ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2011 года N 133-П
О долгосрочной областной целевой программе "Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области" на 2011-2015 годы
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 17.02.2012 N 79-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2013 N 30-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2013 N 344-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 796-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области" на 2011-2015 годы согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Долгосрочная областная целевая программа "Долгосрочная областная целевая программа "Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области" на 2011-2013 годы
(наименование в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2013 N 30-П, см. предыдущую редакцию).
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
(строка исключена постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2013 N 344-П, см. предыдущую редакцию) | |
Государственный заказчик Программы | управление ветеринарии Правительства области (строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2013 N 344-П, см. предыдущую редакцию) |
Основные разработчики Программы | управление ветеринарии Правительства области, правовое управление Правительства области, министерство сельского хозяйства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | целью Программы является обеспечение биологической безопасности области, защита населения от болезней, общих для человека и животных, минимизация риска возникновения заразных и массовых заразных заболеваний животных, в том числе болезней, общих для человека и животных. Достижение цели обеспечивается реализацией следующих основных задач: обустройство скотомогильников, не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям; обеспечение контроля за соблюдением на территории области Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, (далее - Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов) владельцами животных, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения; создание условий для обеспечения контроля и мониторинга эпидемиологического и санитарно-технического состояния скотомогильников и прилегающих к ним территорий; запрет эксплуатации скотомогильников, не подлежащих восстановлению; укрепление материально-технической базы государственных учреждений ветеринарии. Основные оценочные показатели: площадь мониторинга биологического воздействия на окружающую среду скотомогильников и мест захоронения животных (кв. км); количество стационарных установок для утилизации биологических отходов для оснащения государственных учреждений ветеринарии (шт.) |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий | управление ветеринарии Правительства области, Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию) (строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2013 N 344-П, см. предыдущую редакцию) |
Объемы и источники обеспечения Программы | общий объем финансирования Программы в 2011-2013 годах составит 22826,9 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 22826,9 тыс. рублей за счет средств областного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: снижение вероятности вспышек особо опасных заболеваний, общих для человека и животных, в том числе гриппа птиц, сибирской язвы, ящура, бруцеллеза, сапа, чумы, туберкулеза до 7 случаев в 2014 году; снижение вероятности вспышек особо опасных заболеваний, общих для многих видов животных, в том числе болезни Ауэски, паратуберкулеза, некробактериоза, листериоза до 7 случаев в 2014 году; снижение степени риска возникновения карантинных заболеваний до 5 случаев в 2014 году; количество обустроенных скотомогильников, отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям, до 57 шт. в 2013 году; площадь мониторинга биологического воздействия на окружающую среду скотомогильников и мест захоронения животных - 34,2 кв. км в 2013 году; количество скотомогильников, запрещенных к эксплуатации, не подлежащих восстановлению -579 шт., в том числе по годам (с нарастающим итогом): в 2012 году-281 шт.; количество стационарных установок для утилизации биологических отходов в государственных учреждениях ветеринарии области - 10 шт. в 2013 году |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Накопление биологических отходов создает реальную угрозу биологической безопасности страны. Биологические отходы как источники биологического загрязнения окружающей среды специфическими токсикантами, а в ряде случаев возбудителями инфекционных заболеваний животных, требуют строгого режима утилизации, обеспечивающего гибель самых стойких возбудителей, либо уничтожения. Однако в нарушение законодательства зачастую имеют место: ненадлежащая организация сборов трупов диких, бродячих животных; перевозка биологических отходов на транспорте, не приспособленном для данных целей, без соответствующих заключений ветслужбы и ветеринарно-сопроводительных документов; выбрасывание в мусорный контейнер трупов животных или иных биологических отходов и выброс их на полигоны для сохранения твердых бытовых отходов; захоронение биологических отходов в землю на участках, не приспособленных для этих целей; несанкционированное захоронение или вывоз трупов животных в леса, в районы природоохранных зон, на территории объектов, имеющих особое природоохранное значение; несоответствие скотомогильников и биотермических ям установленным требованиям.
Скотомогильники - это специально оборудованные и огороженные места для долговременного и надежного захоронения биологических отходов, которыми являются:
трупы животных и птиц, в том числе лабораторных;
ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо- и рыбоперерабатывающих организациях, на рынках, в организациях торговли и других объектах;
другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
На территории Российской Федерации зарегистрировано порядка 32 тысяч захоронений трупов животных, в том числе 7946, погибших от сибирской язвы. Утрачены сведения о месте нахождения порядка 19392 захоронений.
В настоящее время в Российской Федерации возникают проблемы при содержании скотомогильников, собственники которых не определены.
Содержащиеся с нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов или бесхозяйные скотомогильники являются источником потенциальной опасности, которая может выйти из-под контроля в случае неправильного оборудования и эксплуатации этих объектов.
Вопросы организации и обеспечения безопасной эксплуатации мест захоронения биологических отходов и решения проблем бесхозяйных скотомогильников обсуждались на заседании Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 10 марта 2009 года, на парламентских слушаниях "Проблемы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления" 25 декабря 2009 года и на заседании Межведомственной Комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности 23 июня 2010 года.
Решения, принятые по результатам заседаний, направлены на принятие мер, касающихся совершенствования законодательной, нормативно-правовой и методической базы в сфере разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с биологическими отходами, прежде всего проведения учета всех скотомогильников и мест захоронения трупов животных, определения хозяйственной принадлежности этих объектов, а также проведения и финансирования работ по их обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.
В Саратовской области, как и в Российской Федерации, проблема санитарной очистки территории от опасных биологических отходов приобретает все большую остроту в связи с возникновением многоукладных форм ведения животноводства, сопровождающихся в ряде случаев ухудшением ветеринарно-санитарных условий содержания сельскохозяйственных и домашних животных, ростом числа бродячих и безнадзорных животных, увеличением количества инфицированного лабораторного материала, выявлением некачественной продовольственной продукции, превращающейся в ветеринарные конфискаты.
Особое место занимают отходы эпизоотически опасного характера, имеющие тенденцию перехода в эпидемически опасные, что связано с возможностью распространения в среде обитания человека патогенных микроорганизмов.
Отсутствие должной организации сбора, транспортировки и переработки биологических отходов приводит к тому, что в отдельных случаях они вывозятся на мусорные свалки, лесопосадки и ухудшают без того напряженную экологическую обстановку в регионе.
На территории области, по данным на 1 июня 2010 года, насчитывается 803 захоронения трупов животных и утилизации других биологических отходов, в том числе 599 действующих (эксплуатируемых) скотомогильников и 204 скотомогильника закрыты и законсервированы, включая все ретроспективные захоронения животных в земляные ямы.
На балансе муниципальных образований сельских поселений (городских округов) находятся 48 скотомогильников, в том числе:
2 скотомогильника на территории Базарно-Карабулакского района;
19скотомогильников на территории Балашовского муниципального района;
1 скотомогильник на территории ЗАТО Шиханы;
17 скотомогильников на территории Питерского муниципального района;
9 скотомогильников на территории Советского муниципального района.
(часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2013 N 344-П, см. предыдущую редакцию)
На балансе хозяйствующих субъектов находятся 119 скотомогильника. Не установлена принадлежность балансодержателям, то есть являются бесхозяйными 636 скотомогильников (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 15.07.2013 N 344-П, см. предыдущую редакцию).
Информация о скотомогильниках на территории Саратовской области по состоянию на 1 июня 2010 года приведена в таблице 1.
Таблица 1
Информация о скотомогильниках на территории Саратовской области по состоянию на 1 июня 2010 года
(таблица в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2013 N 30-П, см. предыдущую редакцию).
