Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2011 года N 263-П

О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы"

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 24.02.2014 N 103-П.
________________________________________________  


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести изменения в долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 16 ноября 2010 года N 574-П, согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 24 мая 2011 года N 263-П

     
Изменения, вносимые в долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы"


1. В паспорте Программы:

позицию "Задачи Программы, важнейшие оценочные показатели" изложить в новой редакции:

"Задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Задачи Программы:

осуществление мер по обеспечению населения водой питьевого качества за счет строительства и реконструкции водозаборов подземных вод;

повышение эксплуатационной надежности систем водоснабжения за счет строительства и реконструкции водозаборов поверхностных вод и водоочистных станций;

осуществление мер по сокращению потерь воды в системах водоснабжения за счет строительства и реконструкции водоводов и уличной водопроводной сети;

снижение объемов поступления в водные объекты канализационных стоков от предприятий жилищно-коммунального хозяйства области за счет строительства и реконструкции сооружений по очистке сточных вод;

осуществление мер по использованию ресурсной базы подземных вод;

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования областного законодательства о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, областного законодательства о государственно-частном партнерстве и природоохранного законодательства области.

Важнейшие оценочные показатели:

снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам:

по санитарно-химическим показателям - с 14 до 5 процентов;

по микробиологическим показателям - с 5,4 до 2 процентов;

снижение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 45,3 до 35,5 процента;

снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 40,6 до 35,5 процента;

увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 73,3 до 82 процентов;

увеличение доли сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 92,4 до 97 процентов;

рост инвестиционной активности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за счет привлечения долгосрочных частных инвестиций;

обеспечение водой питьевого качества 300 объектов социальной инфраструктуры;

снижение уровня износа объектов водопроводно-канализационного хозяйства области с 68 до 63 процентов;

снижение объемов поступления неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водные объекты на 64,8 тыс. куб. м/сутки;

повышение качества жизни населения (обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением 231,5 тыс. жителей; обеспечение дополнительно 230 тыс. жителей питьевой водой);

строительство и реконструкция водоводов и групповых водопроводов от источников водоснабжения до населенных пунктов, что позволит создать 100-процентный запас воды и предотвратить перебои с водоснабжением";

     
     позицию "Объем и источники обеспечения Программы" изложить в новой редакции:

"Объем и источники обеспечения Программы

общий объем финансового обеспечения Программы составит 5836951,9 тыс. рублей, из них за счет средств:

федерального бюджета (прогнозно) - 1825280,0 тыс. рублей:

2011 год - 322420,0 тыс. рублей;

2012 год - 490680,0 тыс. рублей;

2013 год-523320,0 тыс. рублей;

2014 год - 361500,0 тыс. рублей;

2015 год - 127360,0 тыс. рублей;

областного бюджета - 1037211,1 тыс. рублей:

2011 год - 54300,0 тыс. рублей;

2012 год - 334340,0 тыс. рублей;

2013 год-358380,0 тыс. рублей;

2014 год - 176791,1 тыс. рублей;

2015 год - 113400,0 тыс. рублей;

местных бюджетов (прогнозно) - 1291740,8 тыс. рублей:

2011 год - 276740,0 тыс. рублей;

2012 год - 348280,0 тыс. рублей;

2013 год - 344380,0 тыс. рублей;

2014 год - 183080,8 тыс. рублей;

2015 год - 139260,0 тыс. рублей;

внебюджетных источников (прогнозно) - 1682720,0 тыс. рублей:

2011 год - 183180,0 тыс. рублей;

2012 год-381030,0 тыс. рублей;

2013 год - 406730,0 тыс. рублей;

2014 год-395730,0 тыс. рублей;

2015 год-316050,0 тыс. рублей";


позицию "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" изложить в новой редакции:

"Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

заполнение прудов и водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения за счет строительства 187 км водоводов;

увеличение объемов заполнения прудов хозяйственно-питьевого назначения путем их реконструкции на 5 млн куб. м;

обеспечение водой питьевого качества населенных пунктов, расположенных в зоне Орлово-Гайского группового водопровода, за счет реконструкции 28 км водоводов;

дополнительный ввод мощностей (водопроводно-очистные сооружения) в объеме 114 тыс. куб. м/сутки";


в позиции "Система организации контроля за исполнением Программы" слово "июля" заменить словом "июня".

2. В разделе 1 "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" части десятую-восемнадцатую изложить в новой редакции:

"По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области за 2009 год удельный вес проб воды из разводящих сетей по санитарно-химическим показателям составил 14 процентов, а по микробиологическим - 5,4 процента. Десятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.

В 2009 году подано в сеть на хозяйственно-питьевые нужды 197 млн куб. м воды, однако 37 процентов населения не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. В области 45,3 процента водопроводных сетей нуждаются в замене.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в области не проходят очистку 7,6 процента сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится 73,3 процента. Более 40 процентов канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2010 году было заменено только 0,3 процента от общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системах водоотведения. По одной аварии в год происходит почти на каждом втором километре канализационных сетей.

