от 29 декабря 2010 года N 194н/701
ПРИКАЗ
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов
______________________________________________________________
Документ возвращен без госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 28.02.2011 N 01/11031-ДК.
______________________________________________________________
Во исполнение пункта 34 плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст.3720),
приказываем:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин
Министр
экономического развития
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина
Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с пунктом 34 плана мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, с целью методологического обеспечения разработки и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - программы).
2. В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ.
3. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
- описание текущей ситуации (проблем) в области повышения эффективности бюджетных расходов;
- цели и задачи программы;
- перечень мероприятий (действий) по основным направлениям реализации программы;
- ожидаемые результаты реализации программы.
4. Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
5. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов может содержать описание и характеристику тех сфер деятельности, в которых возможно повышение эффективности бюджетных расходов и (или) основные проблемы, обуславливающие недостаточную эффективность бюджетных расходов. Описание текущей ситуации рекомендуется осуществлять в одноименном разделе.
6. При описании основных сфер деятельности, требующих повышения эффективности осуществления бюджетных расходов, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок осуществления бюджетных расходов по соответствующим направлениям, и обозначить перечень мер, которые могут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов. Значения количественных показателей рекомендуется представлять в динамике за последние три года.
7. Описание основных проблем, обуславливающих недостаточную эффективность бюджетных расходов, рекомендуется осуществлять с указанием на факты и явления, порождающие данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
8. Если органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов.
9. В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
10. Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
11. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
12. В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения цели программы и ожидаемых результатов ее реализации.
Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения цели программы.
13. Не рекомендуется использовать в формулировках цели и задач:
- специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере бюджета и финансов;
- термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
- указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
14. Мероприятия рекомендуется представлять по основным направлениям реализации программы в разрезе поставленных задач.
15. Названия мероприятий целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
16. Наименования мероприятий, сроки их исполнения и ответственных исполнителей рекомендуется оформлять в виде плана, являющегося приложением к программе.
17. В случае, если программа субъекта Российской Федерации предполагает достижение определенных результатов в сфере муниципальных финансов, в программе целесообразно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение данных результатов органами местного самоуправления.
18. В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки ожидаемых результатов ее реализации, которая может осуществляться на основе:
- установленных показателей реализации программ, по которым планируются позитивные изменения;
- отдельных количественных показателей, использованных при описании текущей ситуации (проблем) в области эффективности бюджетных расходов;
- иных показателей, определенных программой и характеризующих достижение целей программы.
19. В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
20. В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:
а) обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе:
- повышение финансовой гибкости бюджетов;
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;
- повышение ликвидности бюджетов;
- снижение долговой нагрузки на бюджеты;
- использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
- повышение стабильности межбюджетных отношений;
- повышение финансовой устойчивости бюджетов.
б) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в том числе:
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- переход к программной структуре бюджета;
- проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;
- создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- персонализация ответственности за качество финансового управления;
- распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений.
в) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:
- выявление неэффективных государственных (муниципальных) учреждений с целью последующего изменения их типа;
- совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
- внедрение инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;
- прогноз сводных (отраслевых) показателей государственных (муниципальных) заданий для целей их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования;
- создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
- утверждение стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирование государственных (муниципальных) заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
- участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- повышение открытости деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- повышение ответственности государственных (муниципальных) учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
г) повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:
- разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта закона о бюджете;
- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
- переход к составлению и утверждению бюджетов на трехлетний период;
- внедрение долгосрочного планирования;
- реализация конкурсного распределения межбюджетных трансфертов;
- реструктуризация расходных обязательств региональных (местных) бюджетов;
- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти;