ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2001 года № 174

Об утверждении Программы улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 2001-2003 годы


В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и Закона Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З “Об охране труда” Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 2001-2003 годы (далее - Программа).

2. Администрации области при формировании бюджетов области на 2002 год и 2003 год предусмотреть финансирование мероприятий указанной Программы в размере 720 000 (Семьсот двадцать тысяч) рублей ежегодно.

3. Рекомендовать Администрации области, органам местного самоуправления районов, городов области разработать отраслевые и территориальные программы по улучшению условий и охраны труда работающих.

4. Контроль за реализацией Программы возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.



Председатель Собрания                      А.А. Козерадский

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Законодательного
 Собрания области
от 24 мая 2001 года № 174




Программа
улучшения условий и охраны труда
на предприятиях и в организациях Нижегородской области
на 2001 - 2003 годы



Нижний Новгород
2001 г.

Основные положения программы  


Программа улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 2001-2003 годы разработана во исполнение постановления Администрации Нижегородской области от 26 мая 2000 года N 138.

Программа направлена на реализацию Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, Закона Нижегородской области от 21 октября 1997 года N 91-З “Об охране труда” и является составной частью планов социально-экономического развития области.

Программа отвечает целям и задачам “Концепции обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области (1997-2005 г.г.)” и предусматривает реализацию комплекса мероприятий по основным направлениям деятельности в сфере охраны труда на уровне предприятий (организаций), органов местного самоуправления и Администрации области.

Состояние проблемы

В области завершено выполнение Программы улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 1998-2000 годы, сформирована система государственного управления охраной труда, создана необходимая нормативно-правовая база как основа функционирования системы управления.

Общий уровень производственного травматизма в целом по области за 1998-2000 годы - самый низкий за последние 10 лет и ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Снижается уровень профессиональной заболеваемости, ежегодно уменьшается количество лиц, которых медико-социальные экспертные комиссии признают инвалидами по производственным травмам и профессиональным заболеваниям (в 1998 г. - 380 чел., в 1999 г. - 333 чел.).

Вместе с тем, не уменьшается число лиц, ежегодно травмируемых со смертельным исходом; при некотором снижении количества работающих, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в ряде отраслей экономики не снижается их удельный вес в общем количестве работающих (в электроэнергетике - 36,6%, в стекольной и фарфоро-фаянсовой - 36,2%, в машиностроениии - 27,2%); недостаточно активно приводится аттестация рабочих мест по условиям труда; многие предприятия с количеством работающих более 100 человек не имеют штатных специалистов по охране труда. Медленно решаются проблемы охраны труда на малых предприятиях области.

Сложившееся положение обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем организации работ по охране труда на предприятиях (в организациях), устаревшими технологиями и оборудованием, недостаточным финансированием мероприятий по охране труда, незавершенностью правового и экономического механизма, побуждающими работодателей принимать эффективные меры по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Цель программы

Признавая сохранение жизни и здоровья работников как основное направление государственной политики в сфере охраны труда, Программа предусматривает осуществление актуальных мероприятий как по предупреждению несчастных случаев на производстве и созданию здоровых условий труда работающих, так и по совершенствованию управления охраной труда на уровне предприятия, района (города), области.

Механизм реализации программы и ее финансовое обеспечение

Состояние с выполнением мероприятий Программы ежегодно заслушивается на заседаниях областной Межведомственной комиссии по охране труда, областной трехсторонней комиссии Администрации области, облсовпрофа и Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

Оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий осуществляет Координационный совет по охране труда при комитете по труду.

За реализацию каждого мероприятия Программы определены ответственные исполнители (исполнитель), которые в пределах своих полномочий могут привлекать к решению поставленной задачи необходимые структурные подразделения. Основным исполнителем является та организация, которая в графе “Исполнители” записана первой.

Финансирование мероприятий Программы возможно из следующих источников: средств предприятий и организаций, городских и районных бюджетов, областного бюджета, Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования, областного Центра охраны труда и социального партнерства, средств от штрафов за несоблюдение законодательства о труде и охране труда.

Ориентировочно общий объем финансирования Программы определен в сумме 109 075 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - в сумме 1 440 тыс. рублей. Финансирование Программы предусматривается отдельной строкой в бюджете области, утверждаемом Законодательным Собранием.

Оценка ожидаемой эффективности

В результате выполнения Программы будет обеспечены условия реализации требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, апробирован правовой и экономический механизм заинтересованности работодателей в создании и обеспечении безопасных, здоровых условий труда работников, а также отработан механизм социальной защиты работающих в Нижегородской области на основе Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Комплекс мероприятий обеспечит снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, уменьшит потери от несчастных случаев на производстве лиц трудоспособного возраста, снизит затраты на выплату компенсаций за условия труда.

Паспорт
Программы улучшения условий и охраны труда
на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 2001 - 2003 годы

Наименование Программы

Программа улучшения условий и охраны труда на предприятиях и в организациях Нижегородской области на 2001 - 2003 годы

Наименование решения о разработке Программы

Постановление Администрации области от 26.05.2000 № 138;
Закон Нижегородской области от 21.10.97 № 91-З “Об охране труда”

Заказчик Программы

Администрация Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения, Государственная инспекция труда в Нижегородской области, Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии, Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, областной Центр охраны труда и социального партнерства, департаменты Администрации области

Исполнители мероприятий Программы

Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения (комитет по труду)
Департамент финансов
Департамент образования и науки во взаимодействии с Нижегородским гуманитарным центром и областным центром трудовой подготовки школьников
Департамент здравоохранения
Департамент информатизации
Департамент поддержки и развития предпринимательства
Областной Центр охраны труда и социального партнерства (по согласованию)
Администрации городов и районов области (при участии в реализации Программы)
Государственная инспекция труда в Нижегородской области (Госинспекция труда) (по согласованию)
Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования (НРО ФСС) (по согласованию)
Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии (ННИИГП) (по согласованию)
Областной центр Госсанэпиднадзора (ОЦ ГСЭН) (по согласованию)
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ) (по согласованию)
Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) (по согласованию)
Нижегородский округ Госгортехнадзора (Госгортехнадзор) (по согласованию)
Нижегородский областной комитет государственной статистики
Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации (НЦСМ) (по согласованию)
Предприятия и организации различных форм собственности (в случае участия в реализации Программы)
Главное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭК)
Торгово-промышленная палата Нижегородской области (ТПП) (по согласованию)
Нижегородский центр научно-технической информации (ЦНТИ) (по согласованию)

Сроки реализации Программы

2001 - 2003 годы

Основные программные мероприятия

Нормативно-правовое обеспечение охраны труда
Организационно-техническое обеспечение
Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение
Обучение и подготовка кадров
Информационно-аналитическое обеспечение

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы составляет 109 075 тыс. рублей.
Предусматривается финансирование Программы из областного бюджета в сумме 1 440 тыс. рублей. К финансированию Программы возможно привлечение средств Фонда социального страхования, областного Центра охраны труда и социального партнерства, штрафных санкций Гострудинспекции за нарушение законодательства о труде и охране труда, средств предприятий и организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы, бюджеты районов (городов)

Контроль за реализацией Программы

Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения, департамент финансов, контрольно-надзорные органы Нижегородской области, областной Совет профсоюзов

Ожидаемые конечные результаты Программы (экономический и социальный эффект)

Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 10-20%, уменьшение потерь от несчастных случаев на производстве лиц трудоспособного возраста, расходов на выплату компенсации за неблагоприятные условия труда, улучшение социального положения работников.

1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда


п/п


Наименование  мероприятия

Финансовые затраты
(тыс.руб.)

Предполагаемые источники финансирования

Срок исполнения
(годы)


Исполнители

1.

Подготовить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы федерального уровня по вопросам охраны труда:
о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001-2003гг.

