ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2010 года N 480-П
О долгосрочной областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2011 N 140-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.07.2011 N 372-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.08.2011 N 414-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 808-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.06.2012 N 284-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2012 N 772-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2013 N 150-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 809-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы
_______________________________________________________________
По тексту Программы и в приложении N 1 к Программе слова
"Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области
(по согласованию)", "Главное управление внутренних дел по Саратовской области (по согласованию)"
в различных падежах заменены соответственно словами "Управление обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения Правительства области", "Главное управление Министерства внутренних
дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию)" в соответствующих падежах -
постановлением Правительства Саратовской области от 19.07.2011 N 372-П.
______________________________________________________________
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Саратовской области от 26 мая 2010 года N 142-Пр "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы"; (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 10.08.2011 N 414-П, см. предыдущую редакцию) |
Государственный заказчик Программы | управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области, |
Основные разработчики Программы | управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию) |
Цели, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | Цели программы: совершенствование единой системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ различными категориями населения (совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики); поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней негативных социальных последствий; профилактика и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков). Задачи Программы: разработка и внедрение системы мониторинга и оценки развития наркоситуации в области; реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории области; выработка мер по противодействию совершению преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков; обеспечение надежного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров; снижение уровня незаконного потребления наркотиков жителями области; совершенствование системы профилактики наркомании в детской и подростковой среде, формирование здорового образа жизни; повышение уровня осведомленности населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией. Важнейшие оценочные показатели: увеличение числа профилактических мероприятий будет способствовать снижению уровня незаконного потребления наркотиков жителями области; улучшение материально-технической базы заинтересованных органов исполнительной власти области будет способствовать повышению качества проводимых профилактических антинаркотических мероприятий, а также внедрению новых форм и методов организации работы в сфере профилактики наркомании; улучшение материально-технической базы правоохранительных органов в области будет способствовать осуществлению надежной и бесперебойной работы по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков в области (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 10.08.2011 N 414-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки реализации Программы | 2011-2013 годы |
Исполнители основных | министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство информации и печати области, министерство по делам территориальных образований области, комитет транспорта области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство молодежной политики, спорта и туризма области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, комитет общественных связей и национальной политики области, управление делами Правительства области, управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области, прокуратура Саратовской области (по согласованию), Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию), управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (по согласованию), Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (по согласованию), Приволжское управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию); Саратовская таможня (по согласованию), Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства области, военный комиссариат Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (по согласованию), администрации муниципальных районов и городских округов области (по согласованию), Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья (по согласованию), Саратовская региональная молодежная общественная организация "Синегория" (по согласованию) (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.06.2012 N 284-П, см. предыдущую редакцию) |
Объем и источники обеспечения Программы | для реализации Программы из областного бюджета необходимо выделение 2558,5 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 1177,5 тыс. рублей; в 2012 году - 949,0 тыс. рублей; в 2013 году - 432,0 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.06.2012 N 284-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение к 2014 году относительно уровня 2009 года количества зарегистрированных в органах здравоохранения случаев незаконного потребления наркотиков в Саратовской области с 6763 до 6300; рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений к количеству расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с 57,2 процента до 67,5 процента; увеличение доли подростков и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни и вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятия, с 32318 до 37400 человек; снижение уровня выявляемости лиц с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" и лиц, употребляющих наркотические вещества (на 100 тыс. населения), с 34,8 процента до 33,5 процента; увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 2 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, с 18,5 процента до 20 процентов |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет управление по обеспечению законности и взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами Правительства области, управление по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства области, совместно с министерством экономического развития и торговли области министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.06.2012 N 284-П, см. предыдущую редакцию) |
Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности является злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, нарастающие темпы наркотизации населения. Противодействие наркомании и наркопреступности в последнее время приобретает все большую актуальность. Негативные последствия распространения этого зла вынуждают рассматривать данную проблему не только как уголовно-правовую, но и как общесоциальную.
Обращая внимание на общероссийские статистические данные, особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления наркотическими средствами опийной группы. Суммарная доля лиц, употребляющих опиаты, составляет почти 90 процентов от общего количества наркозависимых в России.
