ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2011 года № 620
Об утверждении Положения об организации сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны
Нижегородской области
(с изменениями на 1 марта 2019 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 23 октября 2020 года № 875
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2012 № 869;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2013 № 673;
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2014 № 925;
постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2015 № 535;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.04.2016 № 237;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.06.2018 № 424;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.03.2019 № 113
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за промышленными выбросами (сбросами) при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области (далее - Положение).
2. Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - ГКУ НО "УГО, ЧС и ПБ Нижегородской области") до 1 сентября 2011 года отработать схему руководства сетью наблюдения и лабораторного контроля, а также порядок сбора данных об обстановке и согласовать его в установленном порядке с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
3. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской области определить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, порядок докладов (донесений) в Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ГКУ НО "УГО, ЧС и ПБ Нижегородской области", Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области и в вышестоящие органы управления РСЧС по подчиненности, разработать документацию согласно Положению и до 1 сентября 2011 года представить их в ГКУ НО "УГО, ЧС и ПБ Нижегородской области". (в ред. постановления Правительства области от 30.11.2012 года № 869 - см. предыдущую редакцию)
4. Органам исполнительной власти Нижегородской области и государственным учреждениям Нижегородской области мероприятия по организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области осуществлять в пределах общих средств, выделенных им на очередной финансовый год.
5. Предложить управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", Верхне-Волжскому межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному государственному учреждению "Нижегородский референтный центр" Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору определить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, порядок докладов (донесений) в центр мониторинга и прогнозирования ЧС государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области", Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области и в вышестоящие органы управления РСЧС по подчиненности, разработать документацию согласно Положению и до 1 сентября 2011 года представить их в ГКУ НО "УГО, ЧС и ПБ Нижегородской области". (в ред. постановления Правительства области от 30.11.2012 года № 869 - см. предыдущую редакцию)
6. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области создать на своей территории сеть наблюдения и лабораторного контроля с включением необходимых организаций, деятельность которых утвердить соответствующими нормативными правовыми актами.
7. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 22 февраля 2006 года № 54 "Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 6 июля 2007 года № 218 "О внесении изменений в Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 22 февраля 2006 года № 54".
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.Г.Краснова.
(Пункт 8 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 01.03.2019 № 113 - см. предыдущую редакцию)
9. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П. Шанцев
Положение
об организации сети наблюдения и
лабораторного контроля гражданской обороны
Нижегородской области
Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Нижегородской области (далее - СНЛК).
СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - РСЧС). Выполнение стоящих перед СНЛК задач и функциональных обязанностей согласно приложению 1 к настоящему Положению является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Координацию деятельности СНЛК осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС).
Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет Главное управление МЧС России по Нижегородской области (в рамках своих полномочий). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК (далее - УСНЛК) осуществляют соответствующие органы и организации, включенные в структуру СНЛК.
Взаимодействие учреждений СНЛК строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
Наблюдение и лабораторный контроль гражданской обороны в Нижегородской области организуется и проводится с целью:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного и химического загрязнения и биологического (бактериологического) заражения питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (почвы, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, флоры и фауны);
- своевременного обнаружения и индикации радиационного и химического загрязнения и биологического (бактериологического) заражения возвратных вод, промышленных выбросов и сбросов и отходов производства и потребления;
- принятия экстренных мер по защите населения от воздействия радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно-химических опасных веществ (далее - АХОВ), возбудителей инфекционных заболеваний.
СНЛК формируется на основе организаций, функционирующих на территории Нижегородской области. Координацию деятельности УСНЛК в муниципальных образованиях осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям. Перечень конкретных организаций устанавливается органами местного самоуправления.
информации учреждениями сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны
Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
Нормальной радиационной, химической, микробиологической обстановкой признается обстановка в условиях отсутствия РВ, сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) в концентрациях (уровнях радиации), не превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые уровни (ПДУ), эпидемий, эпизоотии и эпифитотий, отсутствия прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки) прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны - в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Критериями ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки являются регистрация обнаружения в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, СДЯВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения, или 5 ПДК для атмосферного воздуха и 10 ПДК для поверхностных вод, а также ОВ и бактериальных средств (БС), регистрации случаев, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, определяемых действующими нормативно-правовыми документами.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.) РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, ПДУ, а также ОВ и БС; о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях экстремально высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее - с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией;
- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в возвратных водах, промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье промышленных выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения, или (при их отсутствии) фоновые значения, или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Основу СНЛК составляют вышестоящие в рамках настоящего Положения (наиболее подготовленные к выполнению задач) организации, указанные в приложении 2 к настоящему Положению.
Вышестоящие организации в рамках настоящего Положения выполняют следующие задачи:
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подведомственных учреждений СНЛК;
- осуществляют методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Вышестоящие организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6-8 часов.
Оснащение учреждений СНЛК согласно табелю лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств соответствующих бюджетов.
Приборы радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются в соответствии с табелями оснащения на военное время.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время (чрезвычайные ситуации мирного времени), хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК, используются только по прямому назначению и обновляются в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных вод, почв и отходов производства, установление видов микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц, лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды проводятся по методикам, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими вышестоящими организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся организациями по планам и программам, согласованным с ГУ МЧС.
В целях совершенствования готовности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие организации по подчиненности в установленные сроки, а также в Главное управление МЧС России по Нижегородской области ежегодно до 10 января.
Финансовое обеспечение деятельности СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации на территории Нижегородской области.
Финансирование мероприятий с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Функциональные обязанности
учреждений сети наблюдения и лабораторного
контроля гражданской обороны
Нижегородской области
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2012 года № 869)
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (далее - ФГБУ "Нижегородский ЦГМС-Р"): (абзац изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 30.11.2012 года № 869 - см. предыдущую редакцию)
- измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения (далее - МЭД) на местности в районе расположения учреждения и пунктов радиометрических наблюдений государственной наблюдательной сети (далее - ГНС);
- измерение концентраций радионуклидов в приземном слое атмосферы и плотности атмосферных выпадений в пунктах ГНС;
- определение уровня загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод суши путем отбора проб и их анализа в пунктах ГНС;