ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2006 года № 6
(с изменениями на 31 октября 2006 г.)
--------------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 31.10.2006 № 367
--------------------------------------------------------------------------------------------
В целях оказания содействия в повышении уровня качества жизни населения Нижегородской области через рост инвестиционной и инновационной активности, развитие инновационной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности промышленного комплекса области, эффективности управления и производства Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Первоочередные мероприятия по развитию промышленности Нижегородской области на 2006 год.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая.
Губернатор В.П. Шанцев
Первоочередные мероприятия по развитию
промышленности Нижегородской области
на 2006 год
(в ред. постановления Правительства области от 31.10.2006 № 367)
Первоочередные мероприятия по развитию промышленности Нижегородской области на 2006 год (далее - Мероприятия) разработаны в соответствии с Законом Нижегородской области от 20.01.1997 № 61-З "О промышленной политике" и направлены на обеспечение роста, повышение эффективности и конкурентоспособности видов деятельности обрабатывающих производств.
В дальнейшем в целях обеспечения долгосрочного устойчивого роста промышленного производства, повышения конкурентоспособности и технического уровня областной промышленности планируется разработка министерством промышленности и инноваций Нижегородской области Стратегии развития промышленности на период до 2020 года и Комплексной программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы, включающей подпрограммы развития видов деятельности и подпрограммы, нацеленные на решение ключевых задач (конкурентоспособность, инновации и высокие технологии и т.д.).
В результате реализации указанного комплекса Мероприятий предполагается достичь усовершенствования системы управления промышленным комплексом Нижегородской области, более широкого применения программно-целевых методов управления, особенно в области научно-технических разработок, инновационной деятельности, внедрения в производство новых технологий и обновления на этой основе производственных мощностей.
Мероприятия разработаны в соответствии со Стратегическим планом социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2005 № 61 (далее - Стратегический план социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года), Программой "Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005-2010гг.", утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 14.12.2004 № 747-р, и Основными направлениями промышленной политики Нижегородской области на 2003-2005 годы, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 02.09.2002 № 215.
Ключевые проблемы, ограничивающие развитие промышленного комплекса Нижегородской области:
1. Изношенность основных фондов и особенно их активной части, устаревание технологий и знаний, что приводит к ослаблению конкурентоспособности промышленных предприятий, не позволяет снижать издержки производства и, в результате, приводит к снижению эффективности производства и сокращению возможностей для развития. В последнее время тенденция снижения конкурентоспособности отечественного производства усугубляется укреплением курса российского рубля, что даёт преимущества для импорта.
В настоящее время существующие диспропорции между секторами экономики в России приводят к дефициту доступных финансовых средств и торможению инвестиционного процесса, в том числе инновационной активности, что для Нижегородской области, как крупного научного центра, также является существенной проблемой.
2. Низкая инновационная активность хозяйствующих субъектов и государства привела к уменьшению объемов наукоемкой продукции и технологий по сравнению с уровнем до 1990 года, утечке из России прогрессивных отечественных технологий и научных кадров, вызванной неразвитостью рынка инноваций в России. В результате растёт отставание России от экономически развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства, что препятствует повышению конкурентоспособности продукции и выходу хозяйствующих субъектов на международные рынки и создает реальную угрозу экономической безопасности как Российской Федерации, так и Нижегородской области, из-за увеличения зависимости экономического роста от нерегулируемых внешних факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы. Вопрос о решении данной проблемы приобретает особую актуальность в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации.
3. Отсутствие общегосударственного плана подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию. В настоящее время Российская Федерация не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, определяющей, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, что затрудняет проведение анализа последствий присоединения к Всемирной торговой организации. Понижение импортных тарифов и переход на технические нормы Всемирной торговой организации при допуске импорта на отечественный рынок способны существенно обострить конкуренцию по многим товарным позициям.
