ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2009 года N 19
Об утверждении ведомственной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год
В редакции
приказа департамента строительства ЯО от 13.04.2010 N 5 ru 76000201000089
приказа департамента строительства ЯО от 18.11.2010 N 20 ru 76000201000946
приказа департамента строительства ЯО от 15.03.2011 N 3 ru 76000201100120
В целях повышения эффективности реализации на территории Ярославской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год (далее - Программа).
2. Департаменту строительства Ярославской области в течение периода действия Программы обеспечить подписание соглашений и необходимых документов, предусмотренных Программой, осуществлять её финансирование в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять необходимые нормативные правовые акты (муниципальные программы) по вопросам поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования на 2010 год, обеспечить их финансирование и реализацию.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента Комлеву О.С.
5. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Директора департамента В.Ю. Хмелев
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
строительства
Ярославской области
от 15.12.2009 N 19
В редакции
приказа департамента строительства ЯО от 18.11.2010 N 20 ru 76000201000946
приказа департамента строительства ЯО от 15.03.2011 N 3 ru 76000201100120
Исполнитель Программы | департамент строительства Ярославской области |
Наименование Программы | ведомственная целевая программа "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2010 год (далее - Программа) |
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего Программу, дата, номер и наименование соответствующего нормативного акта | директор департамента строительства Ярославской области Хмелев Владимир Юрьевич; |
Наименования задач Программы | - определение категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов; |
Сроки реализации Программы | 2010 год |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования в 2010 году- |
Должностное лицо, ответственное за реализацию Программы | Комлева Ольга Сергеевна - заместитель директора департамента строительства Ярославской области, тел.: 40-06-04 |
1.ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Описание проблемы на основе анализа причин её возникновения.
Проблема улучшения жилищных условий населения решается медленно, более половины очередников (14,5 тысячи семей) ожидают получения жилья 10 лет и более. Кроме того, большое количество семей, в т.ч. с детьми, по тем или иным причинам не состоят на учёте в органах местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления), хотя тоже нуждаются в улучшении жилищных условий.
Несмотря на ухудшение ситуации в экономике региона за последний год, повлёкшее за собой спад в строительной индустрии и, следовательно, снижение цен на жилье (в 2008 году средняя цена одного квадратного метра жилья выросла в среднем на 11 процентов, а с начала 2009 года на конец года снизилась примерно на 16 процентов), вопрос доступности ипотечного кредитования остается острым. Ввиду снижения доходов населения из-за массовых сокращений, произошедших в связи со спадом производства на предприятиях, объемы выданных ипотечных кредитов упали в три раза (по данным первого полугодия 2009 года объем выданных ипотечных кредитов составил 419 млн. рублей, а в аналогичном периоде 2008 года - 1394 млн. рублей).
Также произошло снижение темпов строительства. В среднем за первое полугодие 2009 года в области введено примерно 166 тысяч квадратных метров жилья (в среднем по 20 тысяч квадратных метров в месяц), что на 27 процентов меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (за первое полугодие 2008 года было введено более 220 тысяч квадратных метров жилья (в среднем по 28 тысяч квадратных метров в месяц)). Данные обстоятельства способствуют снижению уровня предложения на рынке жилья.
Кроме того, по данным статистики за 2008 год, распределение объемов денежных доходов населения складывается так, что на долю населения с наивысшими доходами приходится большая часть всех денежных средств - 27,9 процента, тогда как на наименее обеспеченное население приходится только 2,3 процента общего объема денежных доходов. Вследствие этого коэффициент фондов (соотношение среднедушевых денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения) в 2008 году составил 13,07, что на 0,97 процента выше, чем в 2007 году (12,1). Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), характеризующий степень расслоения общества, повысился с 0,377 (2007 год) до 0,388 (2008 год). Данные обстоятельства способствуют снижению уровня доступности жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан.
Указанная динамика указывает на негативную ситуацию на рынке жилья и социальную обстановку в обществе, сложившуюся в результате кризисных явлений, что формирует жесткую ограниченность граждан в собственных средствах (сбережениях). Большинство из нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан не в состоянии самостоятельно решить эту проблему.
Государственное стимулирование развития ипотечного жилищного кредитования осуществляется, как правило, через непосредственную поддержку определенных групп населения, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия за счёт ипотечных кредитов или займов на стандартных условиях (работники бюджетной сферы, государственного и муниципального управления, семьи, имеющие детей, работники агропромышленного комплекса). Чаще всего граждане, которым предоставляется государственная поддержка, являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть состоят на учёте по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления или обеспечены жилым помещением ниже определенной нормы.
