Недействующий

Об утверждении концепции развития национального образования в Республике Башкортостан

Таблица 3

     
Основные показатели
организации изучения родных языков
в Республике Башкортостан

Показатели организации
изучения родных языков

Годы                      

2006 - 2007
учебный год

2007 - 2008
учебный год

2008 - 2009
учебный год

2009 - 2010
учебный год

1. Изучение родных языков
обучающимися    нерусской
национальности, %        
в том числе              

72,6

73  

73

73   

башкирского              

98,8

99,4

99,9

99,9

татарского               

58,6

58,8

54  

54,1

чувашского               

54,4

55,4

54  

58   

марийского               

62,8

65,2

65,7

67,34

удмуртского              

64,4

64,6

64,4

63,3

мордовского              

22,3

24  

25,2

26,9

белорусского             

10,34

11,2

7,3

7,3

украинского              

7,5

9,8

7,8

6,5

немецкого                

51,8

54  

55,8

63   

латышского               

21,8

26,5

33,3

22,4

польского                

16,6

20,6

57,6

57,6

2.  Изучение  башкирского
языка                 как
государственного, %      

97,26

98,4

99,3

99,6

3.  Количество  кабинетов
родных языков, ед.       

3300   

3544  

3456  

3184   

4.   Подготовка  учителей
родных  языков  с  высшим
образованием, чел.       
в том числе              

441   

441  

441  

по башкирскому языку     

287   

298  

287  

по татарскому языку      

125   

120  

125  

по марийскому языку      

11   

11  

11  

по чувашскому языку      

18   

12  

18  

5.   Подготовка  учителей
родных языков со  средним
специальным образованием,
чел.                     
в том числе              

140   

226  

288  

по башкирскому языку     

87   

100  

161  

по татарскому языку      

26   

88  

85  

по марийскому языку      

15   

14  

12  

по чувашскому языку      

0   

13  

12  

по удмуртскому языку     

0   

11  

10  

по    мордовскому   языку
(дошкольное отделение)   

12   

-  

8  


Вместе с тем, за последние годы количество обучающихся на своем родном языке уменьшилось на 6% и составляет сегодня лишь 20% всех обучающихся нерусской национальности.

В 55% национальных учреждений обучают на родном языке только в начальных классах. В то же время обучение детей нерусской национальности на русском языке зачастую приводит не только к утрате родного языка, но и к отставанию в интеллектуальном и речевом их развитии. Вместо ожидаемого двуязычия они, в конечном счете, не владеют ни русским, ни родным языком.

Имеются определенные проблемы и в подготовке педагогических кадров, которые пока слабо владеют методикой преподавания родных языков и башкирского языка как государственного. В педагогических вузах отсутствуют соответствующие кафедры методики преподавания родного языка и литературы. Не разработана методика преподавания родных языков в условиях русской ассимиляции.

Основными причинами этого являются: сложившаяся демографическая ситуация в стране, малочисленность контингента обучающихся сельских национальных образовательных учреждений, которые не вписались в условия нормативно-подушевого финансирования, проведение единых государственных экзаменов только на русском языке, отсутствие в республике научно-исследовательского центра по проблемам национального образования.

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ


Полиэтничность - историческое проживание представителей разных народов в пределах одного административно-территориального образования (республики, области).

Поликонфессиональность - проживание представителей разных конфессий в пределах одного административно-территориального образования (республики, области).

Толерантность - умение взаимодействовать с народами другой культуры и другой религии, способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного образ жизни, характер, поведение и иные особенности индивидов.

Межэтническая толерантность - уважительное отношение к культуре, образу жизни, языку, традициям и обычаям представителей других народов.

Межкультурная коммуникация - гармоничное общение представителей разных народов посредством языка международного (межнационального) общения с адекватным восприятием их национально-культурного своеобразия.

Билингвизм - параллельное функционирование двух языков в качестве средства общения в различных областях общественного устройства, а также владение этими языками населением определенного региона.

Основным фактором формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру, выступает родной язык. Русский язык является средством познания достижений русской и мировой культуры и науки, и инструментом межнационального общения.

Национальное образование включает:

методологические основы, идеи, принципы построения, тенденции развития, содержание, средства, методы образовательно-воспитательной деятельности, подготовку педагогических кадров, семейное воспитание;

образовательные учреждения, деятельность которых направлена на реализацию социального заказа общества по обучению и воспитанию всесторонне развитой личности на родном языке, формированию гражданина России, обладающего глубокими знаниями, широким кругозором, духовностью и национальным самосознанием;

образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, разработанные с учетом общемировых и общероссийских тенденций развития образования.

Национальное образование выступает в качестве одного из важнейших индикаторов состояния этнических культур и отражает демографическую, социокультурную и языковую ситуацию в Республике Башкортостан.

Национальное образование - это этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия народа, формирование у подрастающего поколения нравственного иммунитета в рамках системы дошкольного, общего образования, а также внешкольного образования детей.

Развитие национального образования - это переход от традиционного национального образования, узко репродуцирующего этническую культуру и язык какого-либо народа, к современному технологически развитому национальному образованию, включенному в ритмы развития цивилизованного общества. В частности, модернизация национального башкирского образования означает проявление внутренних закономерностей развития башкирского этноса, новый этап в его истории как в истории всей цивилизации этого народа.

Национальные образовательные учреждения - это образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи), осуществляющие обучение и воспитание на родном языке и реализующие образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Национальными являются не только нерусские, но и русские образовательные учреждения. Общими для них являются идеи формирования личности с ориентацией на национально-региональные и общероссийские требования.

Национальное образовательное учреждение является учреждением бикультурным с высоким удельным весом в содержании образования образовательных программ, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, с широкими возможностями формирования этнического самосознания.

Образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан - это программы, раскрывающие особенности исторического, экономического, географического, культурного и лингвистического своеобразия жизни народов Республики Башкортостан.

Значимость национальных образовательных учреждений особенно возрастает в условиях рыночных отношений, индустриализации и урбанизации общества, сопровождающихся разрушением общечеловеческих нравственных основ, стиранием различий национальных культур, распространением массовой псевдокультуры. Ведь именно эти учреждения призваны передавать из поколения в поколение многовековой опыт народа, его нравственные устои и тем самым противостоять влиянию чуждых псевдокультурных тенденций. Они должны не только формировать у обучающихся первичную систему гуманитарных и естественно-научных знаний, но и воспитывать их по принципу "от этнического - к общечеловеческому".