АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2005 года N 241

Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда" на 2006-2007 годы

(В редакции постановления Администрации ЯО от 27.06.2007 N 207
постановления Администрации ЯО от 29.12.2007 N 445 (ru76000200701104))

В целях дальнейшего совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда в организациях Ярославской области, реализации Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Закона Ярославской области от 30 июня 2003 г. N 32-з "Об охране труда в Ярославской области"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда" на 2006-2007 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ и ежегодно уточнять объем средств, выделяемых на реализацию Программы, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области (Скворцов Г.А.) при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на финансирование Программы (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 27.06.2007 N 207).

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять аналогичные программы и обеспечить их выполнение.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г. (пункт в редакции постановления Администрации ЯО от 27.06.2007 N 207).

6. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области А.И. Лисицын

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации области

от 28.09.2005 N 241

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Улучшение условий и охраны труда" на 2006-2007 годы

ПАСПОРТ областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда" на 2006-2007 годы


(В редакции постановления Администрации ЯО от 27.06.2007 N 207)

Наименование Программы

- областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда" на 2006-2007 годы (далее Программа)

Основание разработки Программы

Трудовой кодекс Российской Федерации ;

 Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" ;

 Закон Ярославской области от 30 июня 2003 г. N 32-з "Об охране труда в Ярославской области"

Государственный заказчик - координатор Программы

- Администрация Ярославской области в лице департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

Основные разработчики
 Программы (в установленном порядке)

- департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;

 - Государственная инспекция труда в Ярославской области;

 - Территориальное управление Федеральной службы Роспотребнадзора по Ярославской области;

 - Объединение организаций профсоюзов Ярославской области

Цели и задачи Программы

Программа предусматривает осуществление мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работающих, а также сведение к минимуму опасностей, свойственных производственной среде

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- количество несчастных случаев на 1 тыс. работающих;
- количество профзаболеваний на 10 тыс. работающих;

 - уровень затрат на охрану труда в расчете на 1 работника.

Сроки и этапы реализации Программы

- 2006 - 2007 годы

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
 II. Цели и задачи Программы, сроки реализации
 III. Система программных мероприятий
 IV. Эффективность Программы
 V. Контроль за реализацией Программы
 VI. Общая потребность в ресурсах
 VII. Мероприятия Программы

Исполнители Программы (в установленном порядке)

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области;

 государственные органы надзора и контроля за охраной труда в области;

 органы местного самоуправления муниципальных образований области;

 организации (работодатели);

 профсоюзные органы

Общая стоимость Программы
 (в установленном порядке)

- областной бюджет - 1080,0 тыс. руб.;

 - бюджет фонда социального страхования Российской Федерации - в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда (утверждается еже годно);

 - средства организаций - в объемах финансовых средств, определяемых ежегодно

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение количества несчастных случаев на 1 тыс. работающих - на 4-5 процентов;

 - снижение количества профзаболеваний на 10 тыс. работающих - на 2-3 процента;

 - рост уровня затрат на охрану труда в расчете на 1 работника - на 2-4 процента.

Ответственные лица для контактов

- первый заместитель директора департаменат труда и социальной поддержки населения Ярославской области Каргина Р.М. (тел. 32-48-25)

Куратор Программы

- директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Скворцов Г.А. (тел. 25-25-65)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


В последние годы состояние условий и охраны труда в организациях Ярославской области не имеет тенденции к ухудшению, однако его нельзя признать удовлетворительным.

За последние 5 лет уровень производственного травматизма в области, несмотря на устойчивую динамику снижения, продолжает оставаться достаточно высоким. В 2004 году он составил 4,2 пострадавших на 1000 работающих. Среди регионов Центрального федерального округа худшие показатели частоты производственного травматизма имеет только Костромская область (5,0). Данный показатель по Российской Федерации составляет 3,9.

В течение последних лет отмечен рост тяжести производственного травматизма. Практически не снижается, а в 2004 году возросло по сравнению с 2003 годом (с 52 до 55) число погибших от несчастных случаев.

За 2004 год по данным статистического наблюдения от травм на производстве пострадало 1265 человек, из них 404 женщины, 262 случая закончились тяжелым исходом.

Число лиц, которым первично была установлена частичная утрата профессиональной трудоспособности, составило 224 человека, а инвалидность по трудовому увечью - 104 человека.

Количество лиц, получающих страховые выплаты за трудовые увечья, превысило на начало 2005 года 8,9 тыс.человек, а сумма выплат за 2004 год составила более 195,3 млн. рублей.

Наибольшая доля пострадавших от несчастных случаев регистрируется в организациях частной и смешанной форм собственности: 41,5% и 30,3% соответственно.

Уровень травматизма на предприятиях с частной формой собственности был на 21,4% выше, чем в среднем по области, и составил 5,1 пострадавшего на 1000 работающих.

Устойчивую тенденцию высокого производственного риска сохраняют отрасли: сельского хозяйства, машиностроения и металлообработки, строительства и промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей.

Доля пострадавших в промышленности составляет 54,2%, в сельском и лесном хозяйстве -15,7%, на транспорте и в связи - 10,8%, в строительстве -6,7%.

Потери рабочего времени в результате производственных травм составили 34,8 тысячи человеко-дней, или в расчете на одного пострадавшего - 27,5 дня. Данный показатель, характеризующий тяжесть травматизма, по сравнению с 2000 годом увеличился на 15%.

