ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2002 года N 265
В целях разработки проекта бюджета области на 2003 год, проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2003 год" и представления его в Законодательное Собрание Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2003 год.
1.2. Нормативы бюджетного финансирования.
1.3. Распределение и закрепление расходов, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Нижегородской области.
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):
2.1. Провести формирование консолидированного и областного бюджетов на 2003 год в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2003 год.
2.2. Провести согласование с администрациями городов и районов области по уточнению особенностей социально-экономического развития районов и городов в прогнозах их бюджетов на 2003 год.
3. Министерству промышленности и инноваций (В.Е. Антоневичу) представить в министерство финансов согласованные с администрациями городов и районов области объемы потребности в тепло- и электроэнергии на 2003 год в разрезе отраслей и районов.
4. С целью исполнения статьи 151 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 N 207-З "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области" для формирования документов и материалов, представляемых в Законодательное Собрание Нижегородской области одновременно с проектом закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2003 год" разработать и представить в министерство финансов:
4.1. Министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (Г.К. Кузьминой):
- предварительные итоги социально-экономического развития Нижегородской области за истекший период текущего года;
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2003 год (по основным бюджетообразующим показателям, определенным для расчета консолидированного бюджета области);
- прогноз сводного финансового баланса Нижегородской области на 2003 год;
- проект адресной инвестиционной программы на 2003 год.
4.2. Министру имущественных отношений Нижегородской области (В.В. Бородачеву):
- проект программы приватизации государственных предприятий Нижегородской области на 2003 год;
- план развития государственного сектора экономики на 2003 год.
5. Рекомендовать главам администраций городов и районов области провести формирование местных бюджетов в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2003 год.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор области Г.М. Ходырев
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Нижегородской области
от 09.10.2002 № 265
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2003 год разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, за их основу приняты стратегические ориентиры и первоочередные задачи, определенные Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Стратегией бюджетной и налоговой политики Правительства области является развитие налогового потенциала области на основе устойчивого роста валового регионального продукта, обеспечение населения максимально полным и качественным набором бюджетных услуг. В любых экономических условиях, главные принципы государственных финансов - строгий контроль за расходованием бюджетных средств и их экономия, а главная задача - обеспечение социальной стабильности, повышение качества и доступности социальных услуг на базе роста экономической и инвестиционной активности. Поэтому основной стратегической целью должно стать социально-экономическое развитие региона для обеспечения роста доходов бюджета области.
Формирование бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений в Нижегородской области в 2003 году будет строиться по следующим принципам:
- сбалансированность бюджета области, приведение расходной части бюджета в соответствие с реальными возможностями доходов бюджета области. Увеличение отдельных статей расходов в течение года будет производиться за счет перераспределения с других статей расходов;
- погашение части государственного долга Нижегородской области. Областной бюджет будет сформирован с профицитом с учетом погашения 7-10 процентов объема государственного долга Нижегородской области;
- создание механизма погашения кредиторской задолженности бюджетов всех уровней Нижегородской области;
- максимально возможная ритмичность по базовым расходам, требующим ежемесячного финансирования; создание резервов на организацию сезонных мероприятий (выплата отпускных педагогическим работникам, заготовка топлива, сельхозработы);
- увязка тарифной политики.
Важнейшими приоритетами бюджетных расходов на 2003 год определены следующие расходы:
- расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;
- расходы на обновление парка сельхозтехники и пассажирского транспорта;
- поддержка материнства и детства;
- расходы на профилактику туберкулеза;
- расходы на профилактику наркомании и борьбу с ней;
- расходы на развитие физкультуры и спорта;
- финансирование образования.
В основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области на 2003 год будут положены прогнозные оценки социально-экономического развития области на 2003 год, разработанные министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области с учетом сценарных условий развития Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2002 года N 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год".
Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов в консолидированный бюджет области и областной бюджет, информации отраслевых министерств и ведомств области о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.
За базу для расчета налоговых доходов бюджета области будут использованы бюджетообразующие показатели на 2003 год, спрогнозированные министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области: валовая продукция в отраслях экономики для налогообложения, амортизация, валовая прибыль, фонд оплаты труда, розничный товарооборот, платные услуги, производство алкогольной продукции, среднегодовая стоимость имущества.
При расчете доходных источников будет использован индекс-дефлятор на 2003 год.
По предварительной оценке министерства экономики Нижегородской области, в 2003 году индекс-дефлятор промышленного производства составит 112,1% к уровню 2002 года, в том числе 112,5% в машиностроении и металлообработке.
Для определения объемов ресурсных платежей и неналоговых доходов будут использованы сведения отраслевых министерств и департаментов по количеству земель, используемых для расчета земельных платежей, объемов добычи полезных ископаемых, лесного фонда, количеству имущества, вовлеченного в хозяйственный оборот и ряд других показателей.
Для определения тенденций изменения доходной части бюджета по годам будут анализироваться поступления доходов за предыдущие годы на базе статистических отчетных данных и данных налоговых органов.
Кроме того, формирование доходной части бюджета области будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2003 год, а также возможностей районов и городов области в повышении собственных доходов, максимальному использованию внутренних ресурсов территорий в части повышения налогового потенциала.
При формировании прогноза поступления налоговых доходов в бюджет области будут учитываться изменения налогового законодательства, принятые федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а именно:
- увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемой в консолидированный бюджет области с 16,5 процентов до 18 процентов;
- увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию на 15 %, на пиво на 25%;
- зачисление 50 процентов акцизов на нефтепродукты в бюджет субъекта РФ;
- зачисление земельного налога и арендной платы за землю в полном объеме в бюджеты субъектов Российской Федерации (дополнительно 15% от земель городов и поселков) с индексацией ставок земельного налога в 1,8 раза;
- замена налога с владельцев транспортных средств, регулируемого отменяемым Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемого Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" на транспортный налог, конкретные ставки которого будут устанавливаться субъектами Российской Федерации с учетом предельно допустимых норм, определенных законодательством;
- отмена налога на пользователей автомобильных дорог.
Расчет поступления единого налога на вмененный доход и налога по упрощенной системе налогообложения, а также их распределение между бюджетами, будет производиться в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Кроме того, в расчете суммы поступлений налоговых доходов будет учтена отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как это предусматривается проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2002 год.
Формирование бюджета 2003 года по неналоговым доходам будет проводиться с учетом следующих особенностей.
По доходам от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, особое внимание будет уделено следующим составляющим:
- поступление арендной платы за объекты нежилого фонда государственной и муниципальной собственности будет основываться на единых подходах к формированию ставки арендной платы за объекты нежилого фонда, как областной так, и муниципальной собственности, с учетом принятых постановлений Правительства Нижегородской области от 20.06.2002 г. N 137 "Об утверждении Методики определения арендной платы за пользование объектами нежилого фонда государственной собственности Нижегородской области" и от 02.07.2002 г. N 152 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду объектов государственного нежилого фонда". Кроме того, в доходах будут учтены поступления арендных платежей от вовлечения в арендные отношения площадей нежилого фонда, ранее находившихся в безвозмездном пользовании, что предусмотрено постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 30.05.2002 г. N 57-III "О порядке передачи в безвозмездное пользование административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности области".
- доходы от аренды земли будут исчисляться с учетом индексации ставок арендной платы в 1,8 раза и передачей на уровень субъектов Федерации доли арендной платы, ранее зачисляемой в доход федерального бюджета.
Формирование доходов от государственных и муниципальных организаций будет производиться с учетом нормативов отчислений от чистой прибыли, устанавливаемых наряду с другими показателями эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций профильными министерствами и разрабатываемых на областном уровне на основе положений, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 10.04.2002 года N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
По доходам от продажи земли прогнозируется увеличение поступлений этого доходного источника в связи с принятием на федеральном уровне Закона РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который вступает в силу с января 2003 года.
В 2003 году предусматривается сохранение порядка зачисления штрафов и иных административных платежей, налагаемых правоохранительными органами, в целевой бюджетный фонд укрепления законности и общественного правопорядка.
Существенное влияние на рост доходов бюджета должно оказать дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования.
Совершенствование администрирования налоговых платежей, в первую очередь по отношению к крупным налогоплательщикам, предусматривается продолжением работы по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществления мер по ее реструктуризации.
В прогнозе доходов консолидированного бюджета области предусматривается 100-процентная собираемость платежей в бюджет, а также погашение части недоимки прошлых лет в связи с проведенной реструктуризацией кредиторской задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет.
Оценка налогового потенциала территорий будет строиться с учетом уровня и структуры развития территорий, максимального использования органами местного самоуправления возможностей налогового и бюджетного законодательства в части повышения уровня доходов местных бюджетов.
Также предусматривается стимулирование органов местного самоуправления, направленное на усиление их заинтересованности в увеличении доходной части местных бюджетов.
Одной из основных задач по укреплению доходной части бюджета будет оставаться создание в области благоприятных условий для развития предпринимательства, улучшения инвестиционного и инновационного климата.
В этой связи планируется реализация мероприятий, направленных на:
1. Создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирования привлечения инвестиций на территорию области:
- установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;
- предоставление государственной поддержки и государственных гарантий инвесторам;
- формирование информационной открытости региона.
2. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства:
- установление налоговых льгот и иных преференций для организаций малого бизнеса, работающих в наукоемких отраслях;
- организация кредитно-финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства (развитие программы вовлечения коммерческих банков, паевых инвестиционных фондов, страховых компаний в финансово-кредитную поддержку малых предприятий, организация лизинга автомобилей и оборудования для субъектов малого предпринимательства, обеспечение доступа предпринимателей к использованию имущества неэффективных и неплатежеспособных собственников - крупных предприятий, создание на базе пустующих имущественных комплексов объектов инфраструктуры).
3. Стимулирование через систему налоговых льгот организаций сферы материального производства, обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы.
4. Создание условий развития и государственное регулирование инфраструктуры фондового рынка, привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и развитие конкурентных рынков капитала:
- увеличение числа возможных к использованию финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов;
- содействие в привлечении в реальный сектор экономики средств институциональных инвесторов, таких как государственный и негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые фирмы;
- разработка и реализация областных и отраслевых программ в области страхования, привлечение страховых организаций к реализации областных целевых программ и инвестиционных проектов;
- развитие сети ипотечного кредитования под залог имеющейся собственности, стимулирование инвестиционной направленности деятельности коммерческих банков;
- стимулирование привлечения средств населения на фондовый рынок.
Серьезным резервом пополнения доходной базы является рост доходов от использования государственной и муниципальной собственности, что возможно лишь при создании системы эффективного управления государственными активами, установления жесткого контроля со стороны государственных и муниципальных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и организаций.