ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2011 года N 1093-п


О внесении изменения в постановление Правительства области
от 30.06.2011 N 489-п



В соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п «О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области» и в связи с утверждением приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.12.2011 N 446 «О распределении в 2011 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов» Правительство области

постановляет:

1. Внести в областную целевую программу «Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 489-п «Об областной целевой программе «Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области» на 2011-2013 годы» (далее - Программа) изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Органам исполнительной власти области и структурным подразделениям аппарата Правительства области, являющимся исполнителями Программы, обеспечить своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области учитывать положения Программы при разработке и реализации аналогичных муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора области Вахрукова С.А.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 30.06.2011 N 489-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 23.12.2011 N 1093-п)

     

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2011-2013 ГОДЫ

    

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

региональная программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области» (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ярославской области

Основания разработки Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»;
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов»;
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.12.2011 N 446 «О распределении в 2011 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов»

Куратор Программы

заместитель Губернатора области - директор департамента финансов Ярославской области Федоров А.П.

Ответственный исполнитель Программы

департамент финансов Ярославской области

Исполнители Программы

управление стратегического планирования Правительства области;
управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области;
управление государственной службы и кадровой политики Правительства области;
государственно-правовое управление Правительства области;
управление финансового планирования и бюджетного учета Правительства области;
департамент государственного заказа Ярославской области;
департамент информатизации и связи Ярославской области;
департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области;
департамент образования Ярославской области;
департамент здравоохранения и фармации Ярославской области;
департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;
департамент культуры Ярославской области;
департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области;
департамент информационно-аналитического
обеспечения органов государственной власти Ярославской области;
управление по вопросам местного самоуправления Правительства области;
управление коммуникаций и общественных связей Правительства области;
департамент строительства Ярославской области;
департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области;
департамент экономического развития Ярославской области;
главные распорядители и получатели бюджетных средств

Участники Программы

государственные учреждения Ярославской области; органы местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления); муниципальные учреждения и иные юридические лица

Основной разработчик Программы

департамент финансов Ярославской области

Цель и задачи Программы

цель Программы - повышение эффективности бюджетных расходов и деятельности органов исполнительной власти области путем создания соответствующих условий и механизмов;
задачи Программы:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- разработка методологии и создание системы комплексной оценки эффективности бюджетных расходов;
- совершенствование программно-целевых принципов деятельности органов государственной власти и переход к программному бюджету;
- совершенствование механизмов бюджетного планирования и процедур распределения бюджетных средств с учетом требований их обоснованности и эффективности;
- развитие новых форм финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг, реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и реструктуризация бюджетного сектора;
- создание условий для мотивации органов исполнительной власти области в постоянном повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности;
- стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований области к повышению эффективности бюджетных расходов и эффективности деятельности;
- внедрение в систему государственного и муниципального финансового контроля инструментов контроля эффективности и результативности использования бюджетных средств;
- создание современной информационной системы управления государственными финансами (электронный бюджет), системы мониторинга результатов и обратной связи в реализации задач бюджетной реформы

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

сводный показатель оценки достигнутых Ярославской областью результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, рассчитываемый по методике, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2011 N 73н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов»

Сроки (этапы) реализации Программы

I этап: с даты принятия Программы по 31.12.2011;
II этап: с 01.01.2012 по 31.12.2012;
III этап: с 01.01.2013 по 31.12.2013

Объемы и источники финансирования Программы

215,1 млн. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 90 млн. рублей;
- федеральный бюджет - 115,1 млн. рублей (в случае ежегодного успешного отбора заявок Ярославской области в конкурсах Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов»);
- местные бюджеты - 10 млн. рублей

Ответственные лица для контактов

Смыслова Диана Викторовна - начальник отдела методологии бюджетного процесса комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области, 30-55-13, smyslova@region.adm.yar.ru;
Торгов Валерий Владимирович - заместитель начальника отдела методологии бюджетного процесса комитета бюджетной политики департамента финансов Ярославской области, 40-11-84, torgov@region.adm.yar.ru

     

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

млн. рублей

Наименование источника финансирования

Всего

В том числе по годам

2011

2012

2013

Областной бюджет

90

40

20

30

Федеральный бюджет

115,1

-

61,1*

54**

Местные бюджеты

10

-

5

5

ВСЕГО

215,1

40

86,1

89


* В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.12.2011 N 446 «О распределении в 2011 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов».

** В случае успешного отбора заявки Ярославской области в конкурсе Министерства финансов Российской Федерации на право получения субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов» возможно софинансирование расходов за счет средств федерального бюджета в размере до 65 процентов расходов на реализацию Программы.

1. Описание проблемы

     
1.1. Предпосылки нового этапа реформ в бюджетной сфере, обоснование необходимости разработки Программы


На протяжении последних десяти лет в России проводились масштабные реформы во всех областях социально-экономического развития, в том числе и в бюджетной сфере. Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными государственными и муниципальными финансами.