Наибольшая потеря трудоспособности, по данным статистического наблюдения, отмечена на предприятиях деревообработки - 61,4 дня; резиновых и пластмассовых изделий - 39 дней; в текстильном производстве - 34,6 дня; строительства - 32,9 дня.

По данным статистического наблюдения, на мероприятия по охране труда в целом по области израсходовано 677,7 млн. рублей или в расчете на одного работающего - 2251,6 рубля. В 2003 году: 581,3 млн. рублей и 1894,0 рубля соответственно.

Значительно меньше среднеобластного показателя вкладывается средств в охрану труда в расчете на одного работающего на предприятиях сельского и лесного хозяйства - 343,7 рубля, жилищно-коммунального хозяйства - 898,0 рублей.

В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает около 25% от общей численности работающих.

Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость.

За 2004 год вновь выявлено 124 случая профзаболеваний, это на 5 случаев больше, чем в 2003 году, и уровень профессиональной заболеваемости по прежнему остается высоким и составляет 4,33 на 10 тысяч работающих.

Наибольшее число профессиональных заболеваний развивается в результате воздействия на работающих физических факторов производственной среды: вибрации, шума, физического перенапряжения - 63,7%; от воздействия пылевого фактора - 25,8%; от воздействия химического фактора - 8,06%; от биологического - 2,42%.

В структуре профзаболеваний преобладают заболевания органов дыхания - 32,26%, профессиональная тугоухость - 26,6%, вибрационная болезнь - 22,6%, заболевания опорно-двигательного аппарата - 14,52%.

Сложившееся положение с условиями и охраной труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов (достигающей 70% и более), недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования и других средств коллективной защиты.

Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин аварий и травматизма является недостаточное внимание предпринимателей и руководителей предприятий к реконструкции и модернизации производств, срыв сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий, приборов контроля и средств защиты.

Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материальных затрат, решение многих проблем охраны труда сдерживается недостаточной организацией трудового процесса, отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, недостаточным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда.

Проведенный анализ фактического состояния ситуации с охраной труда в области указывает на необходимость системного подхода к проблеме улучшения условий и охраны труда, разработки и осуществления региональной программы улучшения условий и охраны труда.

Программа нацелена на дальнейшее совершенствование системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой защиты работающих в области условий и охраны труда, предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В Программе учтены рекомендации региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предложения органов государственного управления, местного самоуправления, профсоюзов, органов надзора и контроля за соблюдением законов и нормативных правовых актов по охране труда.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ


Ориентированная на приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, Программа предусматривает осуществление мероприятий по созданию условий для повышения уровня безопасности труда на рабочих местах предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работающих, а также сведение к минимуму опасностей, свойственных производственной среде.

К числу основных задач Программы относятся разработка и создание нормативно-правовой основы для обеспечения реализации законодательства Российской Федерации и Ярославской области об охране труда, совершенствование форм и методов управления работой по охране труда, обеспечение взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти (в том числе надзорно-контрольных органов), профсоюзных органов и работодателей в решении проблем улучшения условий и охраны труда в организациях, формирование системы обучения, подготовки и аттестации кадров по охране труда, создание информационно-аналитического обеспечения в проведении работы по охране труда.

Сроки реализации Программы - 2006-2007 годы.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

3.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение создания условий и охраны труда.

В 2006-2007 годах будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы охраны труда. Данную работу предусматривается проводить в направлении разработки предложений по совершенствованию имеющейся федеральной нормативно-правовой базы и региональных нормативных правовых актов, регламентирующих условия и охрану труда в организациях области, что позволит повысить ответственность органов исполнительной власти, местного самоуправления муниципальных образований, работодателей области за состояние охраны труда.

3.2. Организационно-техническое обеспечение создания условий и охраны труда.

Мероприятия данного направления нацелены на укрепление взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, работодателей, профсоюзов области в обеспечении улучшения условий и охраны труда, предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Важное место отводится организационно-методическим, контрольным, экспертным, аналитическим и другим вопросам обеспечения безопасности труда.

3.3. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.

Основная задача этого направления - разработка и реализация мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, восстановление работоспособности и совершенствование системы профессиональных осмотров. Ожидаемый результат от реализации перечисленных мероприятий - сохранение здоровья и работоспособности работников, предотвращение наступления инвалидности в связи с профессиональными заболеваниями.

3.4. Организация обучения и подготовки кадров.

Главной целью этого направления является повышение уровня знаний об охране труда и профессионализма работников, участвующих в трудовом процессе.

Предусматривается дальнейшее совершенствование системы непрерывного повышения знаний об охране труда у работников, совершенствование деятельности учебных центров охраны труда.

Реализация мероприятий позволит снизить количество нарушений требований охраны труда и уменьшить число несчастных случаев на производстве.

3.5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Данные мероприятия предусматривают разработку и внедрение системы информационного обеспечения и анализа условий и охраны труда, травматизма и профзаболеваний, формирование банков данных об актуальных проблемах условий и охраны труда, проведение совещаний, семинаров, выставок, смотров-конкурсов, издание бюллетеней и справочников.

Выполнение намеченных мероприятий позволит активнее распространять передовой опыт работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, удовлетворять потребности организаций области в информации об охране труда.

IV. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ


В результате реализации Программы планируется осуществить отработку форм и методов взаимодействия участников системы государственного управления охраной труда в области, создать предпосылки для повышения уровня безопасности труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и соответствующего уменьшения расходов на компенсации потерь здоровья работающих.

При разработке Программы предусмотрена оптимизация затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»