НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 7 июля 2004 года № 65-З
(с изменениями на 7 июня 2006 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З
------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 24 июня 2004 года
(статья 2 изложена в новой редакции Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З - см. предыдущую редакцию)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Г.М. Ходырев
Нижний Новгород
7 июля 2004 года
№ 65-З
Комплексная целевая программа
улучшения условий и охраны труда
в организациях Нижегородской области
на 2004 - 2006 годы
Наименование Программы |
| Комплексная целевая программа улучшения условий и охраны труда в организациях Нижегородской области на 2004 - 2006 годы (далее - Программа) |
|
|
|
Основания для решения о разработке Программы |
| Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; Закон Нижегородской области от 21 октября 1997 года № 91-З "Об охране труда" |
|
|
|
Заказчик Программы |
| Правительство Нижегородской области |
|
|
|
Основные разработчики Программы |
| министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, министерства Нижегородской области при участии: Государственной инспекции труда в Нижегородской области; Нижегородского научно-исследовательского института гигиены и профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации; федерального государственного учреждения Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области; Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов "Облсовпроф" |
|
|
|
Цели Программы |
| реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства об охране труда; осуществление актуальных мероприятий как по предупреждению несчастных случаев на производстве и созданию здоровых условий труда работающих, так и по совершенствованию управления охраной труда на уровне организации, района (города), области |
|
|
|
|
|
|
Основные программные мероприятия |
| нормативно-правовое обеспечение охраны труда; |
|
|
|
Исполнители мероприятий Программы |
| министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области с Нижегородским гуманитарным центром и областным центром развития творчества детей и молодежи; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; во взаимодействии с: государственным учреждением "Областной учебно-методический, исследовательский центр охраны труда и социального партнерства" (ОЦОТ и СП); органами местного самоуправления городов и районов области (при участии в реализации Программы); Государственной инспекцией труда в Нижегородской области (ГИТ НО) (по согласованию); государственным учреждением Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ НРО ФСС) (по согласованию); государственным учреждением Нижегородским научно-исследовательским институтом гигиены и профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГУННИИГП) (по согласованию); федеральным государственным учреждением Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области (ОЦГСЭН) (по согласованию); организациями различных форм собственности (в случае участия в реализации Программы) |
|
|
|
Предполагаемый объем и источники финансирования Программы |
| общий объем финансирования - 195877,24 тысяч рублей, в том числе: средства областного бюджета - 2342,84 тыс. рублей, средства организаций - 165034,4 тыс. рублей, средства социального страхования - 28500,0 тыс. рублей |
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты Программы (экономический и социальный эффект) |
| снижение производственного травматизма (5 процентов ежегодно) и профессиональной заболеваемости, уменьшение потерь от несчастных случаев на производстве, снижение производственных рисков, снижение расходов на выплату компенсаций за неблагоприятные условия труда, повышение уровня управления охраной труда и улучшение социального положения работников |
|
|
|
Контроль за реализацией мероприятий Программы |
| министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области |
В области завершено выполнение Программы улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24 мая 2001 года № 174, сформирована система государственного управления охраной труда, создана нормативная и правовая база - как основа функционирования системы управления.
Общий уровень производственного травматизма в целом по области за 2001-2003 годы самый низкий за последние 10 лет (количество пострадавших на производстве (Кч) на 1000 работающих в 2000 г. - 4,1, 2001 г. - 3,7, 2002 г. - 3,5) и ниже, чем в среднем по Российской Федерации (2002 г. - 4,5) и Приволжскому федеральному округу (2002 г. - .4,1).
При этом почти 2 тысячи предприятий не имеют несчастных случаев на производстве. Отмечается снижение травматизма в 32 районах области.
Снижается уровень профессиональной заболеваемости, ежегодно уменьшается количество лиц, которых медико-социальные экспертные комиссии признают инвалидами по производственным травмам и профессиональным заболеваниям (в 2001 году - 326 человек, в 2002 году - 228 человек).
Однако в ряде отраслей экономики: стекольной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, сельском хозяйстве травматизм продолжает оставаться высоким и превышает средний уровень.
Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Недостаточно активно проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Многие организации, насчитывающие более 100 работников, не имеют штатных специалистов по охране труда.
Остается высоким травматизм на малых предприятиях. По данным, полученным от 166 малых предприятий с общей среднесписочной численностью работающих более 7 тысяч человек, уровень общего производственного травматизма почти в 2 раза выше среднеобластного (5.9).
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве преобладают причины организационного характера, а именно: нарушение требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостаточное обучение по охране труда в ряде отраслей экономики и на предприятиях малого и среднего бизнеса, низкое качество инструктажа на рабочем месте, отсутствие необходимых средств индивидуальной защиты.
Существенной причиной производственного травматизма и профзаболеваний является запредельный износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий и оборудования.
Программа направлена на реализацию Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и является составной частью планов социально-экономического развития области.
Программа отвечает целям и задачам Концепции обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области (с 1997 по 2005 год), утвержденной постановлением Администрации Нижегородской области от 1 июля 1996 года № 183.
