ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 года N 575-п

О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 26.01.2011 N 9-п, от 29.06.2011 N 488-п)

В соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 449-п "О порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Реализация приоритетного национального проекта "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 29.06.2011 N 488-п)

2. Департаменту строительства Ярославской области разработать проект Программы и представить его на утверждение Правительству области в III квартале 2010 года.

3. Департаменту строительства Ярославской области, департаменту по делам молодежи, физической культуре и спорту Ярославской области, управлению по социальной и демографической политике Правительства области принять участие в разработке проекта Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ


Утверждена
постановлением
Правительства области
от 10.08.2010 N 575-п

 КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 26.01.2011 N 9-п, от 29.06.2011 N 488-п)


Концепция областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством, приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект), федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище"), стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года".

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 29.06.2011 N 488-п)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


В Ярославской области ведется активная работа по реализации мероприятий ФЦП "Жилище", являющейся механизмом реализации Национального проекта. В настоящее время в Ярославской области в сфере развития жилищного строительства разработаны и реализуются следующие областные и ведомственные целевые программы: ведомственная целевая программа "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год, утвержденная приказом департамента строительства Ярославской области от 15.12.2009 N 19 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год", областная целевая программа "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2008 - 2010 годы, утвержденная Законом Ярославской области от 27 июня 2007 года N 43-з "Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" на 2008 - 2010 годы", областная целевая программа по улучшению жилищных условий многодетных семей на 2010 - 2011 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 14.10.2009 N 994-п "Об областной целевой программе по улучшению жилищных условий многодетных семей на 2010 - 2011 годы", а также региональные адресные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, мероприятия по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, мероприятия по участию Ярославской области в подпрограмме "Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой" ФЦП "Жилище". Кроме того, в области реализуется областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 05.04.2010 N 187-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (далее - ОЦП "Развитие АПК и сельских территорий" на 2010 - 2014 годы), включающая в себя мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности.

В ходе выполнения указанных программ, в рамках реализации Национального проекта осуществлялась работа по выполнению государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, определенными федеральным законодательством, обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в области ипотечного жилищного кредитования, мероприятий по оказанию государственной поддержки молодым семьям, мероприятий по обеспечению территорий Ярославской области градостроительной документацией, по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, также осуществлялось расселение ветхого и аварийного жилья.

Вместе с тем проблема улучшения жилищных условий граждан остается актуальной и именно из потребности в реализации социальных программ следует исходить при формировании новых подходов к развитию строительной отрасли. В целом социальная потребность в жилье составляет 2300 тыс. кв. м, в том числе в сфере расселения ветхого аварийного жилья - около 188 тыс. кв. м, в сфере обеспечения жильем социальных категорий граждан - около 1 млн. кв. м и 1,2 млн. кв. м жилья не подлежит капитальному ремонту и может стать аварийным. Структура ожидаемой социальной потребности в строительстве жилья приведена в приложении 1 к концепции.

Для решения данных задач необходимо создание регионального фонда капитального ремонта помимо уже наработанных инструментов внедрения новых институтов и механизмов развития строительной отрасли, в числе которых создание регионального оператора ипотечного жилищного кредитования, стимулирование строительства малоэтажного жилья и жилья эконом-класса.

В настоящее время остаются актуальными следующие проблемы.

За последний год резко снизились объемы выданных ипотечных жилищных кредитов, в частности, в 2008 году их объем составил 4445,3 млн. рублей, в 2009 году - 1218,0 млн. рублей.

Несмотря на создание за время реализации Национального проекта основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с доходами, превышающими средний уровень. Основными причинами невысокого платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для дальнейшего развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов.

Для поддержки темпов роста объемов рынка ипотечного кредитования, а также в целях сохранения влияния на рынок государственных институтов развития (для проведения политики снижения процентных ставок и увеличения доступности ипотечных кредитов для всего населения) необходимо оказывать влияние на рынок ипотечного жилищного кредитования. Правительством Ярославской области в 2010 году учреждено открытое акционерное общество "Региональный оператор по ипотечному жилищному кредитованию Ярославской области", которое в дальнейшем должно стать одним из основных инструментов для решения поставленных задач.

Одной из проблемных категорий граждан в решении жилищных проблем являются молодые семьи. В органах местного самоуправления муниципальных образований области по состоянию на начало 2010 года состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 2469 молодых семей. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.

В последнее время наиболее остро стоит вопрос улучшения жилищных условий многодетных семей, в которых воспитывается трое и более детей. В области проживает около 4300 многодетных семей, что составляет 2,8 процента от общего числа семей. В настоящее время в органах местного самоуправления муниципальных образований области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий зарегистрировано 320 многодетных семей. Многодетные семьи не могут получить доступ на рынок жилья, так как не имеют достаточных доходов, в том числе и для получения ипотечного жилищного кредита.

Для малоимущих и социально незащищенных групп населения действующим законодательством в качестве меры поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предполагается предоставление субсидий для приобретения жилья в собственность. Однако не все граждане располагают собственными средствами в дополнение к субсидии, необходимыми для покупки жилья, или желают приобретать квартиры в собственность. Получение субсидий также предполагает ожидание, обусловленное очередностью.

Поэтому вариантом улучшения жилищных условий граждан, не имеющих достаточных доходов для приобретения жилья либо ожидающих очереди на получение субсидий, является проживание в домах специальной социальной защиты.

К категориям граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, преимущественно относятся нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, многодетные семьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, граждане, утратившие единственное жилое помещение вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, при отсутствии противоправных действий со стороны граждан, утративших жилое помещение.

В настоящее время в ряде муниципальных образований (Некрасовский, Переславский, Гаврилов-Ямский, Большесельский, Некоузский, Первомайский, Некрасовский, Пошехонский муниципальные районы) области имеется муниципальный специализированный жилищный фонд, но его объем недостаточен для улучшения условий проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Развитие специализированного жилищного фонда и предоставление его гражданам, нуждающимся в специальной социальной защите, для постоянного или временного проживания в настоящее время актуально.

Еще одной из серьезных задач в жилищном строительстве является задача развития жилищного строительства в сельской местности. Ее решение, включая улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в рамках реализации ОЦП "Развитие АПК и сельских территорий" на 2010 - 2014 годы.

ОЦП "Развитие АПК и сельских территорий" на 2010 - 2014 годы в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, предусматривается выплата субсидий за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья в сельской местности в соответствии с условиями федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года").

Также ОЦП "Развитие АПК и сельских территорий" на 2010 - 2014 годы предусматривается поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений, в том числе в рамках пилотных проектов, которая осуществляется в виде субсидий, в соответствии с условиями ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года".

Кроме того, в рамках ОЦП "Развитие АПК и сельских территорий" на 2010 - 2014 годы планируется приобрести и ввести в эксплуатацию 63,27 тысячи кв. м жилья и улучшить жилищные условия 705 сельских семей. Предусматривается строительство сельскохозяйственными предприятиями 79,13 тысяч кв. м жилья для своих работников. Ожидаемые конечные результаты реализации ОЦП "Развитие АПК и сельских территорий" на 2010 - 2014 годы в части жилищного строительства приведены в приложении 2 к концепции.

По результатам исследования общественного мнения, проведенного департаментом информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области об итогах реализации в Ярославской области Национального проекта, выявлено, что почти 2/3 населения области испытывают потребность в приобретении квартиры (дома) для себя, своих детей или родственников.

Большинство жителей региона (91 процент) считают, что доступного по стоимости жилья для них нет, 60 процентов жителей региона убеждены в том, что за последние два года жилье в городах области стало менее доступным.

Наиболее важными направлениями Национального проекта, по данным социологического опроса, являются: финансовая помощь молодым семьям при покупке жилья, обеспечение жильем и улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличение объемов малоэтажного жилищного строительства, а также повышение информированности граждан через средства массовой информации о реализуемых в регионе механизмах поддержки граждан в жилищном вопросе.

По результатам оценки социально-экономической эффективности реализации ФЦП "Жилище" на территории Ярославской области в 2009 году доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, составила 9,5 процента, что существенно ниже, чем в 2008 году (27 процентов). На начало 2010 года в органах местного самоуправления муниципальных образований области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 4158 семей.

Доступное жилье - это возможность для семьи оплатить приобретение жилья, которое по площади, физическому состоянию и инженерному оборудованию отвечает стандарту потребительского качества для семьи данного состава в текущий момент времени (не ниже гарантированного законом (нормой) минимума), при этом расходы на приобретение такого жилья составляют такую долю дохода семьи, которая самими членами семьи воспринимается как приемлемая и возможная.

Основным показателем доступности жилья с точки зрения возможности его приобретения гражданами является коэффициент доступности жилья, измеряемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м к среднему годовому доходу семьи из 3-х человек. Данный показатель характеризует способность граждан приобрести жилье за счет собственных доходов за определенное количество лет, причем чем выше значение показателя, тем ниже доступность жилья.

Основными параметрами, влияющими на степень доступности и комфортности жилья, являются: уровень доходов граждан, объемы ввода жилья, удовлетворяющие потребительский спрос, уровень доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан. Таким образом, доступность жилья напрямую зависит от двух основных параметров - уровня доходов граждан (платежеспособный спрос) и объемов ввода жилья (предложения на рынке жилья).

Деструктивные последствия мирового финансового кризиса наглядно продемонстрировали зависимость степени доступности жилья от указанных выше основных показателей. В частности, снижение платежеспособного спроса, вызванное падением уровня доходов граждан, существенно понизило доступность жилья, что неминуемо привело к увеличению на 54 процента среднего срока ожидания предоставления жилищных помещений (с 10,5 года в 2008 году до 16,2 года в 2009 году).

Таким образом, параметры уровня доходов граждан, имеющейся потребности в жилье и объемах строительства формируют основные направления работы органов государственной власти по решению проблемы доступности жилья: поддержание платежеспособного спроса граждан на жилье, стимулирование жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного.

Одним из перспективных направлений повышения доступности жилья для граждан, выступающим в качестве основы для формирования рынка доступного жилья эконом-класса, является увеличение объемов строительства малоэтажного жилья, которое, прежде всего, привлекательно для потребителей своей относительно невысокой стоимостью и комфортностью.

Ограничением для развития малоэтажного жилищного строительства является отсутствие реальных механизмов льготного (упрощенного) порядка предоставления земельных участков под жилищное строительство, в том числе индивидуальное, низкая активность органов местного самоуправления муниципальных образований области в вопросах освоения земельных участков, отсутствие земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, и алгоритмов привлечения инвестиций в строительство коммунальной инфраструктуры. Решением проблемы может стать стимулирование активности органов местного самоуправления муниципальных образований области в вопросах освоения новых земельных участков и разработка и внедрение механизмов государственной поддержки застройщиков в части предоставления земельных участков под строительство жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного, тем застройщикам, которые имеют потенциал для быстрого и эффективного их освоения, с установлением последующего жесткого контроля со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований области, внедрение механизмов государственной поддержки при проектировании, при обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой для малоэтажного строительства, а также создание благоприятных условий для роста платежеспособного спроса на малоэтажное жилищное строительство эконом-класса. Следует отметить, что формирование условий для развития данного направления потребует достаточно больших финансовых вложений из областного и местных бюджетов. Учитывая сложную ситуацию в экономике после финансового кризиса, повлекшую за собой серьезную ограниченность в бюджетных средствах, в настоящее время данное направление не может быть реализовано в полной мере.

Кроме того, за время реализации Национального проекта был сформирован общий механизм обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты конкретные результаты по улучшению жилищных условий граждан, поддержанию объемов жилищного строительства, развитию ипотечного жилищного кредитования. Информация о результатах реализации Национального проекта на территории Ярославской области в 2006 - 2009 годах приведена в приложении 3 к концепции.

В целях решения жилищного вопроса в настоящее время на федеральном уровне ведется активная работа по подготовке изменений в ФЦП "Жилище", предполагающих продление программы до 2015 года.

В рамках ФЦП "Жилище" до 2015 года предусматривается формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающим доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Продление срока действия ФЦП "Жилище" до 2015 года и изменение входящих в ее состав подпрограмм обусловлены необходимостью:

- формирования нового сегмента в строительстве жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов;

- стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;

- повышения эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

- повышения качества и энергоэффективности жилищного фонда.

В рамках реализации ФЦП "Жилище" в 2011 - 2015 годах предполагается выработать комплексный подход к строительству жилья эконом-класса с учетом поддержки платежеспособного спроса и формирования адекватного ему предложения. Предполагается, что сбалансированная поддержка будет способствовать увеличению объемов ввода жилья эконом-класса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.

Реализация ФЦП "Жилище" до 2015 года будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- стимулирование развития жилищного строительства;

- поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»