Недействующий


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2012 года N 3

Об утверждении Методических рекомендаций по организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Главного управления финансового
контроля Омской области от 29 января 2014 года N 1

____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 9.3 приложения N 1 Плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2011 года N 49-п,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.

2. Рекомендовать главным распорядителям средств областного бюджета при осуществлении внутреннего контроля в части, неурегулированной Положением о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 14 апреля 2010 года N 65-п, руководствоваться положениями Методических рекомендаций по организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области В.В. Трофимова.


Начальник Главного управления
А.Ю. Винокуров


Приложение
к приказу Главного
управления финансового
контроля Омской области
от 29 декабря 2012 года N 3

     
Методические рекомендации по организации внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета


Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации статей 157, 158, 269, 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и организации внутреннего контроля за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, осуществляемого органами исполнительной власти Омской области в рамках полномочий главных распорядителей средств областного бюджета.

I. Общие положения


Государственный финансовый контроль предполагает регламентированную нормами права деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осуществлении операций с государственными финансовыми и материальными ресурсами, включающую контроль за эффективностью и результативностью их использования.

Государственный финансовый контроль в Омской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Уставом (Основным Законом) Омской области, иными актами федерального и областного законодательства.

Финансовый контроль предлагается подразделять на внешний, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти, и внутренний, осуществляемый органами исполнительной власти.

Внутренний финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета и материальных ценностей, находящихся в собственности Омской области, осуществляется Главным управлением финансового контроля Омской области, Министерством финансов Омской области и органами исполнительной власти Омской области в рамках полномочий главных распорядителей средств областного бюджета (далее - главные распорядители бюджетных средств, ГРБС).

Главное управление финансового контроля Омской области осуществляет внутренний финансовый контроль на основании Положения о полномочиях органов исполнительной власти Омской области, осуществляющих государственный финансовый контроль, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2007 года N 186-п, Положения о Главном управлении, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 11 сентября 2012 года N 93.

Внутренний контроль, осуществляемый ГРБС, подразумевает осуществление ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Главные распорядители бюджетных средств организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности в соответствии с положениями статьи 158 БК РФ, в том числе в рамках полномочий по обеспечению:

- результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- контроля за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении.

Право ГРБС при осуществлении ведомственного финансового контроля на проведение проверок подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных унитарных предприятий установлено статьей 269 БК РФ и предусматривает обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

Внутренний финансовый аудит осуществляется ГРБС в части разработки и контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовки и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

II. Порядок организации ведомственного финансового контроля


Порядок организации ведомственного финансового контроля распространяется на главных распорядителей бюджетных средств, осуществляющих контроль в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств в форме предварительного, текущего и последующего финансового контроля.

Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется посредством анализа проектов правовых актов, иных документов, предполагающих осуществление финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета, сопоставления их с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, объемами бюджетных ассигнований, согласования или утверждения указанных документов, а также путем совершения иных действий в пределах их полномочий.

Последующий финансовый контроль осуществляется по факту совершения финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета путем проверки соблюдения условий предоставления средств областного бюджета, использования и возврата средств областного бюджета, соблюдения требований законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета, в том числе полноты и своевременности их поступления в областной бюджет.

Результаты последующего финансового контроля тесно связаны с итогами предварительного и текущего финансового контроля, вместе с тем последующий контроль отличается углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля за определенный период.

Последующий финансовый контроль осуществляется в виде проверок планового и внепланового характера. Проведение главным распорядителем бюджетных средств проверок подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств, иных получателей субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, а также оформление результатов проверок рекомендуется осуществлять в соответствии с Положением о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 14 апреля 2010 года N 65-п (далее - Положение), и локальными нормативными правовыми актами ГРБС.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок ГРБС, включающим перечень планируемых к проведению проверок с указанием сроков их проведения и ответственных исполнителей.

Решение о проведении внеплановой проверки принимается руководителем органа исполнительной власти Омской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета, либо его заместителем на основании поручения Губернатора Омской области, первого заместителя Председателя Правительства Омской области, а также в случае наличия информации о нарушениях бюджетного законодательства.

Внеплановая проверка осуществляется в соответствии с требованиями Положения.

Проверка осуществляется в соответствии с программой проверки, утвержденной руководителем органа исполнительной власти Омской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета, либо его заместителем с указанием объекта контроля, темы и цели проверки, проверяемого периода, перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проверки.

При необходимости к участию в осуществлении мероприятий по внутреннему контролю могут привлекаться специалисты научных и иных организаций, в том числе на договорной основе.

В ходе проведения проверки проводятся действия по документальному и фактическому изучению совершаемых объектом контроля финансово-хозяйственных операций со средствами областного бюджета.

