Основные показатели
организации изучения родных языков
в Республике Башкортостан
Показатели организации | Годы | |||
2006 - 2007 | 2007 - 2008 | 2008 - 2009 | 2009 - 2010 | |
1. Изучение родных языков | 72,6 | 73 | 73 | 73 |
башкирского | 98,8 | 99,4 | 99,9 | 99,9 |
татарского | 58,6 | 58,8 | 54 | 54,1 |
чувашского | 54,4 | 55,4 | 54 | 58 |
марийского | 62,8 | 65,2 | 65,7 | 67,34 |
удмуртского | 64,4 | 64,6 | 64,4 | 63,3 |
мордовского | 22,3 | 24 | 25,2 | 26,9 |
белорусского | 10,34 | 11,2 | 7,3 | 7,3 |
украинского | 7,5 | 9,8 | 7,8 | 6,5 |
немецкого | 51,8 | 54 | 55,8 | 63 |
латышского | 21,8 | 26,5 | 33,3 | 22,4 |
польского | 16,6 | 20,6 | 57,6 | 57,6 |
2. Изучение башкирского | 97,26 | 98,4 | 99,3 | 99,6 |
3. Количество кабинетов | 3300 | 3544 | 3456 | 3184 |
4. Подготовка учителей | 441 | 441 | 441 | |
по башкирскому языку | 287 | 298 | 287 | |
по татарскому языку | 125 | 120 | 125 | |
по марийскому языку | 11 | 11 | 11 | |
по чувашскому языку | 18 | 12 | 18 | |
5. Подготовка учителей | 140 | 226 | 288 | |
по башкирскому языку | 87 | 100 | 161 | |
по татарскому языку | 26 | 88 | 85 | |
по марийскому языку | 15 | 14 | 12 | |
по чувашскому языку | 0 | 13 | 12 | |
по удмуртскому языку | 0 | 11 | 10 | |
по мордовскому языку | 12 | - | 8 |
Вместе с тем, за последние годы количество обучающихся на своем родном языке уменьшилось на 6% и составляет сегодня лишь 20% всех обучающихся нерусской национальности.
В 55% национальных учреждений обучают на родном языке только в начальных классах. В то же время обучение детей нерусской национальности на русском языке зачастую приводит не только к утрате родного языка, но и к отставанию в интеллектуальном и речевом их развитии. Вместо ожидаемого двуязычия они, в конечном счете, не владеют ни русским, ни родным языком.
Имеются определенные проблемы и в подготовке педагогических кадров, которые пока слабо владеют методикой преподавания родных языков и башкирского языка как государственного. В педагогических вузах отсутствуют соответствующие кафедры методики преподавания родного языка и литературы. Не разработана методика преподавания родных языков в условиях русской ассимиляции.
Основными причинами этого являются: сложившаяся демографическая ситуация в стране, малочисленность контингента обучающихся сельских национальных образовательных учреждений, которые не вписались в условия нормативно-подушевого финансирования, проведение единых государственных экзаменов только на русском языке, отсутствие в республике научно-исследовательского центра по проблемам национального образования.
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Полиэтничность - историческое проживание представителей разных народов в пределах одного административно-территориального образования (республики, области).
Поликонфессиональность - проживание представителей разных конфессий в пределах одного административно-территориального образования (республики, области).
Толерантность - умение взаимодействовать с народами другой культуры и другой религии, способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного образ жизни, характер, поведение и иные особенности индивидов.
Межэтническая толерантность - уважительное отношение к культуре, образу жизни, языку, традициям и обычаям представителей других народов.
Межкультурная коммуникация - гармоничное общение представителей разных народов посредством языка международного (межнационального) общения с адекватным восприятием их национально-культурного своеобразия.
Билингвизм - параллельное функционирование двух языков в качестве средства общения в различных областях общественного устройства, а также владение этими языками населением определенного региона.
Основным фактором формирования национально-духовных основ личности, осознающей свою этническую принадлежность и включенной в общечеловеческую культуру, выступает родной язык. Русский язык является средством познания достижений русской и мировой культуры и науки, и инструментом межнационального общения.
Национальное образование включает:
методологические основы, идеи, принципы построения, тенденции развития, содержание, средства, методы образовательно-воспитательной деятельности, подготовку педагогических кадров, семейное воспитание;
образовательные учреждения, деятельность которых направлена на реализацию социального заказа общества по обучению и воспитанию всесторонне развитой личности на родном языке, формированию гражданина России, обладающего глубокими знаниями, широким кругозором, духовностью и национальным самосознанием;
образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, разработанные с учетом общемировых и общероссийских тенденций развития образования.
Национальное образование выступает в качестве одного из важнейших индикаторов состояния этнических культур и отражает демографическую, социокультурную и языковую ситуацию в Республике Башкортостан.
Национальное образование - это этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия народа, формирование у подрастающего поколения нравственного иммунитета в рамках системы дошкольного, общего образования, а также внешкольного образования детей.
Развитие национального образования - это переход от традиционного национального образования, узко репродуцирующего этническую культуру и язык какого-либо народа, к современному технологически развитому национальному образованию, включенному в ритмы развития цивилизованного общества. В частности, модернизация национального башкирского образования означает проявление внутренних закономерностей развития башкирского этноса, новый этап в его истории как в истории всей цивилизации этого народа.
Национальные образовательные учреждения - это образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи), осуществляющие обучение и воспитание на родном языке и реализующие образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Национальными являются не только нерусские, но и русские образовательные учреждения. Общими для них являются идеи формирования личности с ориентацией на национально-региональные и общероссийские требования.
Национальное образовательное учреждение является учреждением бикультурным с высоким удельным весом в содержании образования образовательных программ, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, с широкими возможностями формирования этнического самосознания.
Образовательные программы, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан - это программы, раскрывающие особенности исторического, экономического, географического, культурного и лингвистического своеобразия жизни народов Республики Башкортостан.
Значимость национальных образовательных учреждений особенно возрастает в условиях рыночных отношений, индустриализации и урбанизации общества, сопровождающихся разрушением общечеловеческих нравственных основ, стиранием различий национальных культур, распространением массовой псевдокультуры. Ведь именно эти учреждения призваны передавать из поколения в поколение многовековой опыт народа, его нравственные устои и тем самым противостоять влиянию чуждых псевдокультурных тенденций. Они должны не только формировать у обучающихся первичную систему гуманитарных и естественно-научных знаний, но и воспитывать их по принципу "от этнического - к общечеловеческому".