Муниципальное | Имеется мест захоронений | Балансодержатель | Бесхозные | ||||||
образование | всего | законсервирован-ных | эксплуатируется | хозяйствующие субъекты | не | администрации | запрещенные к эксплуатации | подлежащие запрету эксплуатации | восстанавливаемые |
Александрово-Гайский муниципальный район | 25 | 25 | 25 | 0 | 0 | 25 | |||
2. Аркадакский муниципальный район | 14 | 8 | 6 | 14 | 12 | 0 | 2 | ||
3. Аткарский муниципальный район | 18 | 2 | 16 | 6 | 12 | 0 | 3 | 9 | |
4. Базарно-Карабулакский муниципальный район | 24 | 6 | 18 | 22 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
5. Балаковский муниципальный район | 22 | 4 | 18 | 22 | 7 | 3 | 12 | ||
6. Балашовский муниципальный район | 33 | 7 | 26 | 4 | 10 | 19 | 2 | 7 | 1 |
7. Балтайский муниципальный район | 15 | 9 | 6 | 15 | 0 | 9 | б | ||
8. Вольский муниципальный район | 23 | 11 | 12 | 22 | 1 | 18 | 0 | 4 | |
9. Воскресенский муниципальный район | 12 | 4 | 8 | 12 | 7 | 4 | 1 | ||
10. Дергачевский муниципальный район | 30 | 5 | 25 | 1 | 29 | 18 | 2 | 9 | |
11. Духовницкий муниципальный район | 21 | 5 | 16 | 21 | 21 | 0 | 0 | ||
12. Екатериновский муниципальный район | 20 | 5 | 15 | 20 | 5 | 5 | 10 | ||
13. Ершовский муниципальный район | 39 | 11 | 28 | 7 | 32 | 4 | 10 | 18 | |
14. Ивантеевский муниципальный район | 12 | 0 | 12 | 12 | 7 | 0 | 5 | ||
15. Калининский муниципальный район | 25 | 25 | 1 | 24 | 13 | 0 | 11 | ||
16. Красноармейский муниципальный район | 24 | 9 | 15 | 5 | 19 | 17 | 0 | 2 | |
17. Краснокутский муниципальный район | 25 | 1 | 24 | 2 | 23 | 5 | 1 | 17 | |
18. Краснопартизанский муниципальный район | 24 | 8 | 16 | 24 | 12 | 2 | 10 | ||
19. Лысогорский муниципальный район | 13 | 13 | 13 | 4 | 0 | 9 | |||
20. Марксовский муниципальный район | 19 | 19 | 3 | 16 | 10 | 0 | б | ||
21. Новобурасский муниципальный район | 14 | 6 | 8 | 14 | 8 | 5 | 1 | ||
22. Новоузенский муниципальный район | 41 | 13 | 28 | 24 | 17 | 0 | 8 | 9 | |
23. Озинский | 28 | 4 | 24 | 28 | 12 | 2 | 14 | ||
муниципальный район | |||||||||
24. Перелюбский | 24 | 24 | 24 | 24 | 0 | 0 | |||
муниципальный район | |||||||||
25. Петровский | 30 | 10 | 20 | 13 | 17 | 3 | 7 | 7 | |
муниципальный район | |||||||||
26. Питерский | 17 | 7 | 10 | 17 | 0 | 0 | 0 | ||
муниципальный район | |||||||||
27. Пугачевский | 22 | 2 | 20 | 13 | 9 | 7 | 0 | 2 | |
муниципальный район | |||||||||
28. Ровенский | 7 | 1 | 6 | 1 | 6 | 0 | 2 | 4 | |
муниципальный район | |||||||||
29. Романовский | 25 | 14 | 11 | 25 | 13 | 10 | 2 | ||
муниципальный район | |||||||||
30. Ртищевский | 18 | 15 | 3 | 2 | 16 | 11 | 4 | 1 | |
муниципальный район | |||||||||
31. Самойловский | 23 | 7 | 16 | 23 | 14 | 5 | 4 | ||
муниципальный район | |||||||||
32. Саратовский | 9 | 3 | 6 | 9 | 0 | 7 | 2 | ||
муниципальный район | |||||||||
33. Советский | 19 | 9 | 10 | 10 | 9 | 0 | 10 | 0 | |
муниципальный район | |||||||||
34. Татищевский | 17 | 17 | 10 | 7 | 0 | 0 | 7 | ||
муниципальный район | |||||||||
35. Турковский | 13 | 5 | 8 | 13 | 6 | 5 | 2 | ||
муниципальный район | |||||||||
36. Федоровский | 16 | 16 | 2 | 14 | 9 | 0 | 5 | ||
муниципальный район | |||||||||
37.Хвалынский | 17 | 2 | 15 | 17 | 0 | 2 | 15 | ||
муниципальный район | |||||||||
38. Энгельсский | 24 | 11 | 13 | 2 | 22 | 12 | 2 | 8 | |
муниципальный район | |||||||||
39. Город Саратов | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | |||
Всего по области: | 803 | 204 | 599 | 119 | 636 | 48 | 281 | 115 | 240 |