НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 13 июля 2004 года № 71-З
(с изменениями на 07 декабря 2006 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 04.08.2005 № 104-З
Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З
Законом Нижегородской области от 7 декабря 2006 года № 152-З
------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 24 июня 2004 года
Утвердить областную целевую программу "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора области В.И. Попов
Нижний Новгород
13 июля 2004
№ 71-З
(программа изложена в новой редакции Законом области от 7 декабря 2006 года № 152-З
- см. предыдущую редакцию)
Областная целевая программа
"Здоровый ребенок в Нижегородской области"
на 2004-2007 годы
Наименование Программы | "Здоровый ребенок в Нижегородской области" на 2004-2007 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы" |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | департамент здравоохранения Нижегородской области совместно с администрацией г.Нижний Новгород (по согласованию) |
Основные исполнители Программы | департамент здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ТФ ОМС) (по согласованию), министерством финансов Нижегородской области, администрацией г.Н.Новгород (по согласованию), ГОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава" (далее - НижГМА) (по согласованию), ФГУ "Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии Росздрава" (далее - НИИДГ) (по согласованию) |
Цель Программы | создание и обеспечение условий для рождения здоровых детей, сохранения, восстановления и укрепления здоровья женщин и детей в Нижегородской области |
Основные направления и задачи реализации Программы | внедрение и совершенствование технологий профилактики заболеваемости у беременных женщин и детей; |
Основные мероприятия Программы | приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области и г. Н.Новгород (далее - ЛПУ); |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы | предполагаемый объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 90 890 тыс. рублей. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004-2007 годы. Программа реализуется в один этап |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение заболеваемости новорожденных с 738,6 до 380,0 на 1000 детей, родившихся живыми; |
Контроль за реализацией Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
За последние годы в Нижегородской области наметились как позитивные демографические тенденции в виде увеличения рождаемости на 2,2 процента (2003 год - 8,9; 2004 год - 9,1), снижения младенческой смертности на 10,4 процента (2003 год - 13,4; 2004 год - 12,0 на 1000 детей, родившихся живыми), так и негативные - увеличение материнской смертности на 16,9 процента (2003 год - 36,0; 2004 год - 42,1 на 100 тыс. детей, родившихся живыми).
В связи с этим особое значение приобретает проблема создания оптимальных условий для рождения здоровых детей, их полноценного развития, качественного лечения имеющейся патологии, а также для сохранения здоровья матерей.
Опыт решения приоритетных задач системы здравоохранения Нижегородской области в рамках целевых программ свидетельствует о необходимости сосредоточения ограниченных материальных и финансовых ресурсов на решении наиболее острых проблем здоровья матери и ребенка.
Проблема сохранения, восстановления и улучшения здоровья женщин и детей может быть эффективно решена при условии дальнейшего программного подхода путем реализации Программы.
Программа разработана в целях реализации на территории Нижегородской области мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы и является продолжением областных целевых программ "Неотложная медицинская помощь новорожденным детям, направленная на снижение младенческой смертности на 2000-2002 годы" и "Охрана здоровья матери и ребенка в Нижегородской области на 2002-2003 годы".
В ходе реализации этих программ учреждения службы медицинской помощи матерям и детям оснащались современной аппаратурой для диагностики врожденных пороков развития плода.
Для проведения реанимации и интенсивной терапии новорожденным на разных этапах медицинского обеспечения сформирована система межрайонных перинатальных центров, проведены обучающие семинары и научно-практические конференции по вопросам организации медицинской помощи матерям и детям по проблемам неонатологии, акушерства, педиатрии. Результатом реализации программ явилось снижение младенческой и материнской смертности.
Основными направлениями программных мероприятий Программы являются:
1. Создание условий для рождения здоровых детей.
С целью создания условий для рождения здоровых детей планируется обеспечение беременных женщин из районов с тяжелым и среднетяжелым дефицитом йода (это две трети районов области) йодсодержащими препаратами. Это позволит сохранить здоровье ребенка, находящегося внутриутробно, снизить риск рождения детей с врожденной патологией, т.к. здоровье новорожденных полностью зависит от здоровья матери.
В структуре причин младенческой смертности в настоящее время на втором месте стоят врожденные пороки развития плода (до 23 процентов), поэтому в Программе предусматриваются средства на организацию ранней (дородовой) диагностики врожденной патологии у детей методом ультразвукового и сывороточного скрининга всех беременных женщин в Нижегородской области. Данные методы диагностики позволяют уже во время беременности выявить тяжелые пороки развития у детей, несовместимые с жизнью, и в зависимости от ситуации провести прерывание беременности или подготовиться к своевременной оперативной коррекции пороков развития в Государственном учреждении "Нижегородская областная детская клиническая больница" (далее - ГУ "НОДКБ") и муниципальном учреждении здравоохранения "Городская детская клиническая больница № 1" (далее - МУЗ "ГДКБ № 1").
Значительная часть пороков центральной нервной системы у детей возникает от недостатка фолиевой кислоты в рационе беременных женщин. При этом сравнительно небольшие централизованные вложения средств на приобретение фолиевой кислоты (300 тыс. рублей в год) позволят (по опыту многих регионов) снизить количество детей, рождающихся с тяжелыми пороками развития головного и спинного мозга.
