Действующий

О программе "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг." (с изменениями на 05 сентября 2006 г.)

Паспорт Программы

“Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг.”

Наименование и характеристика Программы

Областная среднесрочная межотраслевая комплексная социально-экономическая целевая Программа “Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг.” (далее - Программа)

  

  

Основание для разработки Программы

1. Постановление Администрации Нижегородской области от 17.08.99 № 246 “О разработке программы развития въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области на 2000 - 2005 годы”;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года № 177 “О федеральной целевой программе “Развитие туризма в Российской Федерации”;

3. Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”;

4. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 954-р

Государственный заказчик

Правительство Нижегородской области

  

  

Головной разработчик Программы

Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области

  

  

Цель Программы

Главной целью Программы является формирование в Нижегородской области конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты и увеличения количества рабочих мест.

  

  

Основные задачи Программы

Основными задачами Программы являются:

- создание стимулирующих условий для приоритетного развития въездного и внутреннего туризма (далее - ВВТ);

- создание и совершенствование нормативной правовой базы развития туризма;

- формирование необходимых информационных систем и организационно-управленческих структур;

- содействие созданию сети туроператоров по приему туристов в районах области;

- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии;

- содействие развитию туристской инфраструктуры области;

- содействие в разработке инвестиционных проектов и подготовке бизнес-планов в сфере въездного и внутреннего туризма;

- формирование положительного туристского имиджа Нижегородского края;

- маркетинговые мероприятия по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный туристские рынки;

- подготовка и повышение квалификации кадров субъектов туриндустрии;

- содействие развитию культурно-познавательного и этнографического, круизного, лечебно-рекреационного, экологического и приключенческого, религиозного, событийного и делового, охотничьего и рыболовного, сельского туризма и системы частных гостиниц;

- формирование нового общественного сознания (воспитание атмосферы гостеприимства).

Сроки и этапы  реализации Программы

I-й этап реализации - 2002 - 2003 гг. Этап разработки проектов и подпрограмм, проектно-сметной документации, маркетинг нижегородского турпродукта, привлечение инвестиций, разработка нормативной правовой базы, подготовка кадров.

II-й этап реализации - 2004 - 2006 гг. Реализация мероприятий по  развитию материальной базы туриндустрии, маркетинг нижегородского турпродукта, привлечение инвестиций, подготовка кадров.

Головной разработчик - исполнитель Программы

Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (далее - МЭиРП НО). В целях координации действий по реализации программных мероприятий создаются: Дирекция Программы из числа представителей структурных подразделений МЭиРП НО и Координационный совет по туризму, формируемый из органов государственной власти Нижегородской области.

Разработчики - соисполнители Программы

Министерство финансов Нижегородской области

Министерство имущественных отношений Нижегородской области

Министерство культуры Нижегородской области

Министерство ЖКХ Нижегородской области

Министерство АПК Нижегородской области

Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области

Министерство образования и науки Нижегородской области

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Министерство труда и социальной защиты населения Нижегородской области

Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области

Комитет охраны природы и управления природопользованием

Экологический фонд Нижегородской области

Управление международных связей Администрации Губернатора Нижегородской области

Объемы и источники финансирования Программы

Предполагаемый объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Программы в 2002 - 2006 годах составляет 327 026 тыс. руб., включая средства Главного управления дорожно-транспортного хозяйства в сумме 128 500 тыс. руб. (по согласованию), средства местных бюджетов в сумме 52 840 тыс. руб. (по согласованию), средства федерального бюджета - 60 520 тыс. руб., включая 5 000 тыс. руб. средства, выделенные службам занятости населения области на реализацию программ занятости (по согласованию), внебюджетные источники в сумме 98 055 тыс. руб., в том числе 36 250 тыс. руб. средства инвесторов, а также средства по грантам 3 200 тыс. руб.; средства Областного экологического фонда (по согласованию), средства Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Формирование в Нижегородской области туристской индустрии, способной составить достойную конкуренцию на российском и международном рынках туристских услуг.

