Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 06 мая 2003 года N 29-зо

Об областной целевой программе "Жилище" на 2003-2010 годы

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 24 апреля 2003 года

(Утратил силу с 1 января 2009:
закон Тверской области от 13.03.2009 N 11-зо НГРru69000200900077)

(Изменения:
закон Тверской области от 06.11.2003 г. N 78-зо НГРru69000200300379
дата подписания закона изменена на "27.11.2003 г."
см. постановление Губернатора от 27.11.2003 г. N 158-пг
закон Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо НГРru69000200400111
закон Тверской области от 06.06.2006 г. N 60-зо НГРru69000200600191
закон Тверской области от 27.09.2007 г. N 101-зо НГРru69000200700376
закон Тверской области от 11.12.2007 г. N 140-зо НГРru69000200700532
закон Тверской области от 07.05.2008 г. N 60-зо НГРru69000200800165
закон Тверской области от 10.07.2008 г. N 87-зо НГРru69000200800298)

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Жилище" на 2003-2010 годы (прилагается).

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области В.И. Платов

Тверь

6 мая 2003 г.

N 29-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" на 2003-2010 годы г. Тверь 2003 год


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Областная целевая программа "Жилище" на 2003-2010 годы.......1

2. Подпрограмма "Переселение граждан Тверской области

из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы.....17

3. Подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной

сферы" на 2003-2010 годы......................58

4. Подпрограмма "Свой дом" на 2003-2010 годы............74

5. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых

семей" на 2003-2010 годы......................87

6. Подпрограмма "Обеспечение жильем ветеранов и

инвалидов войны Тверской области" на 2003-2010 годы.........102

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2003-2010 ГОДЫ


Наименование Программы

областная целевая программа "Жилище" на 2003-2010 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Администрации Тверской области от 11.06.2002 г. N 281 - ра

Перечень подпрограмм в составе Программы

"Переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы;

 "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" на 2003-2010 годы;

 "Свой дом" на 2003-2010 годы;

 "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы;

 "Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов войны Тверской области" на 2003-2010 годы.
 "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов Тверской области на 2007-2010 годы"
 Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области.

Государственный заказчик-координатор Программы

Департамент строительного комплекса Тверской области

Государственные заказчики подпрограмм, входящих в Программу

Департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области по Подпрограмме "Переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы;

 Департамент строительного комплекса Тверской области по подпрограммам "Свой дом" на 2003-2010 годы и "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" на 2003-2010 годы
 Комитет по делам молодежи Тверской области по Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы;

 Департамент социальной защиты населения Тверской области по программе "Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов войны Тверской области" на 2003-2010 годы и Подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов Тверской области на 2007-2010 годы".

Основные разработчики Программы

Департамент экономики и промышленной политики Тверской области;

 Департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области;

 Комитет по делам молодежи Тверской области;

 Департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области;

 Департамент социальной защиты населения Тверской области;

 Департамент финансов Тверской области.

Цели и задачи Программы

Основные цели программы:
 обеспечение жильем социально-незащищенных категорий населения области: ветеранов и инвалидов во йны, молодых семей, работников бюджетной сферы;

 обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, переселение граждан из аварийного жилого фонда;

 создание организационно-правовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение равных условий для всех категорий граждан при индивидуальном строительстве.
 Основными задачами являются:
 формирование нормативной правовой базы для строительства и приобретения жилья для работников бюджетной сферы, инвалидов и ветеранов войны Тверской области, молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

 подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания, реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;

 совершенствование форм государственной поддержки незащищенных слоев населения при строительстве и приобретении жилья в пределах установленных социальных стандартов за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников;

 привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации программы;

 создание инструментов и условий для развития строительства индивидуального жилья;

 создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

Сроки реализации Программы

2003 - 2010 годы

Перечень основных мероприятий

формирование нормативной правовой базы для обеспечения жильем для отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (молодые семьи, работников бюджетной сферы, инвалидов и ветеранов войны).
 организационные мероприятия Программы.
 мероприятия, связанные с финансированием Программы.
 мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области.

Исполнители основных мероприятий

Департамент строительного комплекса Тверской области;

 Комитет по делам молодежи Тверской области;

 Департамент жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области;

 Департамент социальной защиты населения Тверской области;

 Департамент финансов Тверской области;

 Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования;

 Администрации муниципальных образований.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 6930,32879 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования: 660,86395 млн. рублей - средства федерального бюджета;
2488,38484 млн. рублей - средства областного бюджета;
569,2 млн. рублей - средства местных бюджетов;
3211,88 млн. рублей - средства внебюджетных источников, в том числе 2398,38 млн. рублей - средства застройщиков и заемные средства.

Затраты по подпрограммам в составе областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы (в ценах 2002 года):
 1. "Переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2010 годы - 1119,3 млн. руб., в том числе:
 202,8 млн. руб. - средства федерального бюджета, 354 млн. руб. - средства областного бюджета,
 121,6 млн. руб. - средства местных бюджетов,
 324,9 млн. руб. -средства застройщиков,
 116 млн. руб. - средства ипотечного фонда.
 2. "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" на 2003-2010 годы - 1661 млн. руб., в том числе:
 567млн. руб. - средства областного бюджета,
 189 млн. руб. - средства местных бюджетов,
 451 млн. руб. - средства застройщиков,
 454 млн. руб. -средства ипотечного фонда.
 3. "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы - 1626,48379 млн. рублей, в том числе:
 119,16395 млн. рублей - федеральный бюджет;

 334,53984 млн. рублей - областной бюджет;

 120,3 млн. рублей - местный бюджет;

 1052,48 млн. рублей - средства застройщиков и заемные средства.
 4. "Свой дом" на 2003-2010 годы - 245,1 млн. руб., в том числе:
 150,1 млн. руб. - средства областного бюджета,
 95 млн. руб. - средства местных бюджетов.
 5. "Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов войны Тверской области" на 2003-2010 годы - 663,4 млн. руб. из областного бюджета.
 6. Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области на 2004 год - 0,41 млн.руб. из областного бюджета.
 7. "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов Тверской области на 2007-2010 годы" - 1614,635 млн. рублей, в том числе:
 338,9 млн. рублей - средства федерального бюджета;

 418,935 млн. рублей - средства областного бюджета;

 43,3 млн. рублей- средства местных бюджетов;

 813,5 млн. рублей - средства внебюджетных источников.

Ожидаемые конечные результаты Программы

Реализация Программы должна обеспечить:
 сокращение числа нуждающихся в улучшении жилищных условий;

 повышение доли индивидуального жилищного строительства в общем объеме строительства жилья, его качественного уровня и эксплуатационных возможностей, а также доступности данного вида строительства для широких слоев населения;

 повышение качества и эффективности строительства жилья;

 снижение социальной напряженности;

 улучшение демографической ситуации в области;

 снижение роста износа объектов коммунальной инфраструктуры, повышение качества предоставляемых коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации в области;

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют: государственный заказчик-координатор - департамент строительного комплекса Тверской области, государственные заказчики подпрограмм, входящих в областную целевую п рограмму "Жилище" на 2003-2010 годы.
 Государственные заказчики подпрограмм представляют ежеквартально государственному заказчику - координатору отчеты о ходе реализации Программы.
 Государственный заказчик - координатор обобщает указанные отчеты и ежеквартально направляет их в департамент экономики Тверской области, ежегодно информирует Губернатора области об итогах реализации Программы и вносит предложения по совершенствованию ее реализации. Государственный заказчик-координатор ежегодно представляет информацию о ходе реализации Программы в Законодательное Собрание Тверской области.
 В части мероприятий по предложениям избирателей, включенных в данную программу, реализация, управление и контроль за их осуществлением производится в порядке, определенном Положением о формировании и реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24.09.2002 N 285-П-3.

{паспорт Программы в редакции:

закона Тверской области от 06.11.2003 г. N 78-зо

закона Тверской области от 18.05.2004 г. N 32-зо

закона Тверской области от 06.06.2006 г. N 60-зо

закона Тверской области от 27.09.2007 г. N 101-зо

закона Тверской области от 11.12.2007 г. N 140-зо

закона Тверской области от 07.05.2008 г. N 60-зо

закона Тверской области от 10.07.2008 г. N 87-зо}

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2003-2010 ГОДЫ


Областная целевая программа "Жилище" на 2003-2010 годы отражает единый замысел и механизм комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для населения области, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Программа разработана в соответствии с распоряжением Администрации области от 11.06.2002 N 281-ра и является основным документом по решению жилищной проблемы в Тверской области.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЫНКА ЖИЛЬЯ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ


Обеспечение доступности приобретения жилья для всех категорий населения области является одним из основных факторов повышения уровня и качества жизни, снижения в обществе социальной напряженности, а также создания эффективных стимулов для накопления средств населения и повышения его инвестиционной активности.

Жилищная проблема - одна из наиболее острых социальных проблем всех регионов современной России, в том числе и Тверской области.

В настоящее время уже очевидно, что государство не способно решить эту проблему самостоятельно. Бюджетные расходы на жилищное строительство постоянно сокращаются, а число нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан растет. В Тверской области по данным статистики число семей, стоящих на учете по улучшению жилищных условий, только за последние два года увеличилось с 45 до 54 тысяч человек.

Предпринимаемые ранее попытки, в силу их некомплексного характера, разноплановости и недостатка финансовых средств, не могли решить жилищной проблемы. Кроме того, в ходе реализации региональной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие обязательного решения.

В области не удалось сформировать экономические механизмы строительства жилья, из-за чего объемы его строительства значительно снизились. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, ориентированных на привлечение, наряду с бюджетными средствами, средств населения, предприятий и организаций, развитие ипотечных схем кредитования застройщиков.

Такая постановка проблемы и путей ее решения стала возможной благодаря улучшающейся в последние годы экономической ситуации в области, увеличению налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, росту реальных доходов населения. В основном сформирована нормативная правовая база развития рыночной системы ипотечного кредитования строительства жилья.

Процент износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем более 50 процентов, а в отдельных случаях он достигает 90-100 процентов. Ежегодное увеличение износа объектов в среднем составляет около 3-4 процентов при существующем привлечении средств консолидированного бюджета и средств предприятий в объеме 250-350 млн. рублей.

Реализация Программы рассчитана до 2010 года включительно, и ориентирована прежде всего на поддержку социально незащищенных слоев населения.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям: переселение граждан Тверской области из ветхого и аварийного жилищного фонда; обеспечение жильем работников бюджетной сферы; строительство индивидуального жилья; строительство и приобретение жилья для молодых семей, обеспечение жильем ветеранов и инвалидов войны; модернизация коммунальной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов области.

На период реализации Программы потребуется участие бюджетов всех уровней для решения основных задач в жилищной сфере.

В настоящее время 8751 семья проживают в ветхих и аварийных домах. Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2002 года составило 489,4 тыс. кв.м и за последние 2 года увеличилось на 27,7 тыс. кв.м. Программой предусмотрено ликвидировать 157,7 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда.

Остается нерешенной проблема обеспечения жильем отдельных социально-незащищенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (работников бюджетной сферы, молодых семей, ветеранов и инвалидов войны).

Так, на учете по улучшению жилищных условий состоит 1634 ветерана и инвалида войны, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". На первом этапе реализации Программы предусматривается строительство и приобретение квартир для инвалидов войны.

В настоящее время в области 4500 работников бюджетной сферы нуждаются в улучшении жилищных условий, которые не способны со своими доходами самостоятельно участвовать в процессе строительства или приобретения жилья.

Решение этой проблемы, как показывает мировая практика, возможно только с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.

В связи с этим, для реализации мероприятий Программы будут привлечены средства Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2002-2006 годы", утвержденной законом Тверской области от 01.11.2001 N 190-ОЗ-2.

Анализ состояния дел в развитии индивидуального строительства на территории области за последние годы показал правильность выбора стратегии и эффективность принятых областной администрацией решений в области жилищного строительства. Так за последние три года 1999 -2001 в области построено более 3200 индивидуальных жилых домов общей площадью 335 тыс. кв. м.

В области сохраняется устойчивый рост строительства индивидуальных жилых домов. Так, по сравнению с 1995 годом, количество построенных индивидуальных жилых домов возросло более чем в два раза. Если в 1995 г. их построено 567, то в 2001 г. - уже 1059.

Дальнейшее поступательное развитие индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, будет зависеть от широкого внедрения в области системы ипотечного кредитования, новых технологий и материалов в строительство жилья, а также темпов проектно-планировочного и инженерного обеспечения районов индивидуального строительства

Программой предусмотрено создание организационных, правовых и градостроительных предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение равных условий для всех категорий граждан при индивидуальном жилищном строительстве.

Перечисленные выше проблемы развития жилищной сферы, их комплексный характер предопределяют необходимость использования для их решения программно-целевого метода, позволяющего:

- улучшить жилищные условия гражданам с низким уровнем доходов.

- создать условия для устойчивого развития и эффективного функционирования рынка жилья;

- добиться значительного мультипликативного эффекта в обеспечении социального благополучия в обществе, общего экономического развития и роста производства;

- создать предпосылки развития и использования на практике рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиты имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков;

Проблемы в жилищной сфере не могут быть решены в пределах одного финансового года, и требуют бюджетных расходов капитального характера на 8-10 лет.

{раздел 1 в редакции закона Тверской области от 27.09.2007 г. N 101-зо}

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основная цель Программы - обеспечение жильем социально-незащищенных категорий населения области: ветеранов и инвалидов войны, молодых семей, работников бюджетной сферы; обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, переселение граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение равных условий для всех категорий граждан при индивидуальном строительстве; обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизация объектов путем внедрения энергосберегающих технологий".

Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:

- формирование нормативной правовой базы для строительства и приобретения жилья для работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов и ветеранов войны Тверской области, молодых семей;

- подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания, реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»