4. Неготовность промышленных предприятий к эффективному освоению инвестиций. Кроме внешних факторов, препятствующих активному развитию хозяйствующих субъектов, имеются внутренние причины, влияющие на снижение результативности производства. Существенным препятствием на пути инвестиций и инноваций сейчас признаётся неготовность к их эффективному освоению многих предприятий, что, в первую очередь, связано с низким качеством управления предприятиями. С этой же причиной связана и неготовность инвесторов и кредиторов вкладывать капиталы и предоставлять займы предприятиям по причинам высоких рисков невозврата и неокупаемости вложенных средств из-за неэффективного управления.
Так, эффективность накопления и использования собственных средств промышленными предприятиями остаётся достаточно низкой, в том числе из-за нерешённых проблем, оставшихся от периода плановой экономики:
- неэффективные затраты (например, содержание имеющихся избыточных и неиспользуемых основных фондов предприятий; неэффективное осуществление непрофильных видов деятельности и т.д.);
- отсутствие стратегических целей, приводящее к отвлечению собственных средств на текущее потребление в ущерб инвестициям и инновациям.
5. Недостаточные эффективность и согласованность взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, недостаточная из-за несовершенства нормативного правового регулирования мотивация собственников промышленных предприятий для развития бизнеса в соответствии с интересами региона, создания конкурентоспособных рабочих мест.
В результате эффективность и влияние на развитие промышленности государственных программ снижается.
Основная цель Мероприятий - оказание содействия в повышении уровня качества жизни населения Нижегородской области через рост инвестиционной и инновационной активности, развитие инновационной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности промышленного комплекса Нижегородской области, эффективности управления и производства.
Основные задачи Мероприятий:
1. Повышение уровня благосостояния и профессиональной квалификации работников промышленного комплекса Нижегородской области.
2. Повышение роли промышленного комплекса в росте бюджетной обеспеченности Нижегородской области.
3. Развитие системы взаимодействия государственной власти и бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности промышленной деятельности, эффективности государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки.
4. Развитие законодательства Российской Федерации и Нижегородской области, направленного на стимулирование развития промышленности.
5. Содействие росту конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и видов деятельности на основе реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов.
6. Создание и развитие основных структурных элементов региональной инновационной системы.
7. Внедрение мер поддержки для повышения конкурентоспособности, качества и безопасности отечественной продукции (товаров, работ, услуг).
8. Модернизация основных фондов и технологий, обновление производственной инфраструктуры. (в ред. постановления Правительства области от 31.10.2006 № 367)
9. Внедрение ресурсосберегающих технологий.
10. Внедрение прогрессивных методов управления и современных форм организации и ведения предпринимательской деятельности.
11. Повышение профессионального уровня управленческих и рабочих кадров.
12. Содействие хозяйствующим субъектам в расширении коммерческих контактов, освоении новых рынков сбыта продукции, участии в федеральных и межрегиональных целевых программах.
Система Мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает решение поставленных задач.
Решение задач осуществляется с использованием возможностей и инструментов государственного управления как на областном, так и на федеральном уровнях, в том числе нормотворческих, организационных (организация и содействие участию хозяйствующих субъектов в федеральных и региональных программах развития промышленности, в выставочно-ярмарочной деятельности и др.), информационно-аналитических и др.
В рамках реализации Мероприятий планируется решение проблем взаимоотношений бизнеса и государственной власти и их взаимной информированности, не требующее значительных временных и финансовых затрат.
В целях решения данных проблем планируется:
1. Заключение договоров о предоставлении информации с промышленными предприятиями:
- определяющими экономическое развитие, финансовые результаты по видам деятельности;
- определяющими налоговые поступления в областной бюджет от промышленности;
- являющимися бюджетообразующими для районов Нижегородской области;
- деятельность которых носит долговременный убыточный характер.
2. Доработка программы "Мониторинг деятельности промышленных предприятий региона" с целью формирования и ведения:
- базы данных прогнозных показателей развития промышленности до 2015 года;
- мониторинга целевых показателей программ и подпрограмм развития промышленности;
- мониторинга налоговых платежей;
- мониторинга работы с убыточными предприятиями;
- мониторинга работы с предприятиями, проходящими процедуры банкротства;
- мониторинга средней заработной платы в промышленности;
- мониторинга неиспользуемых объектов недвижимости, мощностей, непрофильных бизнесов.
