ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2009 года № 261
В целях снижения показателей младенческой и перинатальной смертности, заболеваемости новорожденных детей и детей раннего возраста на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2009 год (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 253 "Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы";
постановление Правительства Нижегородской области от 2 ноября 2007 года № 410 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 253";
постановление Правительства Нижегородской области от 25 марта 2008 года № 98 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 253";
постановление Правительства Нижегородской области от 17 июня 2008 года № 239 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 253";
постановление Правительства Нижегородской области от 1 октября 2008 года № 420 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 года № 253".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.
Губернатор В.П. Шанцев
Областная целевая программа
"Совершенствование службы родовспоможения
в Нижегородской области" на 2009 год
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2009 год (далее - Программа) | ||
1.2. Основания для разработки Программы | Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: - от 24 сентября 2007 года № 621 "Об организации деятельности родильного дома (отделения)"; - от 9 декабря 2004 года № 308 "О вопросах организации деятельности перинатальных Центров"; приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации: - от 10 февраля 2003 года № 50 "О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях"; - от 28 декабря 2000 года № 457 "О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей"; приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 28 декабря 1995 года № 372 "О совершенствовании первичной и реанимационной помощи новорожденным в родильном зале" | ||
1.3. Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения Нижегородской области | ||
1.4. Разработчик Программы | - министерство здравоохранения Нижегородской области | ||
1.5. Цель Программы | - снижение младенческой и перинатальной смертности; - снижение заболеваемости новорожденных и детей раннего возраста. | ||
1.6. Основные задачи Программы | - внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений родовспоможения Нижегородской области эффективных диагностических и лечебных технологий; - повышение профессионального уровня врачей и средних медицинских работников учреждений родовспоможения. | ||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2009 год, Программа реализуется в один этап | ||
1.8. Исполнитель основных мероприятий Программы | министерство здравоохранения Нижегородской области | ||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | |||
Наименование | Источник финансирования | Годы | |
государственного заказчика | 2009 | Всего за период реализации Программы | |
министерство здравоохранения Нижегородской области | Всего, в т.ч.: | 25 855,0 | 25 855,0 |
Областной бюджет, в т.ч.: | 25 855,0 | 25 855,0 | |
Капвложения | |||
НИОКР | |||
Прочие расходы | 25 855,0 | 25 855,0 | |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | ||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | - снижение перинатальной смертности с 11,5 до 10,0 на 1 000 детей, родившихся живыми и мертвыми; - снижение младенческой смертности с 8,0 до 6,8 на 1 000 детей, родившихся живыми; - уменьшение заболеваемости новорожденных с 666,0 до 530,0 на 1000 детей, родившихся живыми. |
За последние годы в Нижегородской области наметились положительные медико-демографические тенденции в виде повышения рождаемости, снижения показателей младенческой и перинатальной смертности (табл.).
Показатели и возрастная структура младенческой смертности
за период с 2006 по 2008 год
2006 | 2007 | 2008 | ||||
Обл | РФ | Обл | РФ | Обл | РФ | |
Младенческая смертность | 11,8 | 10,2 | 9,8 | 9,4 | 7,9 | 8,5 |
Мертворождения | 6,8 | 5,33 | 6,5 | 5,32 | 7,1 | |
Перинатальная | 12,8 | 9,57 | 11,7 | 9,07 | 11,5 | |
Неонатальная | 7,7 | 6,1 | 6,7 | 5,4 | 5,6 | |
Ранняя неонатальная | 6,1 | 4,24 | 5,1 | 3,75 | 4,4 | |
Постнеонатальная | 4,1 | 4,1 | 3,1 | 4,0 | 2,5 |
Однако основными в структуре причин младенческой смертности два первых рейтинговых места занимают перинатальные причины (45,2%) и врожденная патология (20,9%) соответственно.
В трехлетней динамике отмечается повышение удельного веса неонатальной смертности в младенческой смертности (2006 г.- 65,1%; 2007 г. - 68,4%; 2008 г. - 69,1%) и приближение показателя к общероссийскому уровню 70%.
Удельный вес ранней неонатальной смертности в структуре неонатальной смертности по итогам 2008 года равен 79,4%.
Распределение удельного веса новорожденных по группам с массой тела 500-999 г, 1000-1499 г, 1500-1999 г. составляет соответственно 0,27% - 0,46% - 1,4%, и можно сделать вывод о достаточно четкой регистрации массы тела при рождении.
В структуре неонатальной смертности удельный вес отдельных состояний перинатального периода составляет 74,9%, из них 42,1% приходится на синдром дыхательных расстройств. С целью снижения показателя дыхательных расстройств у детей с хронической и острой гипоксией плода необходимо проводить антенатальную профилактику СДР кортикостероидами как резерва сокращения неонатальной смертности и более широкое использование сурфактантов в профилактических целях (до первого вдоха) у глубоко недоношенных детей и недоношенных детей из группы риска по развитию СДР.
В структуре причин младенческой смертности, как и в Российской Федерации, на первом месте стоят отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (удельный вес 55,3%), на втором месте - врожденные аномалии (25,5%). Третье место занимают внешние причины - 7,1%.
Уменьшить воздействие негативных факторов и снизить уровень младенческой смертности возможно за счет профилактики перинатальных причин, в первую очередь, дыхательных расстройств у новорожденных, а также своевременной внутриутробной диагностики врожденных пороков развития на основе проведения биохимического скрининга.
Целью Программы является снижение перинатальной и младенческой смертности, уровня заболеваемости новорожденных и детей раннего возраста.
Задачами Программы являются:
- внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений родовспоможения Нижегородской области эффективных диагностических и лечебных технологий;
- повышение профессионального уровня врачей и средних медицинских работников учреждений родовспоможения.
Программа реализуется в 2009 году.
Программа выполняется в один этап.
В рамках Программы предусматривается осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на снижение репродуктивных потерь, на протяжении всего срока реализации Программы.
Механизм реализации Программы основывается на принципах разграничения полномочий и ответственности участников Программы. По всем мероприятиям Программы определены ответственные исполнители, источники и соответствующие объемы финансирования.
Координация деятельности исполнителей мероприятий Программы осуществляется министерством здравоохранения Нижегородской области.
Реализация Программы обеспечивается министерством здравоохранения Нижегородской области и министерством финансов Нижегородской области.
Министерство здравоохранения Нижегородской области:
- формирует сводную бюджетную заявку на бюджетный год, предусматривая в ней объёмы ассигнований на реализацию программных мероприятий с учётом показателей инфляции;
- осуществляет мониторинг реализации Программы;
- осуществляет подготовку отчетов о реализации Программы государственному заказчику;
- несет ответственность за рациональное использование выделяемых средств, за размещение и исполнение заказов на выполнение мероприятий Программы.
Министерство финансов Нижегородской области осуществляет:
- финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на финансовый год;
- контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.
Размещение заказов на поставку оборудования осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Система программных мероприятий приведена в приложении к настоящей Программе.
Наименование государственного заказчика | Источник финансирования | Годы реализации Программы | Всего за период реализации Программы |
2009 | (тыс. рублей) | ||
Министерство | Всего, в т.ч.: | 25 855,0 | 25 855,0 |
здравоохранения | Областной бюджет, в т.ч.: | 25 855,0 | 25 855,0 |
Нижегородской | капвложения | - | - |
области | НИОКР | - | - |
прочие расходы | 25 855,0 | 25 855,0 |
Объем финансирования Программы может корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Наименование индикаторов целей | Единицы измерения индикаторов достижения целей Программы | Значения индикаторов целей Программы | ||
Программы | На момент разработки Программы | По окончании реализации Программы | Без программного вмешательства | |
Уровень перинатальной смертности | Количество мертворожденных и умерших в первые 168 часов жизни на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми | 11,5 | 10,0 | 13,8 |
Уровень младенческой смертности | Количество умерших первого года жизни на 1000 детей, родившихся живыми | 8,0 | 6,8 | 12,5 |
Заболеваемость новорожденных | Количество зарегистрированных заболеваний новорожденных на 1000 детей, родившихся живыми | 666,0 | 530,0 | 754,0 |