11. Совершенствование управления и повышение эффективности использования государственного имущества области.
Важной сферой оптимизации деятельности органов государственной власти области является управление государственной собственностью.
В настоящее время в Саратовской области создана необходимая нормативная правовая база для эффективного управления собственностью. Так, ведение реестра государственного имущества и реестра показателей экономической деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области (далее - предприятия и общества соответственно) создает информационную основу для проведения аналитических процедур, а также выработки мер, направленных на повышение эффективности их функционирования (постановления Правительства Саратовской области от 5 июня 2000 г. N 56-П "Об организации учета государственного имущества Саратовской области и ведения реестра государственного имущества Саратовской области" и от 2 марта 2004 г. N 47-П "О ведении реестра показателей экономической деятельности областных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности области").
Обязательная периодическая отчетность руководителей предприятий и представителей области в органах управления обществ перед соответствующими исполнительными органами государственной власти области обеспечивает информационную прозрачность их финансового состояния (постановление Правительства Саратовской области от 25 сентября 2001 г. N 104-П "Об утверждении порядка отчетности руководителей областных государственных унитарных предприятий и представителей Саратовской области в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности").
Ежегодное утверждение программы деятельности предприятий (постановление Правительства Саратовской области от 30 апреля 2003 г. N 43-П "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества Саратовской области, закрепленного на праве хозяйственного ведения за областными государственными унитарными предприятиями") способствует повышению обоснованности планируемых в них финансово-экономических показателей и мероприятий по развитию предприятий.
Утверждение уставов, заключение контрактов и закрепление в них финансово-экономических показателей позволяет четко сформулировать цели и задачи деятельности предприятия и применить меры ответственности за результаты деятельности руководителя (постановление Правительства Саратовской области от 20 августа 2004 г. N 173-П "Об утверждении примерного устава государственного унитарного предприятия Саратовской области и примерного трудового договора с руководителем государственного унитарного предприятия Саратовской области").
Создание специального координирующего органа антикризисного управления собственностью области (постановление Правительства Саратовской области от 30 мая 2006 г. N 167-П "О создании координационного совета по финансовому оздоровлению и антикризисному управлению государственной собственностью при Правительстве Саратовской области"), а также введение процедуры согласования крупных сделок для предприятий (постановление Правительства области от 12 октября 2006 г. N 312-П "Об утверждении Положения о порядке согласования сделок, совершаемых государственными унитарными предприятиями Саратовской области с согласия собственника") направлены на предупреждение несостоятельности (банкротства) в государственном секторе экономики и обеспечение благоприятных условий для финансового оздоровления предприятий и обществ.
Своевременное выявление в ходе аудиторских проверок нарушений, допущенных руководителями предприятий, (постановление Правительства Саратовской области от 17 октября 2007 г. N 340-П "Об обязательном аудите государственных унитарных предприятий Саратовской области") позволяет минимизировать возможные потери и обеспечить сохранность областного имущества.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 октября 2007 г. N 377-П "О системе критериев сохранения областных государственных унитарных предприятий и пакетов акций открытых акционерных обществ в государственной собственности Саратовской области и порядке их оценки" установлен порядок оценки предприятий и пакетов акций обществ на предмет их сохранения в государственной собственности области.
В рамках программы реформирования система критериев сохранения в государственной собственности области предприятий и долей области в уставных капиталах обществ получила закрепление в Законе Саратовской области от 28 июля 2009 г. N 93-ЗСО "О критериях сохранения государственных унитарных предприятий Саратовской области и (или) долей области в уставных капиталах организаций, находящихся в государственной собственности области".
Кроме того, в целях повышения эффективности управления принадлежащими области пакетами акций, организации системы корпоративного управления обществами, а также обеспечения прав и законных интересов области постановлением Правительства Саратовской области от 29 апреля 2009 г. N 158-П "О повышении эффективности управления акциями, находящимися в государственной собственности Саратовской области" утверждены стандарты корпоративного поведения Саратовской области как акционера и принципы оценки эффективности использования пакетов акций, собственником которых является Саратовская область.
Вместе с тем, следует отметить недостаточную скоординированность действий органов власти при проведении оценки эффективности собственности, результаты оценки не упорядочены и непрозрачны. Отсутствуют единые подходы к оценке эффективности использования имущества как переданного государственным учреждениям, так и используемого для получения доходов.
Перед Правительством области стоит задача повышения эффективности использования государственной собственности. Необходимо провести инвентаризацию государственного имущества Саратовской области на предмет соответствия закрепленным за государственными органами власти полномочиям, сформировать перечень имущества, не используемого в целях реализации данных полномочий и подлежащего приватизации. Кроме того, требуется на систематической основе проводить анализ эффективности использования государственного имущества области в целях обеспечения деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти области, а также организации оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам, разработав и утвердив соответствующие порядок и методику. В целях повышения прозрачности информации о деятельности органов власти области результаты оценки целесообразно размещать в средствах массовой информации. Для этого необходимо разработать формы отчетности об использовании имущества, определить орган, ответственный за ее обобщение, включив соответствующие положения в указанный порядок.
Результат от реализации предусмотренного комплекса мероприятий будет состоять в повышении доходов от использования государственного имущества области и сокращении расходов на его содержание.
Основным риском реализации является недостаточная координация между органами исполнительной власти области при реализации мероприятий.