Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 июля 2002 года N 954-р


[Об одобрении Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 июля 2002 года N 954-р

КОНЦЕПЦИЯ
развития туризма в Российской Федерации
на период до 2005 года

Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.

Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

I. Место туризма в мировой экономике

Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.

II. Современное состояние туризма в Российской Федерации


Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

III. Основные цели и задачи развития туризма
в Российской Федерации

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:

разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:

определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:

создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:

разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта; *III.5.2)

создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.

Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.

В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.



Приложение
к Концепции развития туризма в
Российской Федерации на период
до 2005 года

ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции развития туризма
в Российской Федерации на период до 2005 года

       Содержание мероприятий       

  Срок    
реализации

    Ответственные
    исполнители


I. Нормативная правовая деятельность


1.








Подготовка предложений      по
совершенствованию существующих
законодательных    актов     и
нормативных   правовых  актов,
относящихся к сфере туризма, в
том числе внесение изменений и
дополнений в Федеральный закон
"Об основах туристской
деятельности в Российской
Федерации"

2002-
2003 годы

Минэкономразвития
России
Минюст России


2.


Подготовка проекта      нового
федерального  закона о туризме
в Российской Федерации


2005 год


Минэкономразвития
России
Минюст России

3.





Разработка предложений      по
привлечению   инвестиций   для
обновления   основных   фондов
объектов          гостиничного
хозяйства,  в  том  числе   на
основе   их  акционирования  и
продажи

2002-
2003 годы

Минэкономразвития
России
Минимущество
России


4.









Анализ мировой        практики
применения             системы
налогообложения            при
строительстве, реконструкции и
оборудовании     туристических
средств размещения. Разработка
и  внесение   предложений   по
совершенствованию      системы
налогообложения   гостиничного
хозяйства


2002-
2003 годы


Минэкономразвития
России
Минфин России


5.






Разработка с            учетом
отечественной   и   зарубежной
практики    и    введение    в
установленном          порядке
отраслевых правил аккредитации
(аттестации)  экскурсоводов  и
гидов-переводчиков


2002-
2003 годы


Минэкономразвития
России


6.




Разработка предложений      по
оптимизации     условий    для
развития  внутреннего,  в  том
числе       детско-юношеского,
туризма


2002-
2003 годы


Минэкономразвития
России
Минтруд России



II. Межведомственная и межрегиональная координация,
совершенствование туристической инфраструктуры

7.










Созда ние      межведомственной
комиссии    при    федеральном
органе исполнительной   власти
в   сфере   туризма   в  целях
улучшения   межотраслевой    и
межрегиональной  координации в
этой   области   (в   пределах
средств,  ежегодно  выделяемых
федеральному            органу
исполнительной  власти в сфере
туризма   на   государственное
управление)

2002 год

Минэкономразвития
России


8.








Оказание содействия  субъектам
Российской     Федерации     в
разработке    и     реализации
региональных программ развития
туризма. Разработка профильных
разделов в рамках региональных
целевых               программ
социально-экономического
развития


2002-
2005 годы


Минэкономразвития
России


9.






Формирование           реестра
федеральной   (в   том   числе
долевой)    собственности    в
области          туристической
индустрии и осуществление  мер
по       ее       эффективному
использованию


2002-
2005 годы


Минимущество
России
Минэкономразвития
России


10.
















Проведение комплекса работ  по
признанию  прав  собственности
Российской    Федерации     на
объекты        туризма       и
санаторно-курортного
комплекса,    находящиеся   на
территории  Украины,   Грузии,
Республики     Казахстан     и
Республики            Молдова,
строительство          которых
осуществлялось за счет средств
федерального           бюджета
Российской Федерации,  а также
собственных            средств
предприятий   и    организаций
бывшего   республиканского   и
бывшего союзного подчинения


2002-
2005 годы







Минимущество
России
Минэкономразвития
России
МИД России
Управление делами
Президента
Российской
Федерации


11.


















Создание      межведомственной
комиссии    по    упорядочению
использования  государственной
собственности  в туристической
индустрии с  целью  разработки
системы   учета  туристических
средств      размещения      и
оформления  прав   на  них,  а
также обеспечения контроля  за
использованием  и сохранностью
имущества на основе проведения
полной инвентаризации объектов
государственной  собственности
в  сфере  туризма  (в пределах
средств,  ежегодно  выделяемых
федеральному            органу
исполнительной власти в  сфере
туризма   на   государственное
управление)


2002-
2003 годы






Минимущество
России
Минэкономразвития
России
Управление делами
Президента
Российской
Федерации


12.



Разработка программы  создания
национальных гостиничных цепей
на    территории    Российской
Федерации


2002 год


Минэкономразвития
России