Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 18 октября 2010 года N 477-П

О долгосрочной областной целевой программе "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 26.05.2022 N 422-П
________________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 14.12.2010 N 623-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.03.2011 N 145-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.05.2011 N 257-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.07.2011 N 345-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.08.2011 N 415-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.08.2011 N 430-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.11.2011 N 617-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2011 N 682-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 803-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.03.2012 N 103-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2012 N 171-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.05.2012 N 252-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.07.2012 N 445-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2012 N 634-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2012 N 778-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 831-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 19.06.2013 N 305-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.09.2013 N 461-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 16.10.2013 N 558-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 771-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2011-2013 годы согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     
Приложение
К постановлению
Правительства области
От 18 октября 2010 года N 477-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2011-2013 годы


Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 771-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 мая 2010 года N 128-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области" на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство здравоохранения области

Основные
Разработчики
Программы


Министерство здравоохранения области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, комитет капитального строительства области, ОГУ "Служба спасения Саратовской области" (по согласованию)

Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

Цель Программы - создание условий для стабилизации численности населения области и регулирование социально-демографических процессов. Задачи Программы:

Обеспечение условий для безопасного материнства;

Создание условий для предупреждения случаев младенческой смертности;

Повышение доступности специализированной медицинской помощи детскому населению области;

Снижение предотвратимой смертности, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний и от неестественных причин;

Улучшение качества жизни больных хроническим вирусным гепатитом. Оценочные показатели:

создание благоприятных условий для социально-демографических процессов

Увеличение охвата лечением больных с хроническим вирусным гепатитом от числа состоящих на диспансерном учете с 7 процентов до 10 процентов;

Снижение показателя смертности населения с 15 до 14,2 чел. На 1000 населения;

младенческая смертность составит 7,1 случая на 1000 родившихся живыми (с учетом перехода на международные критерии живорождения с 2012 года);


снижение смертности населения в трудоспособном возрасте с 597,1 до 571,7 чел. на 100 тыс. населения;

снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте с 186,1 до 170,0 чел. на 100 тыс. трудоспособного населения;


Снижение смертности от неестественных причин с 184,9 до 176,0 чел. На 100 тыс. Населения ;

увеличение количества учебных мест в МОУ "Средняя образовательная школа N 1 г.Ершова Саратовской области" с 250 до 274

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Исполнители основных
Мероприятий
Программы


Министерство здравоохранения области, комитет капитального строительства области,

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 03.11.2011 N 617-П, см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники
Обеспечения
Программы


Общий объем финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета составляет 728536,2 тыс. рублей, в том числе:

В 2011 году - 484176,8 тыс. рублей;

В 2012 году - 142949,6 тыс. рублей;

В 2013 году - 101409,8 тыс. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.05.2012 N 252-П, см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Ввод областного перинатального центра на 130 койко-мест;

Оснащение современным медицинским оборудованием неонатального и перинатального центров;

Снижение младенческой смертности;

Увеличение доли больных вирусным гепатитом С с ремиссией заболевания от числа получивших полный курс лечения;

Снижение предотвратимой смертности, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний и от неестественных причин

строительство здания блока начальных классов МОУ "Средняя образовательная школа N 1 г.Ершова Саратовской области

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль и координация исполнения Программы осуществляется министерством здравоохранения области совместно с министерством экономического развития

и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.10.2012 N 634-П, см. предыдущую редакцию).


Демографическая ситуация в Саратовской области отражает общие закономерности демографического развития России. Снижение численности населения наблюдается в области с 1996 года. За 14 лет число жителей области сократилось на 162,3 тыс. Человек или на 5,9 процента, в том числе за 2009 год на 9,5 тыс. Человек или на 0,4 процента, и на 1 января 2010 года составило 2564,8 тыс. Человек, из них: 1904,0 тыс. Человек (74,2 процента) - горожане, 660,8 тыс. Человек (25,8 процента) -сельские жители.

Причиной снижения численности населения является естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся), некомпенсируемая миграционным приростом. В 2007 году смертность превышала рождаемость в 1,5 раза, к началу 2010 года данный показатель незначительно снизился до 1,4 раза.

