НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 13 июля 2004 года № 71-З


Об утверждении областной целевой программы "Здоровый ребенок
в Нижегородской области" на 2004-2007 годы

(с изменениями на 07 декабря 2006 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 04.08.2005 № 104-З
Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З
 Законом Нижегородской области от 7 декабря 2006 года № 152-З                
------------------------------------------------------------------------



Принят Законодательным Собранием                                                 24 июня 2004 года

     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы.

Статья 2.  
    (статья 2 в редакции Закона Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З-см. предыдущую редакцию)      


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти  дней со дня его официального опубликования.



И.о. Губернатора области                                                           В.И. Попов


Нижний Новгород

13 июля 2004

№ 71-З

    Утверждена
Законом Нижегородской области
от 13 июля 2004 года № 71-З
(в редакции Закона Нижегородской области
"О внесении изменения в областную целевую
программу "Здоровый ребенок в Нижегородской
области"
на 2004-2007 годы"
от 07.12.2006 № 152-З)

          
(программа изложена в новой редакции Законом области от 7 декабря 2006 года № 152-З
 - см. предыдущую редакцию)

Областная целевая программа
"Здоровый ребенок в Нижегородской области"
на 2004-2007 годы

     

Паспорт
областной целевой программы "Здоровый ребенок
в Нижегородской области" на 2004-2007 годы

Наименование Программы

"Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

департамент здравоохранения Нижегородской области совместно с администрацией г.Нижний Новгород (по согласованию)

Основные исполнители Программы

департамент здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ТФ ОМС) (по согласованию), министерством финансов Нижегородской области, администрацией г.Н.Новгород (по согласованию), ГОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава" (далее - НижГМА) (по согласованию), ФГУ "Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии Росздрава" (далее - НИИДГ) (по согласованию)

Цель Программы

создание и обеспечение условий для рождения здоровых детей, сохранения, восстановления и укрепления здоровья женщин и детей в Нижегородской области

Основные направления и задачи реализации Программы

внедрение и совершенствование технологий профилактики заболеваемости у беременных женщин и детей;
совершенствование системы оказания специализированной и неотложной помощи женщинам и детям в стационарах Нижегородской области;
укрепление лечебно-диагностической базы медицинских учреждений;
внедрение новых информационных технологий в диспансерное наблюдение детей;
тематическое обучение медперсонала

Основные мероприятия Программы

приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области и г. Н.Новгород (далее - ЛПУ);
приобретение оборудования для домов ребенка;
внедрение научных разработок и реабилитационных методик в обучение медработников

Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

предполагаемый объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 90 890 тыс. рублей.
Предполагаемые источники финансирования: федеральный бюджет - 13840 тыс. рублей;
областной бюджет - 34516 тыс. рублей;
бюджет г.Н Новгород - 3643 тыс. рублей;
средства ТФ ОМС - 38891 тыс. рублей

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2007 годы. Программа реализуется в один этап

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение заболеваемости новорожденных с 738,6 до 380,0 на 1000 детей, родившихся живыми;
снижение младенческой смертности с 12,5 до 11,0 на 1000 детей, родившихся живыми;
снижение материнской смертности с 30,0 до 19,0 на 100 тыс. детей, родившихся живыми;
обучение медицинского персонала (10 человек)

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

     

I. Введение


За последние годы в Нижегородской области наметились как позитивные демографические тенденции в виде увеличения рождаемости на 2,2 процента (2003 год - 8,9; 2004 год - 9,1), снижения младенческой смертности на 10,4 процента (2003 год - 13,4; 2004 год - 12,0 на 1000 детей, родившихся живыми), так и негативные - увеличение материнской смертности на 16,9 процента (2003 год - 36,0; 2004 год - 42,1 на 100 тыс. детей, родившихся живыми).

В связи с этим особое значение приобретает проблема создания оптимальных условий для рождения здоровых детей, их полноценного развития, качественного лечения имеющейся патологии, а также для сохранения здоровья матерей.