Комитет по труду во взаимодействии с Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования (НРО ФСС)

2.

Подготовить проекты постановлений (распоряжений) Губернатора области:

  

В пределах бюджетных

  

  

  

об утверждении Положения о проведении областного смотра - конкурса на лучшее предприятие  (организацию), район (город) по состоянию охраны труда;

  

ассигнований на основную деятельность

2001 г.

Комитет по труду

  

о паспортизации канцерогенно-опасных производств;

  

  

2001 г.

Областной центр Госсанэпиднадзора (ОЦ ГСЭН) (по согласованию)

  

об организации производственного контроля за условиями труда работающих на предприятиях малого бизнеса;

  

  

2001 г.

Департамент поддержки и развития предпринимательства Администрации области во взаимодействии с ОЦ ГСЭН

  

о внештатных специалистах Государственной экспертизы условий труда;

  

  

2001 г.

Комитет по труду

  

о лицензировании отдельных видов деятельности в отношении обеспечения охраны труда;

  

  

2002 г.

Комитет по труду


п/п


Наименование  мероприятия

Финансовые затраты
(тыс.руб.)

Предполагаемые источники финансирования

Срок исполнения
(годы)


Исполнители

  

о деятельности департаментов Администрации области в системе государственного управления охраной труда

  

  

2001 г.

Комитет по труду

3.

Подготовить:
 рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда по отраслям экономики;

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную

2001 г.

Комитет по труду, Нижегородский НИИ гигиены и профпаталогии (ННИИГП) (по согласованию)

  

рекомендации по безопасной работе на компьютерной технике

  

деятельность

2002 г.

Комитет по труду совместно с областным Центром охраны труда и социального партнерства

4.

Разработать стандарты по оказанию медицинской помощи профбольным и восстановительной терапии пострадавшим на производстве на этапах реабилитации

60,0

НРО ФСС
(по согласованию с ФСС Российской Федерации)

2001-2002гг.

ННИИГП, главное бюро медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), Нижегородский институт травматологии, НРО ФСС (по согласованию)

5.

Подготовить макет раздела по охране труда типового коллективного договора с учетом требований нового законодательства об охране труда

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001 г.

Комитет по труду

     

2. Организационно-техническое обеспечение охраны труда


п/п


Наименование  мероприятия

Финансовые затраты
(тыс.руб.)

Предполагаемые источники финансирования

Сроки исполнения
(годы)


Исполнители

1.

Создать постоянно действующую выставку спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) при областном Центре охраны труда и социального партнерства

750,0

250,0

Областной бюджет
Средства областного Центра охраны труда

2002-2003гг.

Комитет по труду с привлечением областного Центра охраны труда и социального партнерства, предприятий производителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (по согласованию)

2.

Разработать региональные программы по:
снижению уровня и профилактике профессиональной вибрационной болезни у работающих Нижегородской области;

5.0


Из средства от штрафов, взыскиваемых за нарушения

2001 г.


ОЦ ГСЭН,
Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии (ННИИГП) (по согласованию)

  

снижению уровня профессиональной бронхолегочной патологии у работающих Нижегородской области;

5.0

законодательства об охране труда

2002 г.

ОЦ ГСЭН,
ННИИГП (по согласованию)

  

улучшению условий труда и профилактике профессиональной заболеваемости работающих в сельском хозяйстве

5,0

  

2001 г.

Департамент с/х, пищевой и перерабатывающей промышленности Администрации области совместно с ОЦ ГСЭН

3.

Осуществлять ежегодный анализ состояния охраны и условий труда, производственного травматизма на предприятиях области и подготовку информации в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Администрацию области

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001-2003гг.

Комитет по труду


п/п


Наименование  мероприятия

Финансовые затраты
(тыс.руб.)

Предполагаемые источники финансирования

Сроки исполнения
(годы)


Исполнители

4.

Организовывать ежегодные специализированные выставки средств индивидуальной защиты работающих

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001-2003гг.