В соответствии с положениями статьи 269 БК РФ ГРБС осуществляют также контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

В целях повышения эффективности внутреннего финансового контроля при заключении соглашений, договоров и иных документов на предоставление субсидий рекомендуется включать положения по осуществлению внутреннего контроля в отношении бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий:

- по проведению у получателя субсидии органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление последующего государственного финансового контроля, и главными распорядителями бюджетных средств проверок по использованию средств областного бюджета в соответствии с условиями, определенными при предоставлении указанных средств;

- по порядку возврата средств областного бюджета в случаях выявления фактов нарушения условий, установленных при их предоставлении.

III. Методы последующего ведомственного финансового контроля


Методология государственного финансового контроля формулируется как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Методы финансового контроля представляют собой выработанные практикой специфические приемы, используемые при осуществлении контрольных мероприятий, в зависимости от целевой функции контроля. К основным методам, используемым в процессе последующего финансового контроля, относится проверка (ревизия).

Проверка (ревизия) представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в конкретном периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правомерности действий должностных лиц. Проверка основана на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Проверка включает проверку обязательных вопросов, связанных с организацией и состоянием бухгалтерского учета, осуществлением объектом контроля операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также операций с основными средствами, нематериальными активами, запасами, товарно-материальными ценностями и обеспечения их сохранности.

Проверкам подвергаются вопросы финансово-хозяйственной деятельности путем сопоставления полученных фактических данных с данными, отраженными в документах (балансовых, отчетных, расходных, налоговых).

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральная проверка осуществляется субъектом финансового контроля без выезда на проверяемый объект путем изучения представленной финансовой отчетности и приложенных к ней документов. В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

По полноте охвата проверяемых документов различают проверки сплошные, когда проверяются все документы данного учреждения и наличие материальных ценностей, и выборочные (частичные), когда проверяется только часть документов (определенная выборка). Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы плановой проверки принимает руководитель проверяющей группы (руководитель проверки), исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, срока проверки.

В случае если нарушения, устанавливаемые в ходе проведения выборочной проверки, являются характерными для всего объема документов контролируемого объекта, выборочная проверка может приобрести характер сплошной.

По объему вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими. В процессе комплексной проверки контролируются все аспекты финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта за определенный период времени. Выборочная проверка касается отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, может проводиться в составе комплексной проверки. При тематической проверке контролируется определенное направление или вид финансово-хозяйственных операций проверяемого объекта. Такая проверка проводится по одной теме (вопросу) или определенному кругу вопросов путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности подведомственного учреждения. Результаты тематических проверок могут быть использованы при комплексной, а также при выборочной проверке и отражаются в актах этих проверок либо оформляются как приложения.

В целях подтверждения достоверности отраженных операций финансово-хозяйственной деятельности при проведении проверки (ревизии) может проводиться встречная проверка.

Встречная проверка осуществляется путем сличения записей, документов и данных в учреждениях и организациях, получивших от проверяемого объекта контроля денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемого объекта контроля.

Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки, который приобщается к материалам проверки и учитывается при составлении акта проверки.

Реализация результатов проверок и вынесение предложений ГРБС по устранению выявленных нарушений осуществляются главными распорядителями средств областного бюджета на основании подписанного акта проверки в рамках полномочий в соответствии с бюджетным законодательством.

Сведения о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по осуществлению внутреннего финансового контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, соблюдением финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бюджетного учета и составлением отчетности субъектом бюджетной отчетности прилагаются к годовой отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н. В сведениях указывается:

- тип контрольных мероприятий;

- наименование мероприятия;

- выявленные нарушения;

- меры по устранению выявленных нарушений.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов, информация о количестве проведенных в отчетном периоде мероприятий по осуществлению ведомственного финансового контроля представляется также в Главное управление финансового контроля Омской области в рамках проведения мониторинга финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств.

IV. Порядок организации внутреннего финансового аудита


В соответствии со статьей 270.1 БК РФ главные распорядители бюджетных средств вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита, осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Данный вид контроля направлен на выявление и пресечение нарушений в финансово-бюджетной деятельности структурных подразделений главного распорядителя бюджетных средств.

При осуществлении внутреннего финансового аудита подразделением внутреннего финансового аудита осуществляются следующие контрольные функции:

- контроль исполнения действующих законодательных и нормативных правовых актов;

- проверка внутренних стандартов и процедур по вопросам составления и исполнения бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период;

- проверка соответствия положений учетной политики фактическому состоянию бюджетного учета и отчетности;

- проверка выполнения программных мероприятий на соответствие результатов заявленным целям, задачам, планируемым показателям результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

По результатам проведения внутреннего финансового аудита структурным подразделением могут быть подготовлены справки, акты, заключения, рекомендации, предложения руководителю соответствующего органа исполнительной власти.

Порядок осуществления внутреннего финансового аудита рекомендуется устанавливать локальным нормативным правовым актом главного распорядителя бюджетных средств, регламентирующим соблюдение внутренних стандартов по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.



Текст документа сверен по:     

газета "Омский вестник",
N 1, 11.01.2013

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»