2. Профилактика, диагностика и лечение заболеваний у детей в возрасте до 18 лет.
В настоящее время показатель хронической заболеваемости у детей приближается к критической черте и составляет 19 процентов среди всех заболеваний. Доказано, что при уровне хронических заболеваний в 20 процентов начинается депопуляция (вымирание) населения, поэтому задача снижения удельного веса хронических заболеваний является одной из основных задач Программы.
Для решения этой задачи в Программе предусматриваются следующие мероприятия:
1) укрепление лечебно-диагностической базы ГУ "НОДКБ", муниципальных детских городских больниц и детских отделений центральных районных больниц, родовспомогательных учреждений (разработаны перечни медицинского оборудования для оснащения указанных учреждений - таблицы 1, 2, 5 приложения к Программе);
2) централизованные поставки медицинского оборудования в дома ребенка (таблица 3 приложения к Программе).
В домах ребенка Нижегородской области ежегодно воспитываются и одновременно лечатся 368 детей, из них 28,8 процента являются инвалидами.
Дети, содержащиеся в домах ребенка, в среднем переносят 4-5 острых заболеваний в год, многие страдают врожденной патологией, плохо поддающейся лечебной коррекции. Заболеваемость среди воспитанников в возрасте до одного года жизни в домах ребенка в среднем в 3,6 раза выше, чем среди детей, проживающих в семьях. Сложившаяся ситуация требует увеличения интенсивного врачебного наблюдения за ними.
В связи с дефицитом финансирования домов ребенка в рамках настоящей Программы предусмотрены закупки оборудования с целью укрепления лечебно-диагностической базы данных учреждений.
3. Приобретение препаратов, применяемых при глубокой недоношенности, которые существенно повысят выживаемость новорожденных детей и будут способствовать снижению младенческой смертности, а также препаратов, применяемых у больных, страдающих фенилкетонурией, гипотиреозом. Такие заболевания при несвоевременно начатом лечении приводят к инвалидности или смертности детей.
4. Внедрение новых информационных технологий в диспансерное наблюдение детей.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2004 года № 310 "Об утверждении карты диспансеризации ребенка" планируется создание базы данных о состоянии здоровья детей в Нижегородской области, что позволит своевременно (на ранних стадиях) выявлять отклонения в здоровье детей и своевременно проводить коррекцию имеющихся нарушений.
В ходе реализации Программы планируется обучение медицинских работников педиатрического и акушерского профиля путем проведения циклов повышения квалификации врачей: акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров (таблица 4 приложения к Программе).
Программа реализуется в течение 2004-2007 годов в один этап.
Основной целью Программы является создание и обеспечение условий для безопасных родов, рождения здоровых детей, для сохранения, восстановления и укрепления здоровья женщин и детей в Нижегородской области. Цель достигается путем решения задач по профилактике заболеваемости у беременных женщин и детей, по укреплению лечебно- диагностической базы медицинских учреждений, по внедрению новых информационных технологий в диспансерное наблюдение, а также по совершенствованию организации и оказания специализированной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям в стационарах Нижегородской области.
Основные программные мероприятия представлены в плане мероприятий по реализации Программы (приложение к Программе). Они включают в себя приобретение медицинского оборудования для ЛПУ Нижегородской области и г.Н.Новгород, приобретение медицинского оборудования для домов ребенка, внедрение научных разработок и реабилитационных методик в обучение медработников.
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
(тыс. рублей)
Всего | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Всего | 90890,0 | 56251,0 | 14744,6 | 13265,0 | 6629,4 |
федеральный бюджет | 13840,0 | 4340,0 | 4650,0 | 4850,0 | 0,0 |
областной бюджет | 34516,0 | 13020,0 | 9990,0 | 5500,0 | 6006,0 |
бюджет г.Н.Новгород | 3643,0 | 0,0 | 104,6 | 2915,0 | 623,4 |
средства ТФ ОМС | 38891,0 | 38891,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Объемы финансирования будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджетов на соответствующий финансовый год.
Реализация Программы обеспечивается департаментом здравоохранения Нижегородской области и министерством финансов Нижегородской области.
Департамент здравоохранения Нижегородской области:
формирует сводную бюджетную заявку на каждый финансовый год, предусматривая в ней объемы ассигнований на реализацию программных мероприятий с учетом показателей инфляции;
осуществляет мониторинг реализации Программы;
осуществляет подготовку ежегодных отчетов о реализации Программы государственному заказчику;
несет ответственность за рациональное использование выделяемых средств, за размещение и исполнение заказов на выполнение мероприятий Программы.
Министерство финансов Нижегородской области осуществляет:
финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год;
совместно с управлением государственного финансового контроля Нижегородской области - контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.
Снижение заболеваемости новорожденных с 738,6 до 380,0 на 1000 детей, родившихся живыми; снижение младенческой смертности с 12,5 до 11,0 на 1000 детей, родившихся живыми; снижение материнской смертности с 30 до 19 на 100 тыс. детей, родившихся живыми; обучение медицинского персонала (10 человек).