Реализация запланированных Программой мероприятий и формирование конкурентоспособной индустрии приведет к:

- к росту туристских потоков в область на 30 % ежегодно;

- увеличению налогооблагаемой базы и доходов областного и местных бюджетов по строке “туризм”, с предполагаемым общим бюджетным эффектом 700 000 тыс. руб.;

- привлечению инвестиций на развитие индустрии туризма на период реализации Программы ориентировочно в сумме 1 850 000 тыс. руб.;

- увеличению притока иностранной валюты в область за период реализации Программы ориентировочно на 150 000 тыс. руб.;

- увеличению коэффициента загрузки средств размещения на 10 - 15%;

- росту средней продолжительности проживания одного туриста в средстве размещения (базе отдыха, гостинице и т.д.) на 3 - 4 дня;

- увеличению доли затрат туристов на дополнительные услуги и сувенирную продукцию на 30%;

- увеличению доли прибытий в область зарубежных туристов;

- увеличению доли на рынке внутреннего туризма России до 20 % и на рынке въездного до 10 %;

- снижению затрат государства, связанных с содержанием и трудоустройством безработных;

- образованию ориентировочно 10 000 новых рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся предприятиях туриндустрии, в том числе в сопряженных с туризмом отраслях и в сегменте частного предпринимательства;

- стимулированию возрождения и развитию традиционных народно-художественных промыслов и ремесел края;

- реконструкции ряда объектов историко-культурного наследия;

- внедрению системы мер по сохранению особо охраняемых природных территорий (ООПТ), используемых в туристских целях;

- увеличению торговых точек по продаже сувенирной продукции и изделий, производимых местными предприятиями, а также реализации  продуктов питания частных подсобных хозяйств;

- удовлетворению потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных видах отдыха;

- возрастанию интереса местного населения и подрастающего поколения к культуре и истории края.

Перечень основных мероприятий Программы

1. Создание системы управления отраслью “туризм” в Нижегородской области: органа координации развития туризма в рамках структуры министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области; создание Координационного совета по туризму при МЭиРП НО, формирование некоммерческого партнерства, объединяющего все секторы туриндустрии области и подкомитета по туризму в Ассоциации “Большая Волга”.

2. Разработка областной нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории области и создающей благоприятные условия для развития ВВТ, а также определяющей условия использования историко-культурного и природного наследия, формирование системы статистики деятельности субъектов туриндустрии.

3. Формирование механизмов и форм государственной поддержки развития ВВТ.

4. Разработка концепций и схем международных, межобластных, межрайонных и внутрирайонных туристских маршрутов по видам туризма.

5. Разработка перспективных планов развития туристской инфраструктуры приоритетных для развития ВВТ районов области.

6. Формирование сети туроператоров по приему туристов в районах области, подготовка кадров, содействие в обеспечении методической литературой.

7. Исследование и мониторинг состояния отрасли на территории области, формирование баз данных по субъектам туриндустрии, формирование системы туристской статистики.

8. Развитие материальной базы туриндустрии: 1) реконструкция и строительство объектов туристской инфраструктуры: ремонт дорог и береговых укреплений, строительство стоянок, реконструкция объектов показа; 2) подготовка портфеля бизнес-планов (ТЭО) для поиска инвесторов на строительство средств размещения; 3) проведение конкурсов инвестиционных проектов, содействие в разработке бизнес-планов; 4) разработка проектно-сметной документации по объектам, реконструируемым за счет бюджетных средств.

9. Научное обеспечение развития ВВТ: маркетинговые исследования по анализу спроса, исследовательские работы по истории Нижегородского края.

10. Привлечение в установленном порядке средств федерального бюджета, средств международных фондов на развитие ВВТ и туристской инфраструктуры области.

11. Маркетинг и PR нижегородского турпродукта: формирование положительного туристского имиджа области, разработка стратегий проникновения на внутренний и внешний рынки туруслуг, участие в выставках, подготовка полиграфической продукции, в том числе на иностранных языках, демонстрирующей туристский потенциал области, проведение рекламно-информационных туров, создание фильмов и прокат на телевидении, размещение информации в СМИ, создание и поддержка туристского Web-сайта, создание туристского информационного офиса и его представительств, проведение выставок и фестивалей.

12. Формирование современной системы подготовки туристских кадров, адекватной потребностям туристской отрасли области, проведение научно-практических семинаров и конференций с участием международных специалистов и стажировки за рубежом, издание методической литературы, создание школы экскурсоводов, проведение семинаров и конкурсов по туризму в школах и профильных учебных заведениях.

13. Межобластное и международное сотрудничество, направленное на привлечение туристских потоков в область, планирование совместных туристских маршрутов, обмен опытом.

14. Разработка программ развития культурно-познавательного и этнографического, круизного, лечебно-рекреационного, экологического и приключенческого, религиозного, событийного и делового, охотничьего и рыболовного, сельского туризма и системы частных гостиниц.

15. Формирование атмосферы гостеприимства путем проведения открытых семинаров и выступлений в СМИ.

Система организации и контроля исполнения Программы

Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств областного бюджета представляется в установленном нормативными правовыми актами порядке. По ходу реализации Программы подготавливаются ежеквартальные отчеты. Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.