ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 31 декабря 1997 г. № 264
О мерах по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства Республики Башкортостан
(с изменениями на 28 декабря 2004 года)
____________________________
Документ утратил силу на основании:
Постановления Правительства РБ от 27 июня 2006 года №182
__________________________________________________________________
Внесены изменения согласно:
Постановления КМ РБ от 3 ноября 1998 г. №246,
Постановления КМ РБ 11 марта 1999 г. № 64,
Постановления КМ РБ от 31 августа 1999 г. №277,
Постановления КМ РБ от 7 февраля 2000 г. № 28,
Постановления КМ РБ от 6 июня 2000 г. № 153
Постановления Правительства РБ от 26 сентября 2003 года № 236
Постановления Правительства РБ от 28 декабря 2004 года №256
_____________________________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 8 мая 1997 года N УП-278 "О мероприятиях по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию" и Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации", в целях создания экономической базы для улучшения эксплуатации и сохранности жилищного фонда республики, повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства с учетом уровня жизни населения Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Принять Программу реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан на 1998-2003 годы (прилагается).
2. Считать приоритетной задачей Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, администраций районов и городов проведение во взаимодействии с соответствующими республиканскими органами исполнительной власти реформы жилищно - коммунального хозяйства на основе демонополизации, создания конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда, перехода на договорные отношения между собственниками объектов жилищно - коммунального назначения и хозяйствующими субъектами, а также совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным обеспечением мер социальной защиты и адресной поддержки малообеспеченных семей.
3. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан:
осуществлять методическое руководство реформированием жилищно - коммунального хозяйства районов и городов;
разработать до 1 августа 1998 года мероприятия по реализации Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
определить первоочередные меры по реализации программы энергоресурсосбережения и удешевлению жилищно - коммунальных услуг, не требующих значительных капитальных вложений;
обеспечить до 1 сентября 1998 года подготовку законодательной и нормативной базы реформирования жилищно - коммунального хозяйства;
совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами до 1 сентября 1998 года разработать стандарты (нормы), определяющие условия проживания граждан;
организовать до 1 сентября 1998 года разработку научно - обоснованных республиканских нормативов расхода энергетических ресурсов на отопление жилищного фонда и потребления жилищно - коммунальных услуг населением;
изменить в 1998 году существующую систему формирования фондов экономического стимулирования в жилищно - эксплуатационных предприятиях;
произвести расчет экономической эффективности внедрения мероприятий по реформированию жилищно - коммунального хозяйства в Республике Башкортостан на всех его этапах;
изменить существующую практику применения различными хозяйствующими субъектами единых коэффициентов удорожания работ и услуг в жилищно - коммунальном хозяйстве.
4. Главам администраций районов и городов:
до 1 октября 1998 года обеспечить разграничение и оформление прав собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства, обязанностей по управлению ими и обслуживанию;
создать службы заказчика работ по эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, передав им функции управления, заключения договоров по эксплуатации и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства, организации конкурсного отбора подрядчиков, сбора платежей за жилищно - коммунальные услуги, формирования муниципального заказа на услуги жилищно - коммунального хозяйства и его финансового обеспечения;
принять дополнительные меры по приватизации жилищного фонда;
обеспечить создание товариществ собственников жилья, эффективное их функционирование, рассмотреть возможность освобождения товариществ собственников жилья от уплаты части местных налогов;
оказывать содействие товариществам собственников жилья в получении ими доходов от использования придомовой территории, подсобных помещений, а также в предоставлении дополнительных услуг населению;
до 1 сентября 1998 года обеспечить выполнение и финансирование работ по инвентаризации муниципального жилищного фонда и определению реальной стоимости основных фондов жилищно - коммунального хозяйства с последующей передачей их службе заказчика;
ежеквартально анализировать структуру себестоимости содержания жилья и коммунальных услуг силами местных финансовых органов, систематически проводить проверки обоснованности формирования затрат, включаемых в себестоимость содержания жилья и коммунальных услуг, не допускать неоправданного роста цен и тарифов на коммунальные услуги;
принять меры по сокращению промежуточных звеньев при расчетах за коммунальные услуги между производителями и непосредственными потребителями коммунальных услуг;
до 1 августа 1998 года разработать на основе Программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан соответствующие программы для района, города, включающие мероприятия по их реализации;
создать комиссию по жилищным спорам.
5. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан и Министерству социальной защиты населения Республики Башкортостан при разработке Программы социальной поддержки населения предусматривать выделение необходимых финансовых средств для предоставления субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой:
о законодательном исключении практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов жилищно - коммунальных платежей населения, а также работ (услуг), связанных с ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда, выполняемых службой заказчика;
о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство с целью обеспечения правовой основы воздействия на лиц, имеющих задолженность в оплате жилья и коммунальных услуг, и привлечения к ответственности должностных лиц за несоблюдение сроков оплаты жилья и коммунальных услуг;
об упорядочении системы предоставления льгот отдельным категориям граждан в оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными органами.
6. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, главам администраций районов и городов, руководителям предприятий обеспечить выполнение графиков приема ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, утвержденных Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
7. Пресс - службе Кабинета Министров Республики Башкортостан совместно с Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан организовать работу по разъяснению гражданам новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
8. Утвердить:
Примерное положение о разграничении полномочий, функций, прав и обязанностей в сфере жилищно - коммунального хозяйства (приложение N 1);
Примерную форму договора на абонентное аварийное обслуживание (приложение N 2);
Примерную форму договора на оказание услуг населению по водоснабжению и водоотведению (приложение N 3);
Примерную форму договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды (приложение N 4);
Примерную форму договора на содержание придомовой территории (приложение N 5);
Примерную форму договора на содержание и ремонт жилищного фонда (приложение N 6);
(в ред. Постановления Правительства РБ от 28 декабря 2004 года №256)
Типовой договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда
(приложение N 8).
9. Считать утратившим силу приложение N 5 к Постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 октября 1996 года N 291 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан - министра строительства и жилищной политики Республики Башкортостан М.М.Усманова.
Премьер - министр
Республики Башкортостан
Р.С.Бакиев
Управляющий Делами Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Н.З.Гафаров
Принята
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 31 декабря 1997 года N 264
1. Состояние жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан
В жилищно - коммунальном хозяйстве республики насчитывается 310 предприятий, организаций, в которых трудятся 46 тыс. человек. Стоимость основных фондов составляет более 37 триллионов рублей (в масштабе цен 1997 года).
В условиях перехода к рыночной экономике, обострения кризиса производства, платежей и инфляции особо острой проблемой в жилищно - коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) остается недостаточный объем финансирования.
По сравнению с 1991 годом в 1997 году размер средств, направленных на финансирование капитальных вложений, уменьшился в 4,8 раза, капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда - в 4 раза, содержание объектов внешнего благоустройства - в 3 раза.
В результате недофинансирования ухудшилось состояние основных фондов. Износ основных фондов в инженерной инфраструктуре превышает 56%. Подлежат замене 1800 км водопроводно - канализационных и тепловых сетей. Практически прекратился капитальный ремонт жилищного фонда. В неотложном ремонте нуждается около 5 млн. кв. метров жилищного фонда.
1.1. Жилищное хозяйство
На начало 1997 года обобществленный жилищный фонд Республики Башкортостан составлял 41,3 млн. кв. метров, в том числе муниципальный жилищный фонд - 24,7 млн. кв. метров.
Обеспеченность обобществленного жилищного фонда в процентах к общей площади составляет:
водоснабжением - 90, водоотведением - 86, центральным отоплением - 90, горячим водоснабжением - 74, газом - 91, ваннами - 82.
При этом уровень благоустройства муниципального жилищного фонда значительно выше, чем государственного (ведомственного).
С внедрением рыночных отношений в жилищную сферу существенно изменилась структура жилищного фонда:
1990 г. | 1993 г. | 1995 г. | 1996 г. |
Общая площадь тыс. кв. 59422 63557 66960 68573
метров
в том числе
государственный 17364 10835 7257 6796
(ведомственный)
муниципальный 18605 20457 23529 24746
прочие 23453 32265 36174 37071
В среднем на одного жителя Республики Башкортостан в 1996 году приходилось 17 кв. метров общей площади (в 1990 году - 15,2 кв. метра), при этом в городской местности 16,7 кв. метра (в 1990 году - 14,7 кв. метра), сельской местности - 17,6 кв. метра (в 1990 году - 16,2 кв. метра).
Около половины обобществленного жилищного фонда составляют дома из сборного железобетона, имеющие низкие теплозащитные свойства.
Крупнопанельные пятиэтажные жилые здания первого поколения массового домостроения, эксплуатируемые в течение 25-35 лет, в настоящее время не соответствуют требованиям, предъявляемым к теплозащитным свойствам зданий.
Теплопотери зданий усугубляются значительным износом жилищного фонда, около 18% которого требует капитального ремонта, 10-12% - модернизации и реконструкции.
Требует значительного улучшения санитарное состояние жилищного фонда и благоустройство придомовых территорий.
1.2. Теплоэлектроснабжение
Жилищно - коммунальное хозяйство потребляет значительную часть тепловой и электрической энергии, вырабатываемой в республике.
На начало 1997 года только в муниципальном коммунальном хозяйстве количество отопительных котельных составляло 230 единиц общей мощностью 2839 Гкал/час. 196 из них, или более 85%, работают на газообразном топливе. Протяженность тепловых сетей - 2031 км.
В 1997 году отпущено тепла потребителям 12430 тыс. Гкал, в том числе населению - 8677 тыс. Гкал (69%), на коммунально-бытовые нужды предприятий и организаций - 2688 тыс. Гкал (22%), на производственные нужды - 1065 тыс. Гкал (9%).
