическими заболеваниями - это наследственные, приобретенные либо онкологические болезни.

По Нижегородской области на 01.01.2002 на учете состоит 1230 детей с указанной патологией, прогнозируемые прирост - 20 случаев на 100 тыс. детского населения до 18 лет в год - составляет 130 детей.

С 1990 г. на базе ГУ “НОДКБ” функционирует детский онкогематологический центр. За 10 лет системное внедрение современных технологий диагностики и лечения онкогематологических больных позволило перевести значительную часть этих болезней, фатальных, безусловно смертельных, в категорию излечиваемых: смертность от лейкозов снизилась до 21%, солидных опухолей до 35%, апластических анемий и наследственных расстройств кроветворения до 40% от заболевших.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»