В феврале 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему "О причинах и последствиях "Афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии". В ходе обсуждения данного вопроса прозвучала информация о том, что основной причиной интенсивного расширения российского опийного рынка является увеличение объемов поступления наркотиков этой группы из Афганистана. В современном мире Афганистан является абсолютным лидером по производству наркотиков опийной группы (более 93 процентов мирового уровня). В Россию через страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан), по некоторым оценкам, может поступать до 35 процентов от общего количества произведенных в Афганистане опиатов. Рост поступления в Россию наркотиков из Афганистана усугубляет проблему наркотизации общества, что становится серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и разрушения генофонда нации.
Потери общества от наркомании, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, объемные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе и финансовыми, по ее пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.
Сложившееся положение явилось следствием недооценки тяжести последствий увлечения молодежи употреблением наркотических средств и психотропных веществ, открытости значительной части государственной границы по линии раздела с государствами, ранее входившими в состав СССР, способствующей включению России в сферу интересов международной наркомафии, целенаправленной деятельности преступных сообществ, некоторых зарубежных спецслужб, политических и иных сил, прежде всего экстремистской направленности, по ослаблению регионов России, использованию ее территории, потенциала, ресурсов и граждан России в своих интересах, недостатков в деятельности правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов, социальной сферы, углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость, недостаточной и неэффективной пропаганды вреда, наносимого здоровью наркотиками.
Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, обеспечивающих на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). Основными задачами Стратегии являются: снижение спроса на наркотики, ликвидация предложения наркотиков и повышение эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества. Также абсолютным приоритетом, безусловно, является и профилактика наркомании. В соответствии со Стратегией руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, субъектами антинаркотической деятельности являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
При разработке Программы учтены положения вышеназванной Стратегии (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 10.08.2011 N 414-П).
Саратовская область в силу своего географического положения находится на пересечении основных путей контрабанды наркотиков из стран Среднеазиатского и Кавказского регионов, на юго-востоке и юге граничит с Республикой Казахстан, что оказывает определенное влияние на наркоситуацию в области. Это обстоятельство способствует постоянному притоку мигрантов, а также непрекращающимся попыткам провоза наркотических средств с последующим их перемещением через территорию области в глубь страны.
В силу природных особенностей Саратовская область обладает определенными запасами наркотикосодержащей растительности. В области произрастает конопля, относящаяся к среднерусской группе, с содержанием тетрагидроканабинола от 1 до 3 процентов. Наибольшая концентрация основного наркотически активного компонента в растении отмечается на юго-востоке области и достигает максимального предела для Саратовской области - 2 процентов. В сухие, жаркие годы высокое содержание наркотического компонента в конопле может отмечаться и в северных районах области. Также в области произрастает другой вид подобных растений - масленичный мак, содержащий в отличие от декоративного мака, также произрастающего в области, опийные алкалоиды. Как правило, данный вид мака не произрастает как дикорастущее растение, а возделывается на обрабатываемых участках и служит сырьем для производства маковой соломы, из которой в дальнейшем кустарным способом может быть получен опий и ацетилированный опий, относящиеся к наркотическим средствам опийной группы. По частоте потребления наркотических веществ каннабиноиды относятся к самому распространенному виду наркотизма в мире. Регулярное потребление данного вида наркотика вызывает психологическую и физическую зависимости.
Еще одним из факторов, значительно осложняющих наркоситуацию в области, особенно в течение 2009 года, являлся масштаб злоупотреблений "курительными смесями". Под видом "курительных смесей" распространяются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения. В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1186 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств" внесены изменения в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в части включения в него растительных и синтетических компонентов, входящих в состав курительных смесей, что позволило правоохранительным органам эффективно противостоять распространению курительных смесей на территории области.
Согласно данным ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии", уровень заболеваемости и распространенности наркомании в динамике за период с 2005 года выглядит следующим образом:
Таблица 1
Период | Количество больных наркоманией, зарегистрированных впервые | Количество состоящих на диспансерном учете больных наркоманией | Употребление наркотических средств с вредными последствиями (профилактический учет) | |||
абсолютное число (чел.) | на 100 тыс. населения | абсолютное число (чел.) | на 100 тыс. населения | абсолютное число (чел.) | на 100 тыс. населения | |
2005 год | 146 | 5,5 | 5740 | 217,1 | 1852 | 70,1 |
2006 год | 153 | 5,9 | 5586 | 214,2 | 1861 | 71,3 |
2007 год | 105 | 4,0 | 5113 | 196,0 | 1967 | 75,4 |
2008 год | 159 | 6,2 | 4868 | 188,4 | 2293 | 88,7 |
2009 год | 201 | 7,8 | 4521 | 175,7 | 2242 | 87,1 |
Благодаря активизации межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения с заинтересованными ведомствами в последние годы значительно улучшилась выявляемость лиц, употребляющих психоактивные вещества. В 2009 году выявлено на 30 процентов больше лиц, употребляющих наркотические вещества - 896 человек, что составляет 34,8 на 100 тысяч населения, из них диагноз "наркомания" установлен у 20,4 процента - 201 человек. Показатель первичной выявляемости наркомании по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 1,3 раза и составил 7,8 на 100 тысяч населения (Приволжский федеральный округ -15,3; российская Федерация - 19,1).
на начало 2010 года на диспансерном учете с диагнозом "наркомания" состоит 4521 человек. Число состоящих на диспансерном учете с 2005 года снизилось с 217,1 до 175,7 на 100 тысяч населения (Приволжский федеральный округ - 233,7; российская Федерация - 250,4). Среднеобластной показатель распространенности наркомании в настоящее время составляет - 175,7 на 100 тыс. населения. Распространенность наркомании превышает среднеобластной уровень в Энгельсском (378,1), Балаковском (419,4), Балашовском (210,9), калининском (196,2) и Петровском (188,2) муниципальных районах.
Вместе с тем, в Энгельсском и Балаковском муниципальных районах наблюдается ежегодное снижение числа лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом "наркомания", по сравнению с 2006 годом. Так, в 2006 году в г.Балаково уровень распространенности наркомании составлял 520,5 на 100 тыс. населения, в 2009 году - 419,4 на 100 тыс. населения, в г.Энгельсе в 2006 году - 529,8 на 100 тыс. населения, в 2009 году - 378,1.
Опасным явлением является и "семейная наркомания", то есть имеются случаи, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других, в том числе несовершеннолетних.
Таблица 2
Заболеваемость и распространенность наркомании среди несовершеннолетних в Саратовской области с 2005 по 2009 годы
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||||
абсо- | на 100 | абсо- | на 100 | абсо- | на 100 | абсо- | на 100 | абсо- | на 100 |
Количество больных наркоманией несовершеннолетних, зарегистрированных впервые | |||||||||
8 | 1,5 | 5 | 1,0 | 3 | 0,7 | 3 | 0,7 | ||
Количество состоящих на диспансерном учете больных наркоманией несовершеннолетних | |||||||||
12 | 2,2 | 12 | 2,5 | 8 | 1,7 | 6 | 1,3 | 5 | 1,1 |
Профилактический учет, заболеваемость | |||||||||
91 | 16,7 | 68 | 14,0 | 60 | 12,9 | 65 | 14,4 | 75 | 17,0 |
Профилактический учет, распространенность | |||||||||
144 | 26,5 | 115 | 23,7 | 99 | 21,2 | 84 | 18,6 | 96 | 21,7 |
Уровень заболеваемости и распространенности наркомании среди несовершеннолетних в период с 2005 по 2009 годы ежегодно снижается. Вместе с тем, в 2009 году по отношению к уровню 2008 года увеличилось количество несовершеннолетних, взятых впервые и состоящих на профилактическом учете, употребляющих наркотические средства с вредными последствиями.
Следует отметить, что приведенные выше показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании, так как ей свойственна высокая латентность. По результатам мониторинга масштабов распространения незаконного потребления наркотиков в Саратовской области с учетом скрытой составляющей, проведенного Федеральной службой российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, фактическое число наркозависимых на территории Саратовской области в 7,46 раза больше статистических данных органов здравоохранения.