Основной целью Программы является осуществление мероприятий, способствующих предупреждению несчастных случаев на производстве, созданию здоровых и безопасных условий труда работников и повышению эффективности системы управления охраной труда на уровне организации, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти области.
Для достижения этого необходимо решение следующих задач:
совершенствование правового и нормативного обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья работников;
использование механизмов экспертизы, сертификации и лицензирования для улучшения условий и охраны труда;
кадровое обеспечение органов управления охраной труда;
повышение заинтересованности работодателей в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
совершенствование системы обучения и проверки знаний требований охраны труда;
развитие системы информационного обеспечения в сфере охраны труда.
Механизм реализации Программы - это система взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и иных организаций, скоординированная по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающая выполнение заявленных целей и задач в области охраны труда.
В Программе запланированы мероприятия (приложение) по следующим 5 разделам:
1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда, предусматривающее:
разработку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе законодательства о труде, охране труда и обязательном социальном страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
разработку нормативных правовых актов Нижегородской области, приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.
2. Организационно-техническое обеспечение охраны труда.
В связи с формированием в Российской Федерации системы сертификации работ по охране труда планируется создание на территории Нижегородской области испытательных лабораторий и органов по сертификации. В целях создания безопасных условий труда Программой предусматривается проведение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда женщин и подростков, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования с заменой его на новое, отвечающего требованиям системы стандартов безопасности труда, сокращение числа рабочих мест с тяжелыми работами, работами с вредными и (или) опасными условиями труда.
Планируется проводить ежегодные специализированные выставки средств индивидуальной защиты (СИЗ) работающих, конференции и семинары их разработчиков, производителей, поставщиков и потребителей с целью улучшения качества и эффективности СИЗ, ознакомления с современными требованиями, предъявляемыми к производству и эксплуатации.
В целях привлечения внимания работодателей к созданию безопасных и здоровых условий труда работников планируется ежегодное проведение областных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда.
3. Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение.
По данным Нижегородского областного Комитета государственной статистики в промышленности, строительстве, на транспорте и предприятиях связи количество работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет 17,2 процента - это почти 90 тысяч человек, среди них более 30 тысяч женщин. В связи с этим особое значение в Программе отводится аттестации рабочих мест по условиям труда (в области аттестовано около 170 тысяч рабочих мест или почти 25 процентов от общего числа рабочих мест, в том числе 50 процентов рабочих мест с вредными, тяжелыми и (или) опасными условиями труда), лечебно-профилактическим, реабилитационным мероприятиям и периодическим медицинским осмотрам работающих во вредных условиях труда.
4. Обучение и подготовка кадров по охране труда.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда, совершенствование учебно-материальной базы организаций.
5. Информационно-аналитическое обеспечение.
Мероприятия раздела направлены на совершенствование информационного обеспечения государственного управления охраной труда и системы статистической отчетности о состоянии производственного травматизма и условий труда в Нижегородской области, использование Российской информационной системы по охране труда (РИСОТ).
На основании результатов мониторинга состояния условий и охраны труда планируется осуществлять информирование организаций всех организационно-правовых форм с целью принятия эффективных мер по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости.
Финансирование мероприятий Программы планируется из следующих источников: средства областного бюджета, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, средства организаций.
Ориентировочно общий объем финансирования Программы определен в сумме 195877,24 тысяч рублей, в том числе из областного бюджета - в сумме 2342,84 тысяч рублей, средства организаций - в сумме 165034,4 тысяч рублей, средства Фонда социального страхования - в сумме 28500,0 тыс. рублей.
Объем финансирования на 2004 года составляет 54471,0 тысяч рублей, в том числе за счет средств организаций - в сумме 45471,0 тысяч рублей, за счет средств Фонда социального страхования - в сумме 9000 тысяч рублей.
Объем финансирования на 2005 год составляет 95886,06 тысяч рублей, в том числе из областного бюджета - в сумме 1111,06 тысяч рублей, за счет средств организаций - в сумме 85275,0 тысяч рублей, за счет средств Фонда социального страхования - 9500 тысяч рублей.
Объем финансирования на 2006 года составляет 45520,18 тысяч рублей, в том числе из областного бюджета - 1231,78 тысяч рублей, за счет средств организаций - в сумме 34288,4 тысяч рублей, за счет средств Фонда социального страхования - 10000 тысяч рублей.
Головным исполнителем мероприятий Программы является организация, указанная первой в графе "Исполнители" мероприятий Программы.
Оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий осуществляет координационный совет по охране труда при департаменте труда министерства труда и социальной защиты Нижегородской области.
Ход выполнения мероприятий Программы ежегодно рассматривается на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда.
Ежегодно до 1 февраля текущего года министерство труда и социальной защиты Нижегородской области представляет государственному заказчику (Правительству Нижегородской области) и в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области отчетность о ходе реализации Программы за прошедший год, а также предложения о внесении изменений, продлении срока действия, о завершении или прекращении действия Программы в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2003 № 343 "Об утверждении Положения о порядке формирования Реестра и Перечня целевых программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета".