Исходное состояние и необходимость реформ
Правительством Нижегородской области при управлении государственным долгом области принимаются меры по обеспечению полного и своевременного исполнения долговых обязательств, построению оптимальной структуры долга. Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года № 161 была утверждена Концепция управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года. Она подготовлена на основе обобщения опыта управления государственным долгом как самой Нижегородской области в предыдущие годы, так и других российских регионов, а также рекомендациях, разработанных крупными рейтинговыми агентствами. Основной целью данной концепции является определение принципов и придание публичности деятельности Правительства области по управлению государственным долгом Нижегородской области. Это достигается через решение следующих задач:
- раскрытие информации по методам контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и поддержанием ликвидности областного бюджета;
- выстраивание четких принципов моделирования долговой политики при формировании областного бюджета;
- минимизация рисков при управлении ликвидностью областного бюджета в процессе исполнения;
- создание более прозрачных правил учета долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием для защиты интересов инвесторов.
В целях повышения эффективности управления государственным долгом принят Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-З "О государственном долге Нижегородской области". Законом регулируются отношения в сфере управления государственным долгом Нижегородской области, определены формы и виды долговых обязательств Нижегородской области, порядок осуществления государственных внутренних заимствований, условия предоставления государственных гарантий и предоставления информации о государственном долге Нижегородской области.
Государственные внутренние заимствования Нижегородской области используются для покрытия дефицита областного бюджета, а также для финансирования расходов областного бюджета в пределах расходов на погашение долговых обязательств Нижегородской области.
Объем привлечения государственных внутренних заимствований Нижегородской области планируется с учетом потребностей областного бюджета, возможностей Нижегородской области полностью и своевременно исполнять принятые долговые обязательства.
Государственные внутренние заимствования Нижегородской области осуществляются в соответствии с программой государственных внутренних заимствований Нижегородской области. Программа государственных внутренних заимствований Нижегородской области представляет собой перечень внутренних заимствований Нижегородской области на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств Нижегородской области.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-З "О государственном долге Нижегородской области" для планирования объема привлечения заимствований учитываются долговая емкость областного бюджета и свободная долговая емкость областного бюджета.
В соответствии со статьей 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечен учет государственных долговых обязательств Нижегородской области. Учет обязательств ведется в Государственной долговой книге Нижегородской области с группировкой по видам заимствований и срокам их погашения. Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 октября 2005 года № 278 утверждены Положение о государственной долговой книге Нижегородской области и Порядок учета консолидированного долга Нижегородской области.
Во исполнение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 119н "Об утверждении Порядка передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований" и в целях оперативного учета консолидированного долга Нижегородской области министерством финансов Нижегородской области организован систематический сбор и анализ информации о муниципальных долговых обязательствах.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
На первом и втором этапе будет проводиться систематическая оценка действующих долговых обязательств, в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения, что будет способствовать укреплению платежеспособности области и снижению расходов на обслуживание государственного долга.
На первом этапе будет разработана и утверждена Методика расчета возможного привлечения новых долговых обязательств и платежеспособности областного бюджета.
В целях обеспечения открытости информации сведения о долговых обязательствах на всех этапах реформирования будут публиковаться в СМИ и сети Интернет.
Результатом реформирования региональных финансов в части совершенствования долговой политики будет безусловное выполнение всех долговых обязательств, повышение открытости и прозрачности бюджета и формирование тем самым положительной кредитной истории и повышение кредитоспособности Нижегородской области. Все операции по долговым обязательствам Нижегородской области будут полностью соответствовать требованиям действующего законодательства и осуществляться по установленным процедурам.
Альтернативные варианты и риски
Альтернативой проводимой Правительством Нижегородской области политики может стать создание независимого агентства по управлению задолженностью областного бюджета.
В связи с уже достигнутым высоким качественным уровнем управления государственным долгом, обеспеченным регламентацией управленческих процедур, риски реализации реформы по данному направлению являются незначительными. Некоторый риск для достижения планируемых результатов представляет снижение платежеспособности области в результате влияния внешних факторов на формирование доходной составляющей областного бюджета.