ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 года N 1193-п
Во исполнение постановления Правительства области от 01.06.2011 N 412-п «О развёртывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области» Правительство области
постановляет:
1. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 31.01.2011 N 33-п «Об утверждении Методики предоставления и расходования субсидии местным бюджетам на компенсацию стоимости санаторно-курортных путёвок лицам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении».
2. Внести в областную целевую программу «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 23.12.2010 N 1000-п «Об областной целевой программе «Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы», изменение, изложив её в новой редакции (прилагается).
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Семья и дети Ярославии» на 2011-2013 годы
I. Общие положения
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель ОЦП | управление по социальной и демографической политике Правительства области |
Исполнители ОЦП | департамент образования Ярославской области, департамент по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, департамент региональной безопасности Ярославской области, Главное управление МЧС России по Ярославской области |
Участники ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент государственной службы занятости населения Ярославской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области, Ярославское областное отделение благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья», Ярославское областное отделение Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд», Центр корпоративного обучения и консультаций государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», государственное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая наркологическая больница», государственное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областной специализированный дом ребёнка N 1», учреждения отдыха и оздоровления, казенное предприятие Ярославской области «Комбинат комплексного обслуживания и питания «Ярославский», государственное учреждения Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании» |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | учреждения образования, социальной защиты населения области, культуры, физической культуры и спорта, социальные агентства молодёжи, лечебно-профилактические учреждения области |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Дата начала ОЦП | 01.01.2011 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2013 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Костин В.Г. |
Ответственные лица для контактов | Башмашникова Марина Валерьевна - начальник управления по социальной и демографической политике Правительства области, тел. 40-07-89; |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/socdem/tmpPages/ programs.aspx |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Источники | Единица | Объём финансирования | |||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Подпрограмма | тыс. руб. | 219674,18 | 69155,01 | 76846,69 | 73672,48 |
областной бюджет | тыс. руб. | 176799,6 | 56802,6 | 61847,0 | 58150,0 |
внебюджетные источники (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | тыс. руб. | 40824,46 | 11668,98 | 14331,91 | 14823,57 |
Справочно: | |||||
местный бюджет | тыс. руб. | 2050,12 | 683,43 | 667,78 | 698,91 |
Подпрограмма «Ярославские каникулы» | тыс. руб. | 606494,419 | 163536,619 | 228033,90 | 214923,90 |
областной бюджет | тыс. руб. | 576917,059 | 154980,059 | 216585,0 | 205352,0 |
Справочно: | |||||
местный бюджет | тыс. руб. | 29577,36 | 8556,56 | 11448,9 | 9571,9 |
Всего по Программе | тыс. руб. | 826168,599 | 232691,629 | 304880,59 | 288596,38 |
областной бюджет | тыс. руб. | 753716,659 | 211782,659 | 278432,00 | 263502,00 |
внебюджетные источники (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | тыс. руб. | 40824,46 | 11668,98 | 14331,91 | 14823,57 |
Справочно: | |||||
местный бюджет | тыс. руб. | 31627,48 | 9239,99 | 12116,68 | 10270,81 |
Дополнительно*: | |||||
Субвенция на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
|
|
|
|
областной бюджет | тыс. руб. | 103275,0 | 34329,0 | 35336,0 | 33610,0 |
федеральный бюджет | тыс. руб. | 118475,8 | 39492,0 | 39491,8 | 39492,0 |
* Во исполнение Закона Ярославской области от 16 декабря 2008 г. N 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».
II. Содержание проблемы
1. Повышение качества жизни семей с несовершеннолетними детьми, поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, выявление, развитие, поддержка и сопровождение одарённых детей, организация отдыха и оздоровления детей являются неотъемлемой частью государственной семейной политики, политики в интересах детей и приоритетными направлениями социально-экономического развития региона.
Современная ситуация требует структурированного подхода к решению социальных проблем семей и детей. Одним из основных принципов семейной политики является обеспечение приоритета интересов и защиты прав ребёнка, его полноценного физического, психического, интеллектуального развития.
В Ярославской области проживает около 137 тысяч семей с несовершеннолетними детьми. Средний состав семьи - 3 человека.
С 2006 года в области наблюдается увеличение числа многодетных семей, но доля их в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми мала (2010 год - 4494 семьи, 2009 год - 4306 семей, 2008 год - 4183 семьи, 2007 год - 4093 семьи) и составляет 3,2 процента от общего числа семей.
На начало 2010 года на учёте в органах социальной защиты населения состояли 18,9 тысячи неполных семей, в них воспитываются 23,4 тысячи детей (в 2009 году - 18,7 тысячи семей, в 2008 году -18,2 тысячи семей). Ежегодно в результате разводов без одного из родителей остаются до 4,5 тысячи детей.
Более 80 процентов неполных и многодетных семей относятся к категории малоимущих.
Всего по области около 50 тысяч семей с несовершеннолетними детьми являются малоимущими и нуждаются в поддержке государства. Более 2 тысяч семей находятся в социально опасном положении.
В области проживает 211,6 тысячи детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
По состоянию на 01.11.2010 в области насчитывается 4808 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2009 - 5285 человек), из них около 28 процентов находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, 72 процента воспитываются в семьях, в том числе:
- под опекой в 2110 семьях - 2390 детей;
- в 773 приёмных семьях - 1073 ребёнка.
Ежегодно снижается, но остаётся достаточно высоким число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году выявлено 740 детей, которые лишились родительского попечения (2008 год - 844 человека, 2007 год - 963 человека). За 10 месяцев текущего года выявлен 551 ребёнок, оставшийся без попечения родителей.
Развитие семейных форм устройства сирот определено в Концепции демографического развития Ярославской области до 2015 года как одно из приоритетных направлений.
Ежегодно увеличивается число граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в свою семью (на 01 января 2010 года в базе данных 133 человека).
В 2009 году на воспитание в семьи граждан передано 609 детей, лишившихся родительского попечения, за 10 месяцев текущего года - 543 ребёнка.
В течение 5 последних лет стабильно уменьшается число лиц, лишённых родительских прав, но их число остаётся достаточно высоким. В 2008 году 723 человека лишены родительских прав, в 2009 году - 581 человек, за 10 месяцев 2010 года - 435 человек, что свидетельствует об активизации работы по профилактике социального сиротства и организации работы с семьёй на ранней стадии семейного неблагополучия.
Начиная с 2008 года более широкое использование получила практика ограничения родительских прав с одновременным проведением в этот период реабилитационной работы с семьёй (2009 год - 112 случаев, 2008 год - 109 случаев, 2007 год - 88 случаев).
Увеличилось число родителей, восстановленных в родительских правах (в 2008 году - 34 человека, в 2009 году - 32 человека, за 10 месяцев 2010 года - 40 человек).
Результатом проводимой работы стало сокращение количества детей в детских домах. С 2007 по 2009 год оно уменьшилось на 274 человека (21 процент). За последние годы реорганизовано 8 детских домов, из них 5 - в дошкольные образовательные учреждения, в трёх из которых функционируют службы сопровождения опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. Сейчас в области 23 детских дома и 2 школы-интерната для детей-сирот, в которых воспитывается 1221 ребёнок.
В настоящее время функционируют 17 служб сопровождения опекунов и попечителей, обслуживающих 17 муниципальных районов области. В составе служб работают 32 психолога, 36 социальных педагогов и специалистов, 5 юристов. Подготовка кандидатов в замещающие семьи и сопровождение замещающих семей осуществляется по 11 программам, обеспечивающим поддержку родителей в вопросах воспитания, образования и соблюдения социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Всё большее распространение получает социальное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей, достигших совершеннолетия, по оказанию помощи в организации быта, в получении образования, медицинского обслуживания, защите их прав и законных интересов до достижения ими возраста 23 лет. В настоящее время в области заключено 92 договора по осуществлению социальной адаптации лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях предупреждения социального сиротства, профилактики раннего неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми постановлением Правительства области от 25.12.2009 N 1214-п «О Порядке организации работы по профилактике раннего семейного неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми в Ярославской области» утверждён Порядок организации работы по профилактике раннего неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми в Ярославской области. В настоящее время деятельность в этом направлении приобретает системный характер благодаря созданию в каждом муниципальном образовании области координационных советов по профилактике раннего семейного неблагополучия семей с несовершеннолетними детьми, во всех муниципальных образованиях определены уполномоченные органы, ответственные за данное направление работы.
Ещё одной из социально уязвимых групп детей являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в области 3,1 тысячи детей-инвалидов. Появление в семье ребёнка-инвалида существенно меняет экономическое, социальное и психологическое состояние семьи. В настоящее время в области недостаточное количество центров и учреждений, работающих с данной категорией детей, что в свою очередь не даёт возможности в полном объёме обеспечить доступность услуг по реабилитации и оказанию медицинской, правовой, психологической, социальной помощи детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Важная роль отводится обеспечению условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей, их личностной, социальной самореализации, профессионального самоопределения. Для этого необходима целенаправленная работа по поддержке учреждений, которые внедряют инновационные модели и технологии в работе с одарёнными детьми, проводят работу по их сопровождению.
В области не преодолена тенденция сокращения численности населения. С 2008 года количество детей 6-17 лет сократилось на 7 тысяч. Ежегодно увеличивается заболеваемость детей. По данным диспансеризации школьников, только 8 процентов детей можно считать практически здоровыми, 31 процент детей имеет хронические заболевания, 61 процент - функциональные нарушения работы различных органов и систем. Общая заболеваемость детей только за последние 2 года выросла на 4 процента. Статистика показывает высокий уровень преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Программно-целевой метод решения социальных проблем семей с детьми доказал свою эффективность на региональном уровне. С 1993 года в области реализовывалась губернаторская программа «Семья», с 2007 года - губернаторская программа «Отдых, оздоровление и занятость детей». Данный метод позволил создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на решение социальных проблем семей и детей области, возникающих в новых социально-экономических условиях, предусмотреть координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов.
Ожидаемые результаты реализации ОЦП соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития области.
При формировании основных направлений ОЦП был проведён SWOT-анализ ситуации, сложившейся в сфере поддержки семей с несовершеннолетними детьми и категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, с учетом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
К сильным сторонам можно отнести:
- политическую поддержку инновационных решений, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, со стороны руководства области;
- наличие действующей региональной нормативной правовой базы;
- наличие кадровых ресурсов для решения проблем семей и детей, нуждающихся в поддержке государства;
- наличие системы учреждений и организаций различных форм собственности, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с семьями, принявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с одарёнными детьми, организующих детский отдых и оздоровление;