За 2009 год на канализационных сетях произошло 956 аварий. В связи с дефицитом производственных мощностей существует проблема очистки сточных вод.

В Саратовской области средний объем отпущенной воды населению из расчета на 1 человека составляет 570 куб. м в год или 156 литров в сутки. Централизованный водопровод отсутствует в 36 процентах сельских населенных пунктов. Развитие систем водоснабжения в сельских населенных пунктах области предусмотрено областной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".

Соотношение между поверхностными и подземными источниками водоснабжения составляет 90 и 10 процентов соответственно. Поверхностные источники являются основными источниками водоснабжения крупнейших городов: Саратова, Энгельса, Балаково, Балашова, Красноармейска, Ершова, Новоузенска, Аркадака.

В Саратовской области, несмотря на преобладание поверхностных источников водоснабжения, доля пропущенной через очистные сооружения воды составляет 83 процента.

Низкий технический уровень сетей и аварии на них способствуют утечке воды из водопроводной сети. В 2009 году неучтенный расход воды составил 27,7 процента от общего объема воды, поданной в сеть.

Одной из причин высоких потерь воды является изношенность сетей. В Саратовской области по статистическим данным более 40 процентов водопроводных сетей нуждается в замене. В 2009 году заменено только 2,8 процента от общей протяженности сетей.

Большинство населения Саратовской области, в том числе жители городов Саратова, Энгельса, Вольска, Балаково, Балашова, Хвалынска, Красноармейска, Новоузенска и других, используют для питьевых нужд воду поверхностных водоемов. В то же время отмечается ее высокое загрязнение комплексом химических веществ, в том числе фенолами, нефтепродуктами, поверхностно активными веществами, пестицидами, солями тяжелых металлов. Положение усугубляется тем, что на большинстве водозаборов из поверхностных водоисточников не выполняются требования по организации зон санитарной охраны. В более неблагоприятном санитарном состоянии находятся водозаборы в сельской местности, где источники загрязнения - населенные пункты, животноводческие фермы, птицефабрики часто находятся в непосредственной близости от водоисточников. Высокое бактериальное загрязнение водопроводной воды из поверхностных водоемов неоднократно приводило к вспышкам острых кишечных инфекций в городах Ершове, Балашове, Ртищево. Следствием неудовлетворительного качества воды, подаваемой населению, являются высокие показатели заболеваемости острыми кишечными заболеваниями. Так, в 2009 году кишечными инфекциями переболело более 14 тыс. человек. Нестандартность воды по микробиологическому загрязнению в Перелюбском, Питерском, Александрово-Гайском, Новоузенском, Федоровском, Краснопартизанском районах достигает 80-100 процентов.

В результате проведенного анализа в разрезе районов области за последние годы отмечена тесная связь между состоянием здоровья и качеством потребляемой воды. Волжская вода, используемая для водоснабжения населения городов Саратова, Энгельса, Балаково и других, крайне бедна фтором, содержание его значительно ниже гигиенически оптимального количества.

Практика эксплуатации водоочистных станций показывает, что традиционная технология обработки воды поверхностных водоемов не обеспечивает полную ее очистку от многих загрязнителей. Более того, введение химических реагентов в процессе водоподготовки приводит к образованию в воде токсических веществ - хлороформа, метилхлорида, четыреххлористого углерода и других.

Гигиеническими исследованиями установлено, что употребление обработанной химическими реагентами питьевой воды приводит к снижению иммунного статуса, нарушению детородной функции, возникновению аллергических, онкологических и других заболеваний.

В качестве основных проблем водоснабжения и водоотведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Саратовской области можно выделить следующие:

1. Значительная антропогенная нагрузка через предприятия водопроводно-канализационного хозяйства на водные объекты за счет высокого уровня непроизводственных потерь воды (особенно в муниципальных районах, испытывающих дефицит водных ресурсов), а также относительно высокого расхода воды в жилищном фонде.

2. Низкое качество питьевой воды (вследствие недостаточного уровня ее очистки), что является одним из факторов, препятствующих обеспечению комфортного проживания, а также снижению заболеваемости и повышению продолжительности жизни.

3. Недостаточный уровень очистки сточных вод, сбрасываемых предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства в водные объекты, оказывает негативное воздействие на экосистему водных объектов и окружающую среду.

4. Недостаточное финансирование (включая бюджетное) инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, что снижает надежность и инвестиционную привлекательность данного рыночного сектора экономики.

В области вся выручка предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в 2009 году составила 3,2 млрд рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 6,4 процента операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Инженерная инфраструктура каждого города представляет собой уникальную технологическую систему, которая нуждается в политике опережающего развития в отношении жилищного строительства. Процесс апробации взаимодействия частного бизнеса с органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления уже прошел ("Росводоканал", "Евразийское водное партнерство" и другие). Необходим следующий этап более интенсивного сотрудничества и роста капиталовложений в коммунальную инфраструктуру области на основе участия области в принимаемой в текущем году государственной программе "Чистая вода".".

3. В разделе 2 "Цели и задачи Программы":

часть вторую дополнить абзацем следующего содержания:

"создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования областного законодательства о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, о государственно-частном партнерстве и природоохранного законодательства области.";

дополнить частью третьей следующего содержания:

"Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения целей Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.".

4. Раздел 3 "Система (перечень) мероприятий Программы" изложить в новой редакции:

"Основным инструментом достижения поставленных целей и задач является выработка механизма привлечения внебюджетных источников инвестиций в развитие водопроводно-канализационного хозяйства, а также привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.

В области в 2009 году капитальные затраты в секторе водоснабжения и водоотведения составили 6,4 процента выручки организаций водопроводно-канализационного хозяйства области. До конца реализации Программы капитальные затраты в общем объеме выручки организаций водопроводно-канализационного хозяйства составят 23 процента.

Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства частным инвесторам будут обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования должна осуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений при установлении долгосрочных тарифов на 3-5 лет.

Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой направления частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.

Мероприятия Программы представляют собой совокупность мер по государственной поддержке реализации организациями коммунального комплекса мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих достижение поставленных в Программе целей и задач. Мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры в приоритетном порядке должны реализовываться в следующих областях:

строительство новых и модернизация существующих физически и морально устаревших очистных сооружений по' очистке воды и сточных вод с использованием новых, современных оборудования и технологий;

модернизация сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения с улучшением технико-экономических характеристик.

Обязательным условием реализации мероприятий по строительству водопроводных очистных сооружений является применение новых технологий для получения питьевой воды, отвечающей современным стандартам. Это технологии с использованием озоно-сорбции, нанофильтрации. Новые технологии могут базироваться на применении новых материалов, таких как синтетические высокомолекулярные флокулянты, новые виды коагулянтов и сорбентов. Возрастающий уровень микробного загрязнения поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения ставит наиболее остро вопрос о необходимости очистки и обеззараживания воды.

Важным направлением улучшения эффективности водоподготовки является совершенствование конструкции и объемно-планировочных решений водоочистных сооружений, например, внедрение тонкослойных отстойников.

Другим направлением мероприятий Программы является внедрение ресурсоэнергосберегающих технологий. Ресурсоэнергосбережение - интегральный результат технологических, конструкторских, организационных мероприятий. Преимущественно на ресурсоэнергосбережение направлено внедрение новой запорно-регулирующей арматуры, приборов учета и контроля расхода воды, автоматики управления работой всех звеньев технологии производства питьевой воды.

Распределение стоимости по годам реализации осуществляется исходя из приоритетности реализации технических мероприятий. В 201 1-2015 годах планируется выполнение наиболее финансово-, ресурсо- и наукоемких мероприятий, имеющих продолжительный эффект от реализации. К таким мероприятиям относятся строительство новых и модернизация существующих физически и морально устаревших очистных сооружений по очистке воды и сточных вод с использованием новых, современных оборудования и технологий, а также модернизация сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения с улучшением технико-экономических характеристик.

Объемы финансирования мероприятий основываются на следующих основных условиях:

1. Доведение доли очистки воды, забираемой из поверхностных источников, до уровня 93 процентов обеспечивается строительством новых и модернизацией существующих физически и морально устаревших очистных сооружений по очистке воды с использованием новых, современных оборудования и технологий. Для достижения указанной цели потребуется ввод новых мощностей по очистке воды в объеме около 114 тыс. куб. м/сутки.

2. Повышение доли сточных вод, проходящих через очистные сооружения перед сбросом в водные объекты, до уровня 97 процентов потребует ввода указанных очистных сооружений мощностью 177,4 тыс. куб. м/сутки.

3. Снижение объема потерь и количества аварий на системах коммунальной инфраструктуры обеспечивается модернизацией сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения с улучшением технико-экономических характеристик. Предполагается постепенное снижение доли сетей, нуждающихся в замене, в среднем по области на 2 процента в год, что составит около 1200 км водопроводных сетей за весь период реализации.".

5. Часть вторую раздела 4 "Ресурсное обеспечение Программы" изложить в новой редакции:

"Общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составит 5836951,9 тыс. рублей, из них за счет средств:

федерального бюджета (прогнозно) - 1825280,0 тыс. рублей или 31,3 процента от общего объема финансирования;

областного бюджета - 1037211,1 тыс. рублей или 17,8 процента от общего объема финансирования;

местных бюджетов (прогнозно) - 1291740,8 тыс. рублей или 22,1 процента от общего объема финансирования;

внебюджетных источников (прогнозно) - 1682720,0 тыс. рублей или 28,8 процента от общего объема финансирования.";

часть девятую изложить в новой редакции:

"Достижение поставленных целей и задач будет обеспечиваться за счет реализации следующих целевых индикаторов - отраслевых стандартов:

увеличение доли забираемой из поверхностных источников воды, очищаемой на очистных сооружениях, до 93 процентов, что должно привести к снижению заболеваемости инфекционными и паразитными болезнями в среднем по области;

повышение доли сточных вод, пропускаемых через очистные сооружения, до 97 процентов, что улучшит экологическую ситуацию в области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»