ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 1996 года N 177
О федеральной целевой программе
"Развитие туризма в Российской Федерации"
(с изменениями на 17 ноября 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 27 августа 2003 года N 528
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 858.
____________________________________________________________________
В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Российской Федерации, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие туризма в Российской Федерации" (далее именуется Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 858 - см. предыдущую редакцию).
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить в 1996 - 1997 годах региональные программы развития туризма.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Наименование Программы федеральная целевая программа "Развитие
туризма в Российской Федерации"
Основания для разработки протокол заседания Совета Министров -
Программы Правительства Российской Федерации от
13 мая 1993 г. N 16,
поручение Правительства
Российской Федерации от 24 июня 1995 г.
N ЮЯ-П12-18449, протокол заседания
Правительства Российской Федерации
от 6 июля 1995 г. N 21, раздел V,
Указ Президента Российской Федерации
от 22 декабря 1995 года N 1284
"О реорганизации и развитии туризма
в Российской Федерации"
Государственный заказчик, Государственный комитет Российской
директор Программы, Федерации по физической культуре и
разработчик Программы туризму
Цели и задачи Программы, создание в Российской Федерации
важнейшие целевые современного высокоэффективного и
показатели конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие
возможности для удовлетворения
потребностей российских и иностранных
граждан в разнообразных туристических
услугах
основные задачи Программы:
формирование современной
нормативно-правовой базы и основ
системы государственного
регулирования
туристической деятельности;
упорядочение отношений собственности
в сфере туризма с учетом особенностей
характера туристической деятельности;
формирование современного
отечественного туристического рынка на
основе развития конкуренции, углубления
специализации и кооперации в работе
туристических предприятий;
создание условий для развития
внутреннего и въездного туризма;
обеспечение развития социального
туризма в России;
поддержка развития отечественного
предпринимательства в сфере туризма, в
частности, малого предпринимательства; стимулирование развития материальной
базы туризма (средств размещения и
инфраструктуры) путем привлечения
отечественных и иностранных инвестиций
для реконструкции и нового
строительства туристических объектов;
создание условий для возрождения и
развития традиционных центров туризма,
освоения новых туристических районов с
обширным природным и
историко-культурным потенциалом;
интеграция России в систему мирового
туристического рынка и развитие
международного сотрудничества в
области туризма;
реализация в России принятой ООН
концепции устойчивого развития туризма
как экологически безопасной формы
использования природных и культурных
ресурсов;
разработка и внедрение на отечественном
туристическом рынке прогрессивных
технологий туристического обслуживания;
совершенствование системы
информационного обеспечения в области
туризма;
развитие отраслевой туристической
науки, осуществляющей комплекс базовых
исследований в сфере туризма на
федеральном и региональном уровнях;
создание современной системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров в сфере туризма;
проведение активной рекламной
деятельности, направленной на
формирование образа России как страны,
благоприятной для туризма
Сроки и этапы реализации - 1995 - 2005 годы
Программы (подпрограмм)
- первый этап (1995 - 1997 годы)
включает подготовку и начало
реализации системы программных
мероприятий, разработку программных
мероприятий второго этапа, а также
предполагает развитие материальной базы
туризма в направлении реконструкции и
завершения строительства объектов,
расположенных в традиционных
туристических регионах;
второй этап (1998 - 2005 годы)
предполагает завершение реализации
системы программных
мероприятий и дальнейшее развитие
материальной базы туризма в
соответствии
с разработанной на первом этапе
Программы Генеральной схемой
развития и размещения зон и
объектов туризма на территории
Российской Федерации
Перечень основных - система программных мероприятий
мероприятий охватывает следующие направления:
нормативно-правовая область;
организация туристической деятельности
и управление развитием туризма;
содействие развитию материальной базы
туризма;
рекламно-информационное обеспечение
продвижения туристического продукта на
внутреннем и внешнем рынках;
кадровое обеспечение;
научное обеспечение
Исполнители основных - научно-исследовательские институты и
мероприятий другие организации по профилю
предусматриваемых мероприятий
Объемы и источники - общий объем финансовых средств,
финансирования (в ценах необходимых для реализации первого
1995 года) этапа Программы, - 2044,2 млрд. рублей
- федеральный бюджет - 14,6 млрд. рублей,
в том числе в 1996 году -
6,2 млрд. рублей.
Финансирование реализации
инвестиционных проектов в сфере
туризма на 1995-1997 годы
предполагается осуществить
преимущественно за счет привлечения
внебюджетных источников - 2029,6
млрд. рублей.
Объем финансовых средств, необходимых
для реализации второго этапа Программы
(1998-2005 годы), составит, по
предварительной экспертной оценке, не
менее 20 трлн. рублей
Ожидаемые конечные - формирование современного
результаты реализации туристического
Программы рынка в России, увеличение доходов
федерального бюджета, в том числе
валютных поступлений, стимулирование
развития таких
секторов экономики, как строительство,
сельское хозяйство, транспорт, связь,
торговля, производство товаров
народного потребления и др.,
образование новых рабочих мест в сфере
туризма и сопряженных отраслях,
привлечение иностранных инвестиций в
экономику России, сохранение и
возрождение объектов культурного и
природного наследия, удовлетворение
потребностей населения страны в
активном
и полноценном отдыхе, укреплении
здоровья, приобщении к культурным
ценностям, воспитании подрастающего
поколения
Система организации - информация и доклады о ходе выполнения
контроля за исполнением Программы и об использовании средств
Программы федерального бюджета представляются в
установленном порядке.
1. Основания для разработки Программы
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в Российской Федерации, содействия развитию материальной базы туризма и разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации".
При разработке Программы учтены положения Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.), Гаагской декларации по туризму (1989 г.), Осакской конференции министров по туризму (1994 г.), решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Хартии туризма и Кодекса туриста, принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) в 1985 году, другие решения и рекомендации ВТО, соглашения по вопросам развития туризма, заключенные между Российской Федерацией и другими государствами.
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования.
Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Система мероприятий Программы сформирована с учетом выделения средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований.
Программа подготовлена с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, институтов макроэкономических исследований и микроэкономики при Министерстве экономики Российской Федерации, Центрального научно-исследовательского и проектного института курортных, туристических, оздоровительных и лечебных зданий и комплексов при Министерстве строительства Российской Федерации.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Причем если среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние десять лет составляют 13 процентов, то от экспорта туристических товаров и услуг - соответственно 7 и 10 процентов.По прогнозам ВТО, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн. поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Вместе с тем важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристического продукта и всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5 процента мирового туристического потока. Поэтому реализация Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить отечественный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства.
Спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в соответствующих учреждениях сократилось. Существующая сеть туристических учреждений, составляющая 1,4 млн. мест вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха (которые по принятой международной классификации относятся к объектам туристического хозяйства), в значительной степени нуждается в реконструкции.