ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2007 г. N 296
Об утверждении концепции развития и реформирования системы
социального обслуживания населения в
Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы
и на период до 2015 года
В целях обеспечения эффективной социальной поддержки семей, детей, инвалидов и пожилых граждан, совершенствования мер социального обслуживания, повышения качества предоставляемых услуг населению и дальнейшего развития системы социальных служб в Республике Башкортостан в рамках реализации Программы повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан на 2007 - 2010 годы, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 июля 2007 года N 202, Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года;
План мероприятий по реализации Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года.
2. Установить, что выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год на содержание государственных учреждений социального обслуживания населения и реализацию республиканских целевых программ.
3. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ямалтдинова Ф.А.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Концепция
развития и реформирования системы социального
обслуживания населения в Республике Башкортостан
на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года
1. Общие положения
Формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения, является одним из приоритетных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р. Реализация положений названной Программы должна найти свое воплощение в развитии и оптимизации инфраструктуры учреждений системы социальной защиты населения.
Концепция развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года (далее - Концепция) представляет собой комплекс задач по формированию эффективной системы социального обслуживания населения республики и путей их решения.
Концепция предусматривает внедрение адресного подхода к реализации прав граждан на социальное обслуживание и повышение эффективности бюджетных расходов, направляемых на указанные цели.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2. Современное состояние системы социального обслуживания
населения Республики Башкортостан
Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах и мерах социальной поддержки, особенностями региональной социальной политики, а также внутренним состоянием самой системы.
Среди внешних условий, не оказывающих прямого влияния на систему социального обслуживания населения республики, но определяющих ее целевую направленность на перспективу, наибольшее значение имеют следующие:
неблагополучная демографическая ситуация, в том числе изменения возрастной структуры населения;
низкий уровень жизни определенной части населения;
увеличение численности инвалидов;
рост семейного неблагополучия;
недостаточный уровень финансовой обеспеченности сферы социальной защиты населения.
Анализ демографического и социально-экономического развития Республики Башкортостан показывает, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания населения республики.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан численность постоянного населения республики на начало 2007 года составила 4050,99 тыс. человек. Население республики стареет: количество детей составляет все меньшую часть в структуре населения, в то время как количество лиц пенсионного возраста растет опережающими темпами. На начало 2006 года удельный вес населения в возрасте 60 лет и старше составил 16,0 процентов. В структуре населения в возрасте 60 лет и старше доля пожилых (60 - 64 лет) составила 15,9 процента, старых людей (65 - 69 лет) - 30,9 процента, престарелых (70 лет и старше) - 53,2 процента.
Динамика основных демографических показателей имеет отрицательную тенденцию: с 1990 года рождаемость на 1000 человек населения снизилась с 16,2 промилле до 11,1 промилле в 2006 году, за аналогичный период времени смертность на 1000 человек выросла с 9,7 до 13,6 промилле. Продолжает сокращаться численность детского и подросткового населения (0 - 19 лет), которая на начало 2006 года составила 1075,1 тыс. человек. Средняя продолжительность предстоящей жизни населения составляет 66,54 года, в том числе у мужчин - 60,31 года, у женщин - 73,26 года.
Государственные пенсии остаются основной формой обеспечения граждан в старости.
Инвалидность является интегральным показателем здоровья населения, условий жизни, труда и состояния окружающей среды. В Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2007 года численность инвалидов всех категорий составляла 352,5 тыс. человек (8,7 процента от общей численности населения Республики Башкортостан), в том числе 13792 ребенка.
Отмечается рост численности инвалидов за счет инвалидов от общего заболевания пенсионного возраста.
Нестабильной остается ситуация в семейно-брачных отношениях. Так, в 2006 году общий коэффициент брачности составил 7,6 на 1000 человек населения. Молодые пары все чаще отказываются от регистрации брачных отношений: в 2006 году в незарегистрированном браке родились 11,9 тыс. детей (26,5 процента от общего числа родившихся детей).
Главная причина детской беспризорности и безнадзорности - семейное неблагополучие, в частности, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Ежегодно в республике выявляется около 5,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.
Для долгосрочной стратегии планирования предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, детям и подросткам с ограниченными возможностями существенным является обстоятельство их зависимости от общества. Сохраняют свою значимость сниженный статус здоровья, неустойчивость материального положения, одиночество пожилых людей. В определенной степени это обусловлено факторами социально-экономического характера.
В республике в системе социального обслуживания населения действуют 86 государственных учреждений: 21 стационарное учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов с общим коечным фондом 5717 койко-мест, 61 комплексный центр социального обслуживания населения, Республиканский реабилитационный центр инвалидов, Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Кумертау, Республиканский социальный приют для детей и подростков, Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, а также 11 муниципальных учреждений социального обслуживания населения г. Уфы.
