АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1998 года № 204
Об утверждении Положения об организации
сети наблюдения и лабораторного контроля Нижегородской области
(с изменениями на 29 октября 1998 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 22 февраля 2006 года № 54
__________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением губернатора от 29.10.98 № 283
-------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" N 1113 от 05.11.95 и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за различными промышленными выбросами при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций постановляю:
1. Утвердить Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля Нижегородской области (приложение 1).
2. Главному государственному санитарному врачу по Нижегородской области (Петров Е.Ю.), департаменту сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности (Костерин Н.Н.), Верхне-Волжскому территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Рязанов В.С.), Государственному комитету по охране окружающей среды Нижегородской области (Сироткин Л.И.) до 20.08.98 определить состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, порядок докладов (донесений) оперативному дежурному главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и в вышестоящие органы по подчиненности и представить их в главное управление по делам ГО и ЧС области.
До 20.08.98 разработать документацию согласно Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля, приложений 2, 3 и представить ее на согласование в главное управление по делам ГО и ЧС области.
Рекомендовать главам местного самоуправления городов Нижегородской области создать на территории города сеть наблюдения и лабораторного контроля с включением необходимых организаций, деятельность которых утвердить постановлением. (в ред. постановления от 29.10.98 № 283)
3. Главному управлению по делам ГО и ЧС (Коркодола В.А.) обобщить представленный материал и до 20.07.98 отработать схему руководства сетью наблюдения и лабораторного контроля, а также порядок сбора данных об обстановке.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области (Коркодола В.А.).
Губернатор области И.П.Скляров
Приложение 1
к постановлению губернатора
области
31.07.98 N 204
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации сети наблюдения и лабораторного контроля
Нижегородской области
Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Нижегородской области
1. Общие положения.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Выполнение стоящих перед нею задач является обязательным для всех ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.
Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют ведомства, головные учреждения, включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный контроль в области организуется и проводится с целью:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, промышленных выбросов, отходов производства, открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- своевременного обнаружения и индикации химического заражения в возвратных водах, промвыбросах, почвах и отходах производства;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных веществ (РВ), отравляющих веществ (ОВ), аварийно-химических опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств -возбудителей инфекционных заболеваний.
СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на территории области. Координацию деятельности СНЛК на местном уровне осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные управления по делам ГО и ЧС. Перечень конкретных учреждений и организаций устанавливается местными органами исполнительной власти.
2. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля.
Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) порядком. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;
- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны -в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.), РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно-допустимые нормы (ПДК), предельно-допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и баксредств (БС); о случаях опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды -передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией;
- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время), наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в возвратных водах, промвыбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье, промышленных выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и, одновременно, в соответствующие территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Основу СНЛК составляют головные (наиболее подготовленные к выполнению задач) учреждения.
Они выполняют следующие задачи:
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подчиненных подразделений СНЛК;
- осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6-8 часов.
Приложение 2
к постановлению губернатора
области
31.07.98 N 204
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
учреждений СНЛК Нижегородской области
1. На Нижегородский центр по мониторингу загрязнения окружающей среды Госкомэкологии и специализированный комбинат "Радон" возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждений;
- определение загрязнения возвратных вод, промышленных выбросов, почвы, отходов производства;
- определение зараженности атмосферного воздуха, воды, открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- подготовка специалистов гидрометеостанций (ГМС) и гидрометеопостов (ГМП) по ведению радиоактивного и химического наблюдения.
2. На гидрометеорологические станции и посты возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде, открытых водоемах и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие гидрометеостанции и центры.
3. На областной, городские, районные первой категории центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) Минздрава области возлагается:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе центров Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) медико-санитарных частей (МСЧ) (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов);
- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для областного ЦГСЭН);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС и АХОВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);
- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АХОВ;
- оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории.
4. На городские, районные центры Госсанэпиднадзора 2-й и 3-й категории возлагается:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС и доставка их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
5. На областную ветеринарную лабораторию департамента сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности возлагается:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и осуществление их индикации;
- отбор для ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, БС, АХОВ и в сомнительных ситуациях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения санитарно-ветеринарной экспертизы.
6. На государственный центр агрохимической службы "Нижегородский" возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ и АХОВ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, воды, удобрений;
- определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды ОВ, АХОВ, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;
- проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с отработкой коэффициентов накопления и перехода (Кн и Кп);
- оценка радиоактивного и химического заражения (загрязнения) путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участия в проведении специальных опытов.
7. На областную станцию защиты растений возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станций и на территории контролируемых объектов;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации ОВ и АХОВ;
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;
- определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территорий сельскохозяйственных угодий;