В Ярославской области уже имеется положительный опыт оказания государственной поддержки граждан в области ипотечного жилищного кредитования. Завершается реализация областной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2008-2009 годы. Следует отметить, что по представленным банками данным о наличии просроченной задолженности по ипотечным и жилищным кредитам среди всех граждан-участников областной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2008-2009 годы выявлен только один случай просроченной задолженности. Данное обстоятельство подтверждает, что трудная экономическая ситуация практически не повлияла на платежеспособность граждан-участников Программы.
1.2. Правовые основы разработки Программы.
Правовую основу Программы составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ярославской области:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
- постановление Губернатора области от 29.05.2006 N 427 "О мерах по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
1.3. Описание возможностей и угроз со стороны внешних факторов.
Основными внешними факторами, которые оказывают существенное влияние на реализацию Программы, являются:
- уровень доходов отдельных категорий граждан, подпадающих под Программу, который является основополагающим для принятия банками решения о выдаче ипотечного кредита;
- макроэкономическая ситуация в целом, внешняя и внутренняя конъюнктура рынка, определяющая темпы экономического роста и уровень инвестиционной активности, определяющий ситуацию в строительной индустрии и, как следствие, темпы жилищного строительства.
При реализации Программы имеются следующие возможности для эффективного достижения её целей.
В Ярославской области существует отлаженный механизм оказания государственной поддержки граждан, реализуется областная целевая программа "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2008-2009 годы. Реализация уже имеющихся механизмов государственной поддержки граждан в области ипотечного кредитования в рамках Программы даст дополнительные возможности маневрирования и оперативного управления ее реализацией за счет упрощенного механизма принятия решений.
1.4. Обоснование целесообразности реализации программы государственной поддержки в рамках Программы.
В ходе реализации областной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2008-2009 годы был создан механизм государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Однако в июле 2009 года было принято постановление Правительства области от 09.07.2009 N 702-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 27.08.2008 N 448-п". Согласно указанному постановлению расширяется круг задач, которые могут быть решены путем реализации ведомственных целевых программ, в частности, решение тактических задач текущей деятельности органов исполнительной власти.
В связи с тем, что механизм поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов создан, действует и предусматривает только текущие расходы одного главного распорядителя бюджетных средств (департамента строительства Ярославской области), оказание поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов в рамках ведомственной целевой программы является наиболее целесообразным.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧ
2.1. Характеристика тактической задачи (задач) Программы.
Целью Программы является осуществление функций департамента строительства Ярославской области в сфере жилищной политики в части оказания государственной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Основными задачами Программы являются:
- определение категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов путем осуществления сбора документов и их проверки на соответствие требованиям и условиям, определенным настоящей Программой, в порядке, установленном настоящей Программой;
- определение форм и условий государственной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования путем заключения соглашений, предусмотренных настоящей Программой, и рассмотрения обращений граждан на предоставление государственной поддержки;
- оказание государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов путем предоставления на условиях софинансирования средств областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ярославской области для выдачи гражданам субсидий в установленном настоящей Программой порядке.
2.2. Значимость целей и задач Программы для поддержания спроса на жилье в Ярославской области на оптимальном уровне.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" во всех субъектах Российской Федерации организована работа по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". В числе первоочередных стоит задача формирования рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жильё, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объёмов жилищного строительства.
Государственное стимулирование развития ипотечного жилищного кредитования осуществляется, как правило, через непосредственную поддержку определенных групп населения, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия за счёт ипотечных кредитов или займов на стандартных условиях.
Граждане, которым предоставляется государственная поддержка, являются обеспеченными жилым помещением ниже определённой органом местного самоуправления учётной нормы или состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (абзац в редакции приказа департамента строительства ЯО от 13.04.2010 N 5 ru 76000201000089)
В рамках развития ипотечного кредитования настоящая Программа позволит поддержать на оптимальном уровне спрос населения на жильё путем реализации государственной поддержки определенных групп граждан, проживающих на территории Ярославской области, в области ипотечного жилищного кредитования.
3.ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- решение жилищной проблемы 110 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; (абзац в редакции приказа департамента строительства ЯО от 18.11.2010 N 20 ru 76000201000946)
- стимулирование жилищного строительства: общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 4000 квадратных метров; (абзац в редакции приказа департамента строительства ЯО от 18.11.2010 N 20 ru 76000201000946)
- привлечение внебюджетных средств (кредиты банков и собственные средства граждан) в размере 80,0 млн. рублей для реализации Программы. (абзац в редакции приказа департамента строительства ЯО от 18.11.2010 N 20 ru 76000201000946)
- количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) области, привлекаемых к реализации Программы в 2010 году, - не менее 15.
Ожидаемые конечные результаты определены на основании полученных департаментом строительства области в 2009 году заявок администраций муниципальных районов на предоставление субсидий в 2010 году.
3.2.Оценка рисков реализации Программы.
При реализации Программы имеются следующие основные риски:
- макроэкономические риски - возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция;