АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1996 года № 183
О Концепции обеспечения безопасных условий и охраны
труда на предприятиях Нижегородской области
В целях реализации Государственной политики охраны труда, разработки и принятия первоочередных мер, обеспечивающих гарантии прав трудящихся на охрану и безопасные условия труда, обеспечение единого порядка регулирования правовых отношений по вопросам охраны труда между работодателями и работниками предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности:
1. Утвердить, одобренную межведомственной комиссией по охране труда Концепцию обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области.
2. Управлению труда департамента по занятости и социальной защите населения, отраслевым департаментам и комитетам Администрации области, главам администраций городов и районов принять положения Концепции за основу при разработке областной, городских и районных программ улучшений условий и охраны труда работающих.
3. Управлению труда подготовить технико - экономическое обоснование на разработку "Программы улучшения условий и охраны труда на 1997 - 2000 годы".
4. Департаменту финансов предусмотреть управлению труда средства для разработки программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на межведомственную комиссию по охране труда (Мохов Б.И.).
Губернатор области Б.Е. Немцов
Нижегородская Областная Администрация
Управление труда департамента по занятости
и социальной защите населения
Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии
Госкомсанэпиднадзора России
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА
ПРЕДПРИЯТИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ( 1997 - 2005 г. г. )
г. Н. Новгород , 1996 г.
Концепция региональной политики обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области разработана Управлением труда департамента по занятости и социальной защите населения Областной Администрации, рабочей группой Областной Межведомственной комисси по охране труда и Нижегородским НИИ гигиены и профпатологии Госкомсанэпиднадзора России с участием:
Государственной инспекции труда по Нижегородской области;
Госгортехнадзора по Нижегородской области;
Волго-Вятского Центра стандартизации и метрологии;
Комитета Государственной статистики Нижегородской области;
Нижегородского политехническогоуниверситета;
Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии;
Учебно - консультационных центров ;
Концепция одобрена Нижегородской областной Межведомственной комиссией по охране труда 4 марта 1996 г.
Региональная политика обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области разработана на основе Государственной политики, базирующейся на конституции Российской Федерации, кодексе законов о труде Российской Федерации, основах Законодательства РФ об охране труда, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также постановлений Правительства РФ, распоряжений областной Администрации и других нормативных актов по вопросам охраны труда.
Целью разработки Концепции является определение основных направлений региональной политики для разработки программ, обеспечивающих гарантии прав трудящихся на охрану и безопасные условия труда, единый порядок регулирования в области отношений по вопросам охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
Необходимость разработки Концепции обосновывается анализом состояния условий и охраны труда на предприятиях области, свидетельствующим о том, что на промышленных предприятиях, в строительстве, связи, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве области свыше 400 тысяч человек работает в неблагоприятных условиях труда и их негативными последствиями для здоровья работающих. Ежегодно по вине производства гибнет 180 - 200 человек, свыше 7 тысяч работников травмируются и более 500 из них становятся инвалидами труда.
Почти каждый третий работающий подвергается воздействию вредных производственных факторов, превышающих санитарно - гигиенические нормативы в 6 - 10 и более раз, и как следствие, свыше 650 человек становятся профессиональными больными.
Уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, социально - экономическое развитие области, качество жизни и благополучие трудящихся тесно взаимосвязаны друг с другом. Охрана труда и здоровья работающих является важнейшим фактором устойчивого социально - экономического развития области, которое должно дать возможность работающему населению вести здоровую и продуктивную жизнь как на протяжении активной трудовой деятельности, так и после нее.
Поэтому региональная политика в области охраны труда направлена на реализацию основного права работающего : ни одному работнику не должен быть нанесен ущерб его здоровью или его функциональным возможностям. В основу региональной политики закладываются три основные положения :
1. Деятельность, при которой работающий подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом.
2. Каждый работающий, осознавая тот факт, что любая производственная деятельность связана с определенным риском для здоровья, добровольно соглашается на наличие в его работе риска, не превышающего чрезмерного уровня.
3. Должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждого работающего от чрезмерного риска.
Идеология Концепции базируется на широко распространенной в зарубежной практике оценке риска потенциального вредного действия на здоровье человека, находящегося под влиянием вредных факторов производственной среды и прогнозе частотности и степени негативного действия этих факторов на здоровье работающих.
Система регулирования степени риска должна обеспечивать устойчивое развитие и эксплуатацию производственных объектов с точки зрения обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работника.
Признавая приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, главной задачей региональной политики является предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в процессе работы, сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде.
Региональная стратегия базируется на семи основных принципах обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работающих.
1. Защита здоровья от вредностей на работе ( принцип защиты и профилактики ).
2. Приспособление производства и производственной среды к физическим и психологическим возможностям работающих ( принцип адаптации ).
3. Улучшение физического, умственного здоровья и социального благополучия рабочих ( принцип улучшения здоровья ).
4. Снижение последствий профвредностей, несчастных случаев, травм, связанных с работой ( принцип лечения и реабилитации ).
5. Обеспечение общим лечением и профилактическим медицинским обслуживанием работающих ( принцип общего первичного медицинского обслуживания ).
6. Ответственность работодателя за проведение в жизнь законодательства по охране труда и соблюдение норм и правил по безопасности и гигиене труда, а также за проведение мероприятий по сохранению здоровья трудящимся (принцип ответственности).
7. Обязанность работника соблюдать установленные правила безопасности и надлежащим образом использовать все оснащение, представляемое работодателем для их защиты от неблагоприятного воздействия производственных факторов (принцип самозащиты).
Приоритетность решения задач по улучшению условий и охраны труда отдана следующим направлениям :
- создание системы государственного управления охраной труда в Нижегородской области ;
- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих ;
- организационно-техническое обеспечение охраны труда;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда и организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
- обучение безопасности труда и подготовка специалистов по охране труда;
- информационно-аналитическое, научное и финансово-экономическое обеспечение охраны труда;
Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений Государственной (региональной) политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам сохранение здоровья и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда на уровне Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 18 июля 1995 г. N 109 - ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" - Министерство труда РФ.
В Нижегородской области, в соответствии с вышеуказанными документами, а также в соответствии с распоряжением администрации области N 1711-р от 14.12.95 г.
Государственное управление охраной труда возлагается на областном уровне на Управление труда департамента по занятости и социальной защите населения, на городском и районном (муниципальном) уровне - на отделы по труду, на уровне предприятия, организации, учреждения - на структурные подразделения по охране труда, создаваемые на каждом предприятии независимо от форм собственности. Во взаимодействии с органами исполнительной власти часть функций Государственного управления охраной труда выполняют Межведомственные комиссии по охране труда (МВК) областного, городского и районного уровней.
В общий комплекс ситемы управления охраной труда на территории области входят: прокуратура, Государственная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госпожнадзор, Верхне - Волжский центр стандартизации и метрологии, Областной комитет статистики и отраслевые департаменты областной администрации.
В целом координация вопросов по охране труда осуществляется на областном уровне - заместителем Губернатора, на городском и районном заместителем Главы администрации. Схема взаимодействия различных структур в общей системе управления охраной труда на уровнях : область, город, район, предприятие - изложена в приложениях 1, 2.
Одним из важнейших элементов региональной политики по обеспечению безопасной для здоровья работы является создание развитой нормативно - правовой базы.
Исходя из этого требования работу по правовому и нормативному обеспечению охраны труда предусматривается проводить в двух направлениях :
первое - разработка предложений по совершенствованию правовой и нормативной базы на федеральном уровне и второе - подготовка предложений для Законодательного Собрания и Администрации области по пересмотру действующих и разработке региональных нормативно - правовых актов, регламентирующих условия и охрану труда работающих на предприятиях области.
В частности, предусматривается внести предложения (для Федерального уровня) "О дополнении и изменении к Кодексу законов о труде", к "Закону о надзоре и контроле за охраной труда", "Об изменении и дополнении в основы Законодательства Российской Федерации об охране труда", "О принятии Закона об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и другие.
На областном уровне - разработка Положений "О порядке подготовки проектов коллективных договоров с принятием отдельного Соглашения по вопросам охраны труда и санитарии", "О порядке финансирования мероприятий охраны труда на отраслевом и территориальном уровнях, на предприятиях и организациях", "О региональных санитарных нормах и гигиенических требованиях к организации технологических процессов, оборудованию, инструментам, механизмам и конструкциям машин ", " О службе охраны труда на предприятиях", "О системе обучения безопасности труда и повышения квалификации в области охраны труда" и другие.
Территориальная политика обеспечения безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений осуществляется по следующим основным направлениям :
1. Выпуск безопасного производственного оборудования и создание безопасных технологических процессов, исключающих или значительно снижающих уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2. Проведение реконструкции, технического перевооружения и обновления основных фондов, внедрение безопасного производственного оборудования и технологических процессов.
3. Приведение эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений и действующих технологических процессов в соответствие с требованиями стандартов ССБТ и другими нормативными актами по безопасности труда.
4. Поддержание в технически исправном состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений, элементов контроля и управления технологических процессов.
5. Вывод из эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы, находящихся в аварийном состоянии и не отвечающих требованиям нормативных актов по охране и гигиене труда.
6. Безопасная утилизация, переработка и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.
Основные направления реализуются в соответствии с принципами территориальной политики на уровне предприятий, организаций и на уровне области ( региона ) на всех стадиях функционирования, начиная с процесса проектирования ( разработки ) и взаимоувязываются с другими направлениями деятельности экономической и социальной политики.
Механизм основных направлений заключается в осуществлении организационно - технических мероприятий, включающих :
1. На областном уровне:
- проведение эффективной экономической и налоговой политики, стимулирующих проведение реконструкции, технического перевооружения и обновление основных фондов и средств предприятий ;
- установление единых требований по организации обеспечения безопасности производственных процессов, оборудования, зданий, сооружений для всех предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности ;
- создание доступного для предприятий рынка экспертных и диагностических услуг, в том числе услуг по разработке эффективных средств защиты, приборов безопасности и контроля ;
- создание производственных мощностей по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов производства ;
- выдачу органами управления охраной труда, органами надзора и контроля лицензий на производство работ, при проведении которых возникают опасные и вредные факторы ;
- создание единой системы проведения экспертиз и согласований проектно-сметной документации на строительство ( реконструкцию ) промышленных объектов, технологических процессов ;
- создание системы вывода из эксплуатации предприятий или их структурных подразделений при возникновении опасности для жизни и здоровья работающих.
2. На уровне предприятия :
- планирование и освоение средств на проведение реконструкции, технического перевооружения и обновления основных средств и на проведение технического обслуживания (испытаний и освидетельствований);
- проведение диагностики, экспертиз состояния зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы на предмет возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации ;
- осуществление комплексной приемки вновь вводимых в эксплуатацию объектов и организация входного контроля приобретенного производственного оборудования ;
- организация обучения и аттестации руководителей и специалистов предприятий, а также всех участвующих в процессе проектирования, надзора и контроля производственного оборудования, технологических процессов, зданий и сооружений ;
- проведение аттестации постоянных рабочих мест и сертификации производства.
На основе анализа особенностей производственно - обусловленной и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области, концепция предусматривает принятие мер, направленных на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха химическими веществами, шумом и вибрацией, а также на защиту от этих рисков.