В Республике Башкортостан социальное обслуживание населения предоставляется на дому, в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется 240 отделениями надомного обслуживания.
В среднем по республике на 10 тыс. граждан старше трудоспособного возраста приходится 342 гражданина, обслуживаемого на дому.
В 2006 году всеми учреждениями социального обслуживания населения было предоставлено услуг 258,8 тыс. человек.
Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания, увеличение объема предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами.
Остаются нерешенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых).
Основной показатель влияния негативных факторов на доступность и качество социальных услуг - наличие неудовлетворенного спроса на них. Так, на 1 января 2007 года очередность на социальное обслуживание на дому составила 3709 человек, которая по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросла на 44 процента. В очереди на стационарное социальное обслуживание в условиях психоневрологических учреждений в начале 2007 года состояли 230 человек.
На объем и качество предоставляемых социальных услуг также влияют различия в структуре комплексных центров социального обслуживания населения. Количество структурных подразделений, различающихся по видам предоставляемых социальных услуг, в комплексных центрах социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан варьирует от 1 до 9.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы оптимизации и совершенствования инфраструктуры социального обслуживания населения, а также повышения качества и доступности социальных услуг, эффективности работы учреждений социального обслуживания. Необходимо внедрение в практику современных технологий по социальному обслуживанию населения, более широкое привлечение к ресурсному обеспечению деятельности социальных служб внебюджетных источников.
Важную роль в развитии социальных услуг играет реализация федеральных и республиканских целевых программ. В республике реализуются федеральные целевые программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172, и "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832, а также 4 республиканские программы: Программа социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2007 год, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2007 года N 55, "Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан" на 2007 - 2010 годы, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 декабря 2006 года N 340, целевая программа "Дети-инвалиды" Президентской программы "Дети Республики Башкортостан" на 2006 - 2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года N УП-638, и Республиканская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2006 - 2010 годы, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 мая 2006 года N 135.
Программно-целевой механизм финансирования учреждений социального обслуживания позволит укрепить их материально-техническую базу, обеспечить условия для внедрения современных социальных технологий.
Оснащение учреждений социального обслуживания современным технологическим оборудованием и предметами длительного пользования, проведение реконструкции и капитального ремонта основных фондов с приведением их в соответствие с нормативными требованиями, создание безопасных условий деятельности учреждений существенно повлияют на повышение качества предоставляемых ими социальных услуг.
Повышение качества и доступности государственных социальных услуг требует создания новых моделей управления социальной инфраструктурой системы социальных служб. Для решения этой задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, по созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания населения.
В условиях реформирования системы финансирования учреждений социального обслуживания населения и перехода к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, требуется создание системы оценки потребности в предоставляемых социальных услугах и учета ее результатов при формировании расходов на социальное обслуживание населения на очередной финансовый год.
3. Основная цель и задачи Концепции
Основной целью Концепции является обеспечение гарантий социальной защищенности граждан Республики Башкортостан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере социального обслуживания населения республики;
оптимизация системы оказания социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения;
повышение качества, увеличение объема и обеспечение доступности предоставляемых социальных услуг;
развитие новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания населения;
совершенствование взаимодействия субъектов правоотношений в системе социального обслуживания населения.
Учитывая, что в составе населения Республики Башкортостан находятся целевые группы потребителей социальных услуг из числа названной категории граждан, которые без профессиональной помощи специалистов социальных служб не смогут преодолеть трудную жизненную ситуацию, отдельными направлениями реализации Концепции следует считать принятие мер, направленных на:
совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
социальную реабилитацию инвалидов, в том числе детей и подростков с ограниченными возможностями;
социальную реабилитацию семьи, женщин и детей, находящихся в трудной или социально опасной ситуации.
4. Основные направления развития и реформирования системы
социального обслуживания населения республики
4.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в
сфере социального обслуживания населения
Республики Башкортостан
В современных условиях социальные услуги должны оцениваться такими показателями, как стоимость услуги, критерии качества, показатели эффективности и доступности. Каждая социальная услуга должна быть ориентирована на конкретного потребителя, его предпочтения (возможность выбора) и финансовые возможности.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере социального обслуживания населения необходимо:
внедрение системы учета и оценки потребности в предоставлении социальных услуг, оценки и контроля качества предоставляемых социальных услуг и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения;
внедрение механизма государственного заказа в сферу социального обслуживания населения;
формирование рынка социальных услуг через привлечение негосударственных учреждений к социальному обслуживанию населения;
осуществление перехода от сметного финансирования содержания учреждений социального обслуживания к программно-целевому бюджетированию системы социального обслуживания населения.
4.2. Совершенствование социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов
В целях повышения качества жизни и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов необходимо принять меры, направленные на:
увеличение охвата социальным обслуживанием нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
развитие системы социального обслуживания на дому, включая социально-медицинскую помощь;