ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2010 года N 468-Пр


Об утверждении программы Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов

(с изменениями на 29 декабря 2012 года)

(в ред. распоряжений Правительства Саратовской области от 17.03.2011 N 59-Пр, от 29.12.2011 N 410-Пр, от 29.12.2012 N 414-Пр)




В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р:


1. Утвердить Программу Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов согласно приложению N 1.


(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 17.03.2011 N 59-Пр)


2. Утвердить План мероприятий по реализации Программы Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов согласно приложению N 2.


(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 17.03.2011 N 59-Пр)


3. Органам исполнительной власти области до 15 апреля 2011 года разработать, утвердить и представить в министерство финансов области ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы.


(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 17.03.2011 N 59-Пр)


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В.


(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 414-Пр)



Губернатор
Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ



Приложение N 1
к распоряжению
Правительства Саратовской области
от 30 декабря 2010 г. N 468-Пр



ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ


Программа Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.



1. Необходимость разработки и реализации Программы


Совершенствование системы управления общественными финансами является одним из важнейших приоритетов государственной политики Саратовской области. Бюджетная реформа, осуществляемая на протяжении более чем 15 лет на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, планомерно реализуется в Саратовской области в соответствии с целями и задачами по управлению региональными финансами, определенными на федеральном уровне.


За это время область дважды становилась участником проводимого Министерством финансов Российской Федерации отбора для получения субсидий на реформирование региональных финансов и осуществляла соответствующие мероприятия в рамках принятых региональных программ.


В 2010 году завершилась реализация областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - программа реформирования). Ее наиболее значимым результатом стало создание системы контроля качества предоставления гражданам государственных услуг, формирование нормативных правовых и методических основ реструктуризации бюджетной сети для развития конкурентной среды на рынке общественных услуг.


Внедрение в практику бюджетного планирования принципов управления по результатам, формирование рейтинга на основе оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета (далее - главные распорядители), а также расширение перечня публикуемых сведений об их деятельности в сфере финансов создали стимулы к более эффективному использованию ими бюджетных средств, повысили заинтересованность ведомств в достижении конечных результатов.


В рамках совершенствования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области формализована процедура предоставления им бюджетных кредитов, организован мониторинг качества управления муниципальными финансами. Дальнейшее развитие получили также системы управления государственной собственностью и государственным долгом области в части создания дополнительных барьеров, препятствующих неэффективному расходованию бюджетных средств.


Несмотря на очевидные положительные результаты в сфере управления общественными финансами в Саратовской области сохраняется ряд проблем, характерных в целом для бюджетной системы Российской Федерации и требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности деятельности бюджетной сферы и государственного сектора экономики.


Необходимо повысить направленность бюджетного процесса Саратовской области на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.


Глобальные изменения системы взаимоотношений бюджета с государственными и муниципальными учреждениями предопределены предусмотренной Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" реформой бюджетных учреждений. Необходимо осуществить реструктуризацию всей бюджетной сети в соответствии с новыми типами государственных учреждений. Изменения в механизме их финансового обеспечения требуют пересмотра системы внутреннего финансового контроля, в том числе разграничения функций контроля между финансовым органом и главными распорядителями.


Логического продолжения требует ряд мероприятий, начатых в рамках реализации программы реформирования, достижение запланированных результатов по которым стало невозможным из-за финансовой нестабильности, прежде всего, это переход к трехлетнему бюджету. Кризис обострил проблему нехватки финансовых ресурсов для исполнения установленных социальных обязательств, обусловил рост недоимки по платежам в бюджет, увеличение долговой нагрузки, наращивание кредиторской задолженности.


Необходимостью устранения указанных недостатков и решения приоритетных задач, сформулированных в программе социально-экономического развития Саратовской области на 2011 - 2014 годы, продиктована актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти области.


Важным условием успешного функционирования современной системы управления государственными финансами является использование информационных технологий. В Саратовской области в настоящее время используется комплекс автоматизированных систем, обеспечивающих осуществление бюджетного процесса, однако новые требования бюджетного законодательства диктуют необходимость их модернизации, интегрирования в единую информационную систему управления общественными финансами.


Работа по повышению эффективности бюджетных расходов требует комплексного подхода и тесной координации деятельности всех органов исполнительной власти области, ответственных за проведение экономической, бюджетной и социальной политики, а также взаимодействия с муниципальными образованиями.



2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является оптимизация деятельности органов государственной власти области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей в государственных услугах при увеличении их доступности и качества, создание условий для повышения эффективности функционирования бюджетного сектора экономики, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.


В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие задачи:


переход на трехлетнее бюджетное планирование;


обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний доходов областного бюджета;


совершенствование функций главных администраторов, администраторов доходов областного бюджета, повышение их ответственности за начисление, учет и контроль за платежами в бюджет;


повышение точности прогнозирования доходов областного бюджета;


оптимизация расходных обязательств области;


совершенствование долговой политики области;


повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований;


предоставление методологической помощи муниципальным образованиям в области совершенствования управления бюджетным процессом на местном уровне;


совершенствование методов программно-целевого бюджетного планирования, переход к программной структуре расходов бюджетов;


повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;


совершенствование управления и повышение эффективности использования государственного имущества области;


усиление контроля на стадии санкционирования кассовых выплат;


повышение эффективности государственного финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля;


автоматизация системы управления государственными финансами;


оптимизация системы государственных закупок области.



3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий включает в себя 19 компонентов, соответствующих решению поставленных задач и структурно объединенных в рамках пяти направлений. Каждый компонент включает в себя характеристику исходного состояния, описание действий органов государственной власти области, направленных на решение поставленных задач, ожидаемые результаты реализации мероприятий, оценку рисков их невыполнения, а также ссылку на ответственного исполнителя, содержащуюся в сводном перечне программных мероприятий.



I. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области


1. Переход на трехлетнее бюджетное планирование.


В Саратовской области в целом созданы предпосылки для становления современной системы управления общественными финансами. Органы государственной власти области проводят политику, имеющую своей целью повышение эффективности и качества управления региональными финансами. В мероприятиях бюджетной реформы, реализуемых в последние годы в Саратовской области, нашли отражение различные инструменты, внедряемые в этой сфере на федеральном уровне. Создана целостная система регулирования бюджетных правоотношений, разграничены расходные обязательства и доходные источники публично-правовых образований, осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию. Результатом реализации мероприятий программы реформирования стало развитие практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат и повышение качества финансового менеджмента в бюджетной сфере.


Законом Саратовской области от 16 января 2008 г. N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" установлена модель финансового планирования, основанная на ежегодном составлении областного бюджета на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана. Во исполнение этого закона постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 г. N 212-П был утвержден порядок разработки и форма среднесрочного финансового плана, а также порядок разработки областного бюджета на очередной финансовый год. Основу проекта бюджета и среднесрочного финансового плана составляют показатели прогноза социально-экономического развития области, показатели первого года финансового плана соответствуют бюджетным параметрам проекта областного бюджета на очередной финансовый год.


На этапе разработки программы реформирования был запланирован переход к трехлетнему бюджету. Однако вследствие финансового кризиса 2008 - 2009 годов, увеличившего степень неопределенности в развитии финансовой системы, резкого сокращения доходов бюджета и возросшей потребности в социальных расходах, планирование бюджета на три года оказалось невозможным. В условиях преодоления последствий финансового кризиса повышение финансовой устойчивости региона становится одним из приоритетных направлений стратегического развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»