Комитет по труду во взаимодействии с областной Торгово-промышленной палатой (ТПП), ННИИГП, торговым домом “Восток -сервис”, Нижегородским центром научно-технической информации (ЦНТИ), предприятиями - изготовителями СИЗ

5.

Проводить конференции и семинары разработчиков, производителей, поставщиков и потребителей с целью улучшения качества и эффективности СИЗ

15,0

Из средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства об охране труда

2001-2003гг.

Комитет по труду, отраслевые департаменты Администрации области с привлечением ННИИГП, ТПП, Нижегородского центра стандартизации, метрологии и сертификации (НЦСМ) , ЦНТИ, Госинспекции труда

6.

Организовать контроль за выводом женщин и подростков с тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001-2003гг.

Комитет по труду совместно с Госинспекцией труда, областным комитетом государственной статистики


п/п


Наименование  мероприятия

Финансовые затраты
(тыс.руб.)

Предполагаемые источники финансирования

Сроки исполнения
(годы)


Исполнители

7.

Провести областное совещание по вопросам охраны труда с участием Губернатора области, руководителей департаментов и комитетов, контрольно-надзорных органов, профсоюзов, ассоциации предпринимателей, других организаций

10,0

Из средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства об охране труда

2002 г.

Комитет по труду. отраслевые департаменты и комитеты Администрации области

8.

Организовать областной смотр - конкурс на лучшее предприятие (организацию), район (город) по состоянию охраны труда

600,0

Областной бюджет

2002-2003гг.

Комитет по труду, областная МВК по охране труда, органы местного самоуправления районов и городов области при участии в реализации Программы

9.

Создать на базе Нижегородского НИИ гигиены и профпаталогии специализированное бюро медико-социальной экспертизы по профпатологии

150,0

НРО ФСС (по согласованию с ФСС РФ)

2001 г.

ННИИГП, Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования (по согласованию)

10.

Создать службу внештатных инспекторов по условиям труда при администрациях городов и районов

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001 г.

Комитет по труду, органы местного самоуправления городов и районов области, принимающие участие в реализации Программы

11.

Организовать выполнение мероприятий по разделу “Охрана труда” соглашения между Администрацией Нижегородской области, Нижегородским областным советом профсоюзов и объединениями работодателей Нижегородской области на 2001 - 2003 г.г.

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001-2002гг.

Комитет по труду


п/п


Наименование  мероприятия

Финансовые затраты
(тыс.руб.)

Предполагаемые источники финансирования

Сроки исполнения
(годы)


Исполнители

12.

Обеспечить взаимодействие между работодателями, страховщиком, пострадавшими на производстве, Государственной экспертизой условий труда и медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) по выполнению требований постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 “Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

  

В пределах бюджетных ассигнований на основную деятельность

2001 г.

Комитет по труду, главное бюро МСЭК совместно с Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования, ННИИГП

13.

Организовать вывод из эксплуатации производственного оборудования, не соответствующего требованиям стандартов системы безопасности труда (ССБТ)

  

Средства предприятий

2001-2003гг.
(по отдельным графикам)

Предприятия и организации, органы местного самоуправления городов и районов области, Госинспекция труда, Госгортехнадзор (по согласованию)

14.

Организовать серийное производство средств защиты для работ на высоте

100,0

Средства предприятий

2001-2002гг.

Департамент строительства Администрации области во взаимодействии с комитетом по труду, ЗАО “Потенциал” Павловского района

15.

Оснастить лифты устройствами безопасности в учреждениях здравоохранения в городах: Н.Новгород, Дзержинске, Арзамасе, Кстово, Бор, Балахне, Павлово, Заволжье, Городце, Выксе

  

Городские и районные бюджеты

2001-2002гг.
(по отдельным графикам)

Органы местного самоуправления городов и районов области, участвующие в реализации Программы, Госгортехнадзор (по согласованию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»