Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2006 года № 54

Об утверждении Положения об организации сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области

(с изменениями на 6 июля 2007 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 16 августа 2011 года № 620
__________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2007 № 218
-----------------------------------------------------



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за промышленными выбросами (сбросами) при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области (далее - Положение).

2. Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области до 1 марта 2006 года отработать схему руководства сетью наблюдения и лабораторного контроля, а также порядок сбора данных об обстановке и согласовать его в установленном порядке с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

3. Комитету охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской области определить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, порядок докладов (донесений) в единую дежурно-диспетчерскую службу Нижегородской области (ЕДДС) и в вышестоящие органы управления РСЧС по подчиненности, разработать документацию согласно Положению и до 1 марта 2006 года представить их в комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

4. Рекомендовать территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, Федеральному государственному учреждению "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", Верхне-Волжскому межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области определить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, порядок докладов (донесений) в единую дежурно-диспетчерскую службу Нижегородской области (ЕДДС) и в вышестоящие органы управления РСЧС по подчиненности, разработать документацию согласно Положению и до 1 марта 2006 года представить их в комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

5. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области создать на своей территории сеть наблюдения и лабораторного контроля с включением необходимых организаций, деятельность которых утвердить соответствующими нормативными правовыми актами.

6. Признать утратившими силу:

- постановление Администрации Нижегородской области от 31 июля 1998 года № 204 "Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля Нижегородской области";

- постановление Администрации Нижегородской области от 29 октября 1998 года № 283 "О внесении дополнения в постановление Губернатора от 31.07.98 № 204 "Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля Нижегородской области".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.


Губернатор

В.П. Шанцев

     


УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26.02.2006 № 54

     

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО
КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Правительства области от 06.07.2007 № 218)

1. Общие положения


Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Нижегородской области (далее - СНЛК).

СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - РСЧС). Выполнение стоящих перед СНЛК задач и функциональных обязанностей (приложение 1) является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК (приложение 3).

Координацию деятельности СНЛК осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС).

Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет Главное управление МЧС России по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС) (в рамках своих полномочий). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК (далее - УСНЛК) осуществляют соответствующие органы и организации, включенные в структуру СНЛК. (в ред. постановления Правительства области от 06.07.2007 № 218- см. предыдущую редакцию)

Взаимодействие учреждений СНЛК строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с ГУ МЧС. (Абзац - в ред. постановления Правительства области от 06.07.2007 № 218- см. предыдущую редакцию)

Наблюдение и лабораторный контроль гражданской обороны в Нижегородской области организуется и проводится с целью:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, промышленных выбросов, отходов производства, открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- своевременного обнаружения и индикации химического заражения в возвратных водах, промышленных выбросах, почвах и отходах производства;

- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно-химических опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

СНЛК формируется на основе организаций, функционирующих на территории Нижегородской области. Координацию деятельности УСНЛК в муниципальных образованиях осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям. Перечень конкретных организаций устанавливается органами местного самоуправления.

2. Функционирование и порядок передачи информации
учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны


Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах:

- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;

- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны - в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.) РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, предельно-допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС); о случаях опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях экстремально высокого загрязнения природной среды - передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией.

- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время), наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в возвратных водах, промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье, промышленных выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и, одновременно, в соответствующие территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).

Основу СНЛК составляют головные (наиболее подготовленные к выполнению задач) организации, указанные в приложении 2 к настоящему Положению.

Головные организации выполняют следующие задачи:

- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;

- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подведомственных учреждений СНЛК;

- осуществляют методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.

Головные организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6-8 часов.

3. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров
специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны


Оснащение учреждений СНЛК согласно табелю лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств соответствующих бюджетов.

Приборы радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются в соответствии с табелями оснащения на военное время.

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и обновляются в установленном порядке.

Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных вод, почв и отходов производства, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека; исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц; лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды проводится по методикам, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими вышестоящими организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится организациями по планам и программам, согласованным с ГУ МЧС.

В целях совершенствования готовности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.

Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие организации по подчиненности в установленные сроки, а также в ГУ МЧС ежегодно до 10 января.

Финансовое обеспечение деятельности СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации на территории Нижегородской области.

Финансирование мероприятий с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Приложение 1
к Положению об организации сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской
обороны Нижегородской области

     

Функциональные обязанности
учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Нижегородской области


(в ред. постановления Правительства области от 06.07.2007 № 218)

1. Государственное учреждение "Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями Верхне-Волжского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Нижегородский ЦГМС-Р) в части мониторинга загрязнения окружающей среды:

- измерение мгновенно-экспозиционной дозы (далее - МЭД) радиоактивного загрязнения в пунктах опорно-государственной наблюдательной сети (далее - ОГНС);

- определение загрязнения возвратных вод, промышленных выбросов, почвы, отходов производства;

- измерение концентраций радионуклидов в приземном слое атмосферного воздуха, в воде в пунктах ОГНС;

- определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, почв в пунктах ОГНС путем отбора и анализа проб;

- круглосуточный прием и передача оперативной информации об экстремально высоком загрязнении (в том числе аварийном) природной среды химическими и радиоактивными веществами установленным порядком в соответствии со схемой передачи органам власти, управления и природоохранным организациям Центра метеорологической службы Нижегородского ЦГМС - Р информации об экстремально высоком загрязнении окружающей среды и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ на территории Нижегородской области;

- оперативный прогноз распространения зоны экстремально высокого загрязнения на основании предоставленной Центром метеорологической службы Нижегородского ЦГМС - Р информации о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях;

- методическое руководство работой пунктов ОГНС.

2. Специализированный комбинат "Радон":

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение загрязнения возвратных вод, промышленных выбросов, почвы, отходов производства;

- определение зараженности атмосферного воздуха, воды, открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;

- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб.

3. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области":

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на границе и в зоне влияния очага массового поражения формированиями, создаваемыми на базе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" (санитарно-эпидемиологического отряда, санэпидбригад, групп эпидемиологической разведки);

- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области");

- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС и АХОВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»