Опыт решения приоритетных задач системы здравоохранения Нижегородской области в рамках целевых программ свидетельствует о необходимости сосредоточения ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решении наиболее острых проблем здоровья матери и ребенка.

Проблема сохранения, восстановления и улучшения здоровья женщин и детей может быть эффективно решена при условии дальнейшего программного подхода путем реализации Программы.

Программа разработана в целях реализации на территории Нижегородской области мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы и является продолжением областных целевых программ "Неотложная медицинская помощь новорожденным детям, направленная на снижение младенческой смертности на 2000-2002 годы" и "Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области на 2002-2003 годы".

В ходе реализации этих программ учреждения службы медицинской помощи матерям и детям оснащались современной аппаратурой для диагностики врожденных пороков развития плода.

Для проведения реанимации и интенсивной терапии новорожденным на разных этапах медицинского обеспечения сформирована система межрайонных перинатальных центров, проведены обучающие семинары и научно-практические конференции по вопросам организации медицинской помощи матерям и детям по проблемам неонатологии, акушерства, педиатрии. Результатом реализации программ явилось снижение младенческой и материнской смертности.

Основными направлениями программных мероприятий Программы являются:

1. Создание условий для рождения здоровых детей.

С целью создания условий для рождения здоровых детей планируется обеспечение беременных женщин из районов с тяжелым и среднетяжелым дефицитом йода (это две трети районов области) йодсодержащими препаратами. Это позволит сохранить здоровье ребенка, находящегося внутриутробно, снизить риск рождения детей с врожденной патологией, т.к. здоровье новорожденных полностью зависит от здоровья матери.

В структуре причин младенческой смертности в настоящее время на втором месте стоят врожденные пороки развития плода (до 23 процентов), поэтому в Программе предусматриваются средства на организацию ранней (дородовой) диагностики врожденной патологии у детей методом ультразвукового и сывороточного скрининга всех беременных женщин в Нижегородской области. Данные методы диагностики позволяют уже во время беременности выявить тяжелые пороки развития у детей, несовместимые с жизнью, и в зависимости от ситуации провести прерывание беременности или подготовиться к своевременной оперативной коррекции пороков развития в Государственном учреждении "Нижегородская областная детская клиническая больница" (далее - ГУ "НОДКБ") и муниципальном учреждении   здравоохранения   "Городская детская клиническая больница № 1" (далее - МУЗ "ГДКБ № 1").

Значительная часть пороков центральной нервной системы у детей возникает от недостатка фолиевой кислоты в рационе беременных женщин. При этом сравнительно небольшие централизованные вложения средств на приобретение фолиевой кислоты (300 тыс. рублей в год) позволят (по опыту многих регионов) снизить количество детей, рождающихся с тяжелыми пороками развития головного и спинного мозга.

2. Профилактика, диагностика и лечение заболеваний у детей в возрасте до 18 лет.

В настоящее время показатель хронической заболеваемости у детей приближается к критической черте и составляет 19 процентов среди всех заболеваний. Доказано, что при уровне хронических заболеваний в 20 процентов начинается депопуляция (вымирание) населения, поэтому задача снижения удельного веса хронических заболеваний является одной из основных задач Программы.

Для решения этой задачи в Программе предусматриваются следующие мероприятия:

1) укрепление лечебно-диагностической базы ГУ "НОДКБ", муниципальных детских городских больниц и детских отделений центральных районных больниц, родовспомогательных учреждений (разработаны перечни медицинского оборудования для оснащения указанных учреждений - таблицы 1, 2, 5 приложения к Программе);

2) централизованные поставки медицинского оборудования в дома ребенка (таблица 3 приложения к Программе).

В домах ребенка Нижегородской области ежегодно воспитываются и одновременно лечатся 368 детей, из них 28,8 процента являются инвалидами.

