Положение
о Единой системе оперативно-диспетчерского управления
в аварийных и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области
(в ред. постановлений Правительства области от 17.07.2009 № 511;
от 10.11.2009 № 809; от 04.12.2012 № 881; от 22.05.2015 № 321; от 27.10.2016 № 721; от 25.07.2019 № 510; от 15.01.2021 № 28)
___________________________________________________________________________________________
По тексту Положения слова "Управление по обеспечению деятельности министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области"
заменены словами "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области"
постановлением Правительства области от 27.10.2016 № 721
___________________________________________________________________________________________
Основные определения и термины
Чрезвычайная ситуация (далее также ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
(Абзацы первый, второй изложены в новой редакции постановлением Правительства области от 15.01.2021 № 28 - см. предыдущую редакцию)
Автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС РСЧС) - предназначена для информатизации и автоматизации деятельности органов управления РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны и задач РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - ЦУКС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области. Выполняет функции по обеспечению координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. (абзац четвертый изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 15.01.2021 № 28 - см. предыдущую редакцию)
Управляющий центр - орган управления, который координирует действия сил и средств ТП РСЧС, обеспечивает доведение и контроль распоряжений и указаний Губернатора, Правительства и КЧС Нижегородской области в рамках своей компетенции.
(Абзац пятый в ред. постановления Правительства области от 04.12.2012 № 881 - см. предыдущую редакцию)
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление службой муниципального образования, дежурный диспетчерский орган объекта (организации), входящие в РСЧС и имеющие силы и средства постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
(Абзац шестой в ред. постановления Правительства области от 04.12.2012 № 881 - см. предыдущую редакцию)
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления муниципальной (городской, районной) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (далее - дежурно-диспетчерских) служб муниципального образования области.
(Абзац седьмой в ред. постановления Правительства области от 04.12.2012 № 881 - см. предыдущую редакцию)
(Абзац восьмой исключен постановлением Правительства области от 10.11.2009 № 809 - см. предыдущую редакцию)
Центральная дежурно-диспетчерская служба - структурное подразделение государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области", осуществляющее взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований Нижегородской области и ДДС организаций при совместных действиях по мониторингу и устранению чрезвычайных и аварийных ситуаций, технологических и иных нарушений (сбоев) в работе жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса на объектах жизнеобеспечения муниципальных образований Нижегородской области.
(Абзац девятый в ред. постановлений Правительства области от 04.12.2012 № 881; от 27.10.2016 № 721 - см. предыдущую редакцию)
Оперативно-информационный отдел - структурное подразделение государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - ОИО Управления), осуществляющий взаимодействие с ЦУКС, ЦДДС, дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) органов управления (ОУ) территориальной подсистемы и функциональных подсистем (ТП и ФП) РСЧС, расположенных на территории Нижегородской области, ЕДДС муниципальных образований Нижегородской области и ДДС организаций, входящих в единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области, обобщает их действия и информирует Губернатора Нижегородской области и Правительство Нижегородской области.
(Абзац девятый изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 15.01.2021 № 28 - см. предыдущую редакцию)
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Авария в электроэнергетике - технологическое нарушение на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшее к разрушению или повреждению зданий, сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву, пожару и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, нарушению в работе релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или оперативно-технологического управления либо обеспечивающих их функционирование систем связи, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
Авария в системе газоснабжения - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Авария в системе водоснабжения - повреждение или выход из строя систем водоснабжения, устройств, повлекшие либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения.
Авария в системе теплоснабжения - повреждение трубопровода тепловой сети, если в период отопительного сезона это привело к перерыву теплоснабжения объектов жилсоцкультбыта на срок 36 часов и более.
Технологическое нарушение в системе теплоснабжения - нарушение в работе тепловых сетей, которое в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействия на персонал, отклонения параметров энергоносителя, экологического воздействия, объемов повреждения оборудования, других факторов снижения надежности) подразделяется на аварии и инциденты.
Инцидент в системе теплоснабжения - отказ или повреждение оборудования и (или) трубопроводов тепловых сетей, отклонения от гидравлического и (или) теплового режимов, нарушение требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
(абзацы одиннадцатый-семнадцатый введены постановлением Правительства области от 15.01.2021 № 28)
I. Общие положения
1. Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Нижегородской области (ЕСОДУ) является подсистемой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб (далее по тексту - дежурно-диспетчерские службы (ДДС), имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)
2. Целью создания ЕСОДУ является повышение оперативности реагирования и функционирования дежурно-диспетчерских служб (ДДС) муниципальных образований и организаций различной отраслевой принадлежности при их совместных действиях по ликвидации ЧС на основе:
- организации и поддержания информационного взаимодействия между ДДС, анализа, обобщения и распространения в ЕСОДУ имеющейся информации;