Концепция
развития национального образования
в Республике Башкортостан
Содержание
1. Общие положения
2. Анализ современного состояния национального образования в Республике Башкортостан
3. Основные понятия, используемые в Концепции
4. Цель и основные задачи Концепции
5. Принципы и приоритетные направления развития национального образования
6. Модели общеобразовательных учреждений с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, реализующих образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан
7. Модель выпускника национального общеобразовательного учреждения
8. Механизмы реализации Концепции
9. Ожидаемые результаты Концепции
10. Источники финансирования мероприятий Концепции
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Республика Башкортостан - один из самых крупных этнокультурных субъектов в составе Российской Федерации, где проживают более ста народов и народностей. Здесь созданы все условия, позволяющие каждому жителю Башкортостана получать образование на своем родном языке, развивать свою национальную культуру, сохранять и приумножать традиции предков.
В условиях модернизации системы образования страны резко возросло разнообразие образовательных учреждений, учебных планов и базовых принципов системы обучения и воспитания. Это требует сохранения баланса интересов как Российской Федерации в целом, так и каждого ее региона, конкретного образовательного учреждения и обучающегося.
Кроме того, усиленная пропаганда в средствах массовой информации ценностей европейского и американского образа жизни вызывает повышенный интерес современной молодежи к зарубежной поп-культуре, что может привести к лишению народов этнической самобытности и постепенной деформации менталитета. Вместе с тем, утрата родного языка, национальных традиций и культуры ведет к утрате национального самосознания, проявлению у человека негативных качеств. В этих условиях задача общества - формирование национальной духовности и духовной личности с высоким интеллектуальным потенциалом.
Одной из важнейших задач в современных условиях становится обеспечение как межнационального, так и межконфессионального согласия, так как в образовательных учреждениях республики обучаются и воспитываются дети различных национальностей и вероисповеданий.
В республике признается значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, уважается право национальных образовательных учреждений на образовательную деятельность на мировоззренческой, духовно-нравственной основе. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами законодательства о свободе вероисповеданий. Изучение религиозно-познавательных предметов возможно во внеурочное время в форме получения дополнительного образования. Вместе с тем образовательным учреждениям запрещается сотрудничать с представителями деструктивных сект, навязывающих молодежи чуждые ценности.
Имеющийся опыт обеспечения межнационального и межконфессионального согласия является основой для разработки в Республике Башкортостан документа, определяющего общие принципы и механизмы решения проблем национального образования.
Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан (далее - Концепция) разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 года N 201, образовательной инициативы "Наша новая школа", предложенной Президентом Российской Федерации, и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373.
Концепция базируется на двух приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития башкирского языка, как языка коренного населения, и обеспечения равных условий для развития языка и культуры народов, проживающих на территории республики.
В основу Концепции положены ценности современного российского общества: обеспечение социальной справедливости, межнационального мира, развитие благосостояния людей, сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности.
Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Законов Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", "Об образовании", Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", законов Республики Башкортостан "Об образовании" и "О языках народов Республики Башкортостан", государственной программы "Народы Башкортостана" на 2003 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 2002 года N 388 (с последующими изменениями), Государственной программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 апреля 2006 года N 83 (с последующими изменениями), государственной программы "Башкиры Российской Федерации" на 2008 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года N 382 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 года N 58), республиканской целевой программы "Русский язык" на 2008 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 января 2008 года N УП-3.
Основные идеи и положения Концепции призваны служить ориентиром для всех образовательных учреждений Республики Башкортостан в целях обеспечения конституционных прав на обучение на родном языке и изучение родного языка.
Концепция предполагает обновление и дальнейшее развитие национальных образовательных учреждений, учитывающих этнокультурные и психофизиологические особенности различных народов. Развитие национально-региональных аспектов образования направлено на сохранение и совершенствование национальных культур, приобщение подрастающих поколений к родному языку и культурным традициям, обеспечение стабильности межнациональных отношений, укрепления взаимопонимания между народами.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН