Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 1999 года N 1098

     

     

О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2005 года"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственным заказчиком координатором Программы, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать исходя из заключенных с целью реализации Программы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соглашений о намерениях необходимые средства для ее выполнения и разработать региональные программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имея в виду, что финансирование указанных региональных программ осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.

5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимую методическую помощь при разработке региональных программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 сентября 1999 года N 1098

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2005 ГОДА"

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Российской Федерации
до 2005 года"

Наименование
Программы

-


федеральная целевая программа "Снижение рисков  и
смягчение   последствий   чрезвычайных   ситуаций
природного и техногенного характера в  Российской
Федерации до 2005 года"

Основание
для разработки
Программы

-

распоряжение Правительства  Российской  Федерации
от 17 мая 1997 г. N 678-р

     
Государственный
заказчик -
координатор
Программы

     
-


     
Министерство Российской   Федерации   по    делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации последствий стихийных бедствий


Государственные
заказчики по
отдельным
направлениям
Программы

  

  


-




  

  


Министерство науки   и   технологий    Российской
Федерации,  Министерство  Российской Федерации по
атомной    энергии,    Государственный    комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды и
Федеральный   надзор   России   по   ядерной    и
радиационной безопасности

  

  

Основные
разработчики
Программы

-


Министерство Российской   Федерации   по    делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации   последствий   стихийных    бедствий,
Российская академия наук

Цель и
основные
задачи
Программы






























-

































целью Программы  являются   снижение   рисков   и
смягчение   последствий   аварий,   катастроф   и
стихийных бедствий  в  Российской  Федерации  для
повышения уровня защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного  и  техногенного
характера   (далее   именуются   -   чрезвычайные
ситуации).
Основными задачами Программы являются:
создание и  развитие  научно-методической  основы
управления   рисками  возникновения  чрезвычайных
ситуаций;
формирование нормативно-правовой  и  методической
базы  для обеспечения государственного контроля и
нормирования  рисков  возникновения  чрезвычайных
ситуаций;
разработка экономических механизмов регулирования
деятельности   по  снижению  рисков  и  смягчению
последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и  развитие  систем  прогнозирования   и
мониторинга чрезвычайных ситуаций;
развитие системы   информационного    обеспечения
управления   рисками  возникновения  чрезвычайных
ситуаций,  модернизация автоматизированных систем
управления,   совершенствование  систем  связи  и
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
совершенствование        материально-технического
обеспечения  деятельности  по  снижению  рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и  внедрение  передовых  технологий  и
инженерно-техниче ских   средств   для  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов
по  управлению рисками возникновения чрезвычайных
ситуаций,  а   также   подготовки   населения   к
действиям в чрезвычайных ситуациях

Сроки и этапы
реализации
Программы




-






Программа выполняется в 2000-2005 годах.
Исходя из  существующего  научно-технического   и
производственного     потенциала,     а     также
экономической  ситуации   в   стране   выполнение
Программы  разделено на два связанных между собой
этапа: результаты работ на первом этапе Программы
(2000-2001    годы)    становятся   основой   для
реализации второго этапа (2002-2005 годы)

Перечень
основных
мероприятий
Программы


















-





















разработка и реализация системы мер по  выявлению
опасностей    и   комплексному   анализу   рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка и   реализация    системы    мер    по
прогнозированию    и   мониторингу   чрезвычайных
ситуаций;
развитие системы   информационного    обеспечения
управления   рисками  возникновения  чрезвычайных
ситуаций;
разработка и    ввод    в    действие     системы
государственного регулирования в области снижения
рисков  и  смягчения   последствий   чрезвычайных
ситуаций;
разработка и реализация системы мер  по  снижению
рисков,  смягчению последствий и защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация системы мер по подготовке
населения   и   специалистов   к   действиям   по
предупреждению    и    ликвидации    чрезвычайных
ситуаций,    развитию    методичес кой    базы   и
совершенствованию        материально-технического
обеспечения  деятельности  по  снижению  рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

Основные
исполнители
Программы



























-





























научно-исследовательские и опытно-конструкторские
организации и предприятия Министерства Российской
Федерации   по   делам    гражданской    обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий
стихийных бедствий,  Министерства здравоохранения
Российской    Федерации,    Министерства    путей
сообщения  Российской   Федерации,   Министерства
топлива   и   энергетики   Российской  Федерации,
Министерства  науки   и   технологий   Российской
Федерации,    Министерства   обороны   Российской
Федерации,  Министерства  транспорта   Российской
Федерации,  Министерства  сельского  хозяйства  и
продовольствия Российской Федерации, Министерства
Российской    Федерации   по   атомной   энергии,
Министерства  образования  Российской  Федерации,
Государственного комитета Российской Федерации по
охране  окружающей  среды,   Федеральной   службы
лесного хозяйства России,  Федерального агентства
правительственной   связи   и   информации    при
Президенте   Российской   Федерации,  Российского
авиационно-космического  агентства,  Федерального
горного    и    промышленного   надзора   России,
Федерального  надзора   России   по   ядерной   и
радиационной  безопасности,  Российской  академии
наук,  а  также  организации,   определяемые   на
конкурсной   основе   в   соответствии  с  Указом
Президента  Российской   Федерации  от  8   апреля 1997 г.  N   305   "О   первоочередных  мерах  по предотвращению коррупции и сокращению  бюджетных расходов  при  организации  закупки продукции для государственных нужд"

Объемы и
источники
финансирования
Программы





-








общий объем финансирования Программы за счет всех
источников составляет 6035,19 млн. рублей.
Источники финансирования Программы:
федеральный бюджет - 1523,15 млн.  рублей,  в том
числе   затраты   на  научно-исследовательские  и
опытно-конструкторские  работы  -   429,69   млн.
рублей,  расходы  на  инвестиции  -  1019,46 млн.
рублей, прочие расходы - 74 млн. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации -  4512,04
млн. рублей

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы





-









преодоление неблагоприятной  тенденции  роста   в
Российской   Федерации   количества  чрезвычайных
ситуаций;
снижение на 40-50 процентов рисков  возникновения
чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего
в  районах,  подверженных   воздействию   опасных
факторов природного и техногенного характера;
сокращение в  2-3  раза  затрат   на   ликвидацию
чрезвычайных ситуаций;
уменьшение на 30-40  процентов  потерь  населения
при чрезвыча йных ситуациях

Система
контроля
за исполнением
Программы



-






контроль за исполнением Программы возлагается  на
Министерство   Российской   Федерации   по  делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Текущая информация  и  ежеквартальные  доклады  о
ходе  выполнения  Программы  и  об  использовании
средств   федерального   бюджета   представляются
исполнителями Программы в установленном порядке


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р.

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Несмотря на сложности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Главной задачей второго этапа развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.

Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.

Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.

2. Цель и задачи Программы

Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;

формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;

развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Программа рассчитана на 6 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2000-2001 годы) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно-методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме.

На втором этапе (2002-2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.

4. Система программных мероприятий

В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:

а) разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:

разработку нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, и определение нормативных показателей рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических условий;

разработку концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

дальнейшее развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также разработку государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;

разработку методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

разработку экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

б) разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:

организацию и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по выявлению опасных факторов природного и техногенного характера;

систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;

разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации;

развитие научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;

разработку системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и (или) с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:

дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;

создание и развитие сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

г) развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях предусматривает:

разработку и совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;

дальнейшее развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие геоинформационных технологий для снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;

разработку методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для регионов Российской Федерации;

д) разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений;

создание и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

разработку и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»