В Ярославской области серьезные преобразования в бюджетной сфере стали проводиться благодаря реализации областной целевой программы «Реформирование региональных финансов Ярославской области» на 2008_2011 годы (далее - программа реформирования финансов). С 2008 года программа реформирования финансов успешно реализуется, в 2009 году она получила высокую оценку Министерства финансов Российской Федерации и поддержку за счет средств федерального бюджета в размере 55,9 млн. рублей. Результатами реализации программы реформирования финансов стали широкомасштабные институциональные преобразования в сфере регулирования общественных финансов, принятие принципиально новой нормативно-правовой базы, внедрение в практику новых механизмов и инструментов управления финансами, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов. Оценка управления региональными финансами благодаря реализации программы реформирования финансов выросла в Ярославской области более чем в 5 раз (с 17,6 балла в 2008 году до 98 баллов из 100 возможных по методике оценки уровня управления финансами субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 N 453 «О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов»).

В 2010 году с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» в России начался очередной этап бюджетных реформ, направленных на реформирование бюджетной сети и повышение эффективности бюджетных расходов. В развитие указанных документов были приняты приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 701 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов» и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов», в которых были детализированы рекомендации по разработке и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов и предусмотрена финансовая поддержка на конкурсной основе в виде субсидий регионам из федерального бюджета.

В связи с этим, а также учитывая сложность и многоаспектность задач, которые необходимо решить в рамках нового этапа бюджетной реформы, очевидна необходимость реализации Программы.

1.2. Анализ проблемной ситуации


Проводимые в течение последних двух лет реформы в бюджетной сфере привели к тому, что Ярославская область достигла положительных результатов в области управления общественными финансами. По методике оценки качества управления региональными финансами, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.09.2010 N 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами», Ярославская область вошла в число регионов с высоким качеством управления региональными финансами. Реализация мероприятий программы реформирования финансов привела к достижению следующих результатов:

- сформирован Реестр государственных услуг Ярославской области, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами исполнительной власти области, бюджетными учреждениями области и иными юридическими лицами, ежегодно проводится оценка потребности в услугах;

- ежегодно формируются государственные задания для всей сети бюджетных учреждений;

- создана нормативная база для оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, активизирована работа по переводу их в автономные;

- осуществлен переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет);

- проект бюджета формируется на основе данных реестра расходных обязательств с разделением на действующие и принимаемые расходные обязательства;

- формируются развернутые обоснования бюджетных ассигнований с показателями непосредственных результатов использования бюджетных средств;

- доля программно-целевых расходов бюджета достигла 52 процентов;

- усовершенствованы методики распределения финансовой помощи местным бюджетам с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

- создана система оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований;

- более половины муниципальных образований реализуют муниципальные программы реформирования финансов;

- сокращена доля налоговых льгот в доходах бюджета;

- упорядочены процедуры управления государственным долгом.

В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения.

Для выявления проблем в финансовой сфере проведен анализ ситуации в Ярославской области по индикаторам оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов. Перечень этих индикаторов и методика оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2011 N 73н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов» в целях реализации единых подходов к оценке работы регионов по повышению эффективности бюджетных расходов. Каждый индикатор в зависимости от достигнутого значения оценивается в баллах от 0 до 5. Сводный показатель оценки достигнутых результатов определяется как сумма баллов по всем показателям и может варьироваться от 0 до 157 баллов.

Значения данных индикаторов за 2010 год в Ярославской области приведены в Перечне индикаторов оценки достигнутых Ярославской областью результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов (приложение 1 к Программе). Анализ исходного состояния Ярославской области по степени достижения указанных индикаторов показывает, что к концу 2010 года область имеет неплохой стартовый уровень: 76 баллов из 157, что составляет более 48 процентов от максимально возможного уровня.

На его достижении положительно сказались:

- наличие трехлетнего бюджета как на уровне области, так и в большинстве муниципальных районов и городских округов;

- достаточно высокое качество планирования доходов областного бюджета и местных бюджетов;

- высокий удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ;

- низкий уровень просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;

- наличие порядка и методики планирования бюджетных ассигнований, которые предусматривают: составление обоснований бюджетных ассигнований в разрезе расходных обязательств, формализованное определение предельных объемов бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС), наличие механизма распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;

- стабильность межбюджетных отношений, в том числе в части формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- наличие системы оценки качества финансового менеджмента ГРБС с публикацией итогов оценки в интернете;

- высокий уровень открытости в интернете информации о государственных финансах, о реализации областных и ведомственных целевых программ и результатах деятельности органов власти области.

Одновременно повышение уровня большого числа показателей, включенных в методику оценки достигнутых субъектами Российской Федерации результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, в Ярославской области нуждается в пристальном внимании, в разработке и реализации специальных мер по улучшению ситуации. Среди них:

- наличие дефицита областного и местных бюджетов;

- достаточно высокий уровень государственного долга и долговой нагрузки на местные бюджеты;

- незначительный объем собственных (не федеральных) средств, направляемых на бюджетные инвестиции;

- недостаточный уровень программных расходов в части субсидий местным бюджетам и в части бюджетных инвестиций;

- значительные колебания в объемах финансирования большинства целевых программ в течение финансового года;

- отсутствие практики проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ с участием общественности;

- необходимость пересмотра методических подходов к формированию реестра расходных обязательств, в том числе в увязке с перечнем государственных услуг;

- недостаточная прозрачность процедуры распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;

- отсутствие показателей результативности в контрактах руководителей органов исполнительной власти области и местного самоуправления муниципальных образований области;

- недостаточная увязка оплаты труда руководителей с показателями результативности профессиональной служебной деятельности;

- не всегда оправданный рост числа государственных гражданских служащих и расходов на содержание органов исполнительной власти;

- незначительное число созданных автономных учреждений в социальной сфере;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»