Дети, содержащиеся в домах ребенка, в среднем переносят 4-5 острых заболеваний в год, многие страдают врожденной патологией, плохо поддающейся лечебной коррекции. Заболеваемость среди воспитанников в возрасте до одного года жизни в домах ребенка в среднем в 3,6 раза выше, чем среди детей, проживающих в семьях. Сложившаяся ситуация требует увеличения интенсивного врачебного наблюдения за ними.

В связи с дефицитом финансирования домов ребенка в рамках настоящей Программы предусмотрены закупки оборудования с целью укрепления лечебно-диагностической базы данных учреждений.

3. Приобретение препаратов, применяемых при глубокой недоношенности, которые существенно повысят выживаемость новорожденных детей и будут способствовать снижению младенческой смертности, а также препаратов, применяемых у больных, страдающих фенилкетонурией, гипотиреозом. Такие заболевания при несвоевременно начатом лечении приводят к инвалидности или смертности детей.

4. Внедрение новых информационных технологий в диспансерное наблюдение детей.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 года № 310 "Об утверждении карты диспансеризации ребенка" планируется создание базы данных о состоянии здоровья детей в Нижегородской области, что позволит своевременно (на ранних стадиях) выявлять отклонения в здоровье детей и своевременно проводить коррекцию имеющихся нарушений.

В ходе реализации Программы планируется обучение медицинских работников педиатрического и акушерского профиля путем проведения циклов повышения квалификации врачей: акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров (таблица 4 приложения к Программе).

  

   II. Сроки и этапы реализации Программы


Программа реализуется в течение 2004-2007 годов в один этап.

     III. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является создание и обеспечение условий для безопасных родов, рождения здоровых детей, для сохранения, восстановления и укрепления здоровья женщин и детей в Нижегородской области. Цель достигается путем решения задач по профилактике заболеваемости у беременных женщин и детей, по укреплению лечебно- диагностической базы медицинских учреждений, по внедрению новых информационных технологий в диспансерное наблюдение, а также по совершенствованию организации и оказания специализированной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям в стационарах Нижегородской области.

  

   IV. Программные мероприятия


Основные программные мероприятия представлены в плане мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе). Они включают в себя приобретение медицинского оборудования для ЛПУ Нижегородской области и г.Н.Новгород, приобретение медицинского оборудования для домов ребенка, внедрение научных разработок и реабилитационных методик в обучение медработников.

     V. Финансовое обеспечение Программы


Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

(тыс. рублей)

Всего

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Всего

90890,0

56251,0

14744,6

13265,0

6629,4

федеральный бюджет

13840,0

4340,0

4650,0

4850,0

0,0

областной бюджет

34516,0

13020,0

9990,0

5500,0

6006,0

бюджет г.Н.Новгород

3643,0

0,0

104,6

2915,0

623,4

средства ТФ ОМС

38891,0

38891,0

0,0

0,0

0,0


Объемы финансирования будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджетов на соответствующий финансовый  год.

     VI. Механизм реализации Программы


Реализация Программы обеспечивается департаментом здравоохранения Нижегородской области и министерством финансов Нижегородской области.

Департамент здравоохранения Нижегородской области:

формирует сводную бюджетную заявку на каждый финансовый год, предусматривая в ней объемы ассигнований на реализацию программных мероприятий с учетом показателей инфляции;

осуществляет мониторинг реализации Программы;

осуществляет подготовку ежегодных отчетов о реализации Программы государственному заказчику;

несет ответственность за рациональное использование выделяемых средств, за размещение и исполнение заказов на выполнение мероприятий Программы.

Министерство финансов Нижегородской области осуществляет:

финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год;

совместно с управлением государственного финансового контроля Нижегородской области - контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.

   

  VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы


Снижение заболеваемости новорожденных с 738,6 до 380,0 на 1000 детей, родившихся живыми; снижение младенческой смертности с 12,5 до 11,0 на 1000 детей, родившихся живыми; снижение материнской смертности с 30 до 19 на 100 тыс. детей, родившихся живыми; обучение медицинского персонала (10 человек).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»