3. Проведение совместных заседаний по координации деятельности с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области, администрацией г.Нижнего Новгорода и районными администрациями.
Особое место в системе Мероприятий занимают мероприятия по разработке Стратегии развития промышленности Нижегородской области до 2020 года и Комплексной программы развития промышленности на 2007-2010 годы, реализация которых позволит определить стратегические приоритеты промышленной политики в области структурных преобразований (подпрограммы развития приоритетных видов деятельности) и повышения конкурентоспособности промышленного производства.
Раздел 4 "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области" плана Мероприятий в части, касающейся содействия инновационным проектам, не являющимся приоритетными, и раздел 7 "Модернизация основных фондов и технологий, обновлений производственной инфраструктуры" сформированы на основании предложений хозяйствующих субъектов, изъявивших о намерении за счет внебюджетных средств (федеральные предприятия - также за счет средств, предполагаемых к выделению из федерального бюджета на финансирование проектов) осуществлять в 2006 году инновационные проекты, проекты модернизации основных фондов и технологий, производственной инфраструктуры. (в ред. постановления Правительства области от 31.10.2006 № 367)
Разделы 4 (в части, касающейся содействия инновационным проектам, не являющимся приоритетными) и 7 плана Мероприятий подлежат дополнению по обращению любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего промышленную деятельность на территории Нижегородской области, при условии реализации им в 2006 году инновационных проектов, проектов модернизации основных фондов и технологий, производственной инфраструктуры.
Включение проектов и хозяйствующих субъектов в разделы 4 (в части, касающейся содействия инновационным проектам, не являющимся приоритетными) и 7 плана Мероприятий не означает их приоритетного по отношению к иным проектам и хозяйствующим субъектам права на оказание поддержки со стороны органов исполнительной власти Нижегородской области.
Основными разделами плана Мероприятий, требующими финансирования за счет средств областного бюджета, являются:
- раздел 4 "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области";
- раздел 5 "Качество и конкурентоспособность";
- раздел 6 "Развитие лёгкой промышленности Нижегородской области".
(Первый подраздел - в ред. постановления Правительства области от 31.10.2006 № 367)
Мероприятия раздела 4 плана осуществляются в рамках Стратегии 2 "Формирование наукоемкой экономики инновационного типа" Стратегического плана социально-экономического развития Нижегородской области до 2015 года.
Ключевые проблемы, сдерживающие развитие инновационной деятельности Российской Федерации в целом и в Нижегородской области:
недостаточное законодательное регулирование вопросов о государственной политике в научно-технической и инновационной сфере;
отсутствие целостной системы экономических и правовых механизмов регулирования процесса коммерциализации законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
недостаточная эффективность инфраструктуры инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности при трансфере наукоемких технологий;
отсутствие механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы;
отсутствие механизмов вовлечения в хозяйственный оборот местных технологических и интеллектуальных ресурсов;
отсутствие ориентации хозяйствующих субъектов на отечественную прикладную науку как источник инноваций;
отсутствие в России механизмов финансирования рисковых проектов (венчурное финансирование);
недостаточный приток молодых специалистов в сферу науки, отток из сферы науки молодых специалистов, имеющих соответствующее образование.
Основная цель реализации мероприятий раздела 4 "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области" - обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития Нижегородской области, базирующегося на росте инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выходе инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещении на внутреннем рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения инновационной деятельности;
- формирование и развитие конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов и отраслей экономической деятельности на основе реализации приоритетных инновационных проектов и инновационных проектов и участии в федеральных целевых программах;
- формирование условий для создания и развития элементов инновационной инфраструктуры на всех стадиях разработки и производства нововведений;
- информационное обеспечение инновационного процесса;
- обеспечение условий для повышения конкурентоспособности, качества и безопасности отечественной продукции (товаров, работ, услуг);
- создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.