Потери тепловой энергии составили 1261 тыс. Гкал, или 10%.
Действующие котлы в коммунальных котельных имеют низкий коэффициент полезного действия, что приводит к увеличению удельного расхода топлива.
В целях эффективности работы котельных требуются новые конструкторские разработки по повышению коэффициента полезного действия котлов, в том числе технологии эффективного использования отходящих газов.
Основные фонды теплоэнергетики изношены более чем на 50%.
Около 40% тепловых сетей выработали свой ресурс, 15-17% требуют капитального ремонта, 4% находятся в аварийном состоянии.
При замене ветхих тепловых сетей необходимо использовать современные технологии изоляции и прокладки трубопроводов. Применение, в частности, в качестве изоляционного материала пенополиуретана позволит существенно снизить теплопотери и повысит долговечность теплопроводов в 2 раза.
Протяженность линий электропередач в коммунальном хозяйстве составляет 8466 км, мощность трансформаторов - 1,03 млн. кВа. Реализовано электроэнергии потребителям в 1997 году 1,6 млрд. кВт-ч, в том числе населению - 620 млн. кВт-ч, или 39%. Износ электросетевого оборудования составляет 54%, потери электроэнергии превышают 9%.
1.3. Водоснабжение и водоотведение
Водоснабжение населенных пунктов в республике осуществляется в основном из закрытых источников.
Мощность коммунальных водозаборных сооружений составляет 1305 тыс. куб. метров в сутки, протяженность водопроводных сетей - 5635 км.
В 1997 году подано воды в сеть 387 млн. куб. метров.
Отпущено воды потребителям за год 352 млн. куб. метров, в том числе населению - 239 млн. куб. метров, на коммунально - бытовые нужды - 48 млн. куб. метров, прочим потребителям - 65 млн. куб. метров.
В отдельных городах и райцентрах имеется дефицит воды. Качество подаваемой воды не по всем параметрам соответствует ГОСТу "Вода питьевая", отсутствуют перспективные разработки по данному вопросу.
В 1997 году через систему водоотведения пропущено около 300 млн. куб. метров сточных вод.
На коммунальных очистных сооружениях обработано 230 млн. куб. метров, в том числе на биологическую очистку подано 210 млн. куб. метров.
Во многих населенных пунктах республики используются устаревшие очистные сооружения, что не позволяет обеспечивать очистку стоков в соответствии с установленными нормативами.
В сельских райцентрах практически отсутствует централизованная система канализации.
В целях обеспечения экологической безопасности и повышения уровня благоустройства населенных пунктов необходимо принять кардинальные меры по развитию систем очистных сооружений и канализации.
Проектные нормы расхода воды на одного жителя в сутки отражают как рационально необходимый расход воды на бытовые нужды, так и эксплуатационные потери, связанные с техническим несовершенством внутренних водопроводных сетей зданий и водоразборной арматуры.
Уровень удельного потребления воды в городах Республики Башкортостан неоправданно высок. Причинами этого являются утечки в сетях, низкая надежность санитарно - технической арматуры, избыточные давления в сетях внутреннего водоснабжения зданий, отсутствие индивидуальных приборов учета воды, низкая стоимость воды.
Общая величина потерь, связанных с нерациональным водопотреблением и утечками воды при аварийных ситуациях, достигает 50%.
1.4. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов
Острой проблемой в республике остается сбор и переработка твердых бытовых отходов.
В 1997 году вывезено 3,75 млн. куб. метров твердых бытовых отходов. Ежегодное увеличение вывозимых твердых отходов составляет 3,5%.
В настоящее время основным способом удаления твердых бытовых отходов из городов является вывоз их на открытые свалки.
Полигоны захоронений и утилизации твердых бытовых отходов являются источником повышенной экологической опасности.
Из-за отсутствия соответствующего инженерного обустройства, а также нехватки необходимой техники технологические и санитарно - гигиенические требования на полигонах зачастую не соблюдаются, что приводит к загрязнению окружающей среды.
Разработка и внедрение современных технологий по переработке твердых бытовых отходов сдерживается из-за отсутствия финансовых средств.
1.5. Меры по реформированию жилищно - коммунального хозяйства, принятые в Республике Башкортостан
в 1992-1997 гг.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и соответствующим Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 сентября 1994 года N 325 с 1 октября 1994 года в республике начато реформирование системы оплаты населением жилья и коммунальных услуг с применением мер социальной защиты малоимущих граждан.
Реализация поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг позволила в определенной мере снизить финансирование из бюджета, за счет средств населения частично уменьшить убытки организаций жилищно - коммунального хозяйства. Плата, вносимая гражданами за жилье и коммунальные услуги, составляет 36% от фактической себестоимости затрат. Предоставляется адресная помощь малоимущим гражданам в виде безналичных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Оснащение приборами учета тепла осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 30 ноября 1993 года N 480 "О неотложных мерах по организации объективного учета потребления тепловой энергии в Республике Башкортостан".