Ежегодно из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 79 процентов из них - мужчины, то есть смертность мужчин в 4 раза выше, чем женщин. Смертность от болезней системы кровообращения, составляющая более 50 процентов от всех причин смерти, в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди основных причин смерти в трудоспособном возрасте две трети в сумме составляют болезни системы кровообращения (30,6 процента) и внешние причины (30,4 процента).

Для Саратовской области, как приграничного региона, миграция как фактор, сдерживающий темпы депопуляции, имеет особое значение. В настоящее время замещающая роль миграции снижается. Если с 1992 по 1995 годы миграция компенсировала полностью естественную убыль, то в 1997-2000 годы уровень замещения составлял 50-90 процентов от естественной убыли населения, а в 2001-2009 годах - всего лишь 5-27 процентов. В миграционном обороте более 55 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения.

Данная ситуация определила необходимость разработки целенаправленных мер по выходу из демографического кризиса. С 2008 года реализуется областная целевая (комплексная) программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы (далее - Программа на 2008-2010 годы). Главной задачей демографической политики области остается повышение рождаемости, снижение предотвратимой смертности населения, улучшение состояния здоровья населения, включая репродуктивное, увеличение продолжительности жизни.

В результате реализации основных направлений удалось достичь положительной динамики отдельных демографических показателей.

За 2009 год произошло снижение общей убыли населения области, в первую очередь благодаря сокращению естественной убыли населения. С момента разработки Программы на 2008-2010 годы естественная убыль населения снизилась на 15,7 процента (с 5,1 промилле в 2007 году до 4,3 промилле в 2009 году), в том числе за 2009 год на 6,5 процента (с 4,6 до 4,3 промилле). По российской Федерации естественная убыль населения составила 1,8 чел. На 1000 населения, по Приволжскому федеральному округу - 2,5 чел. На 1000 населения.

Учитывая, что начиная с 2000 года в активный репродуктивный возраст вступил относительно многочисленный контингент женщин, родившихся в конце 70-х - начале 80-х годов, а также за счет увеличения интенсивности рождаемости на 15,2 процента за 2006-2008 годы, наблюдается рост рождаемости. За 2009 год на территории области зарегистрировано 27444 рождения. Уровень рождаемости вырос за 2007-2009 годы на 4,9 процента (с 10,2 промилле в 2007 году до 10,7 промилле в 2009 году), в том числе за 2009 год - на 0,9 процента (с 10,6 до 10,7 промилле). По российской Федерации показатель рождаемости составил 12,2 промилле, по Приволжскому федеральному округу - 12,1 промилле.

В 2009 году зарегистрировано 38532 случая смерти, или 15 чел. На 1000 населения (по российской Федерации смертность составила 14,2 чел. На 1000 населения, по Приволжскому федеральному округу - 14,6), что на 1,3 процента ниже уровня 2007 года и на 0,7 процента ниже уровня 2008 года. Произошло снижение смертности от болезней системы кровообращения на 7,1 процента, от несчастных случаев, отравлений и травм - на 5,7 процента. Среди неестественных причин на 17,1 процента сократилась смертность от убийств, на 10,5 процента - от травм, связанных с транспортом, на 9,1 процента - от случайных утоплений.

Младенческая смертность в Саратовской области стабильно ниже, чем в целом по России. Показатель младенческой смертности имеет выраженную тенденцию к снижению. За 2007-2009 годы показатель младенческой смертности снизился на 21.8 процента - с 8,7 промилле в 2007 году до 6,8 промилле в 2009 году, что ниже показателя младенческой смертности по российской Федерации - 8,2 промилле и показателя по Приволжскому федеральному округу - 7,2 промилле, за 2009 год показатель снизился на 1,4 процента.

Однако, несмотря на принимаемые меры, остается ряд нерешенных проблем.

Несмотря на незначительный рост рождаемости, ее уровень по-прежнему остается недостаточным для простого воспроизводства населения: число умерших пока еще в 1,4 раза превышает число родившихся. При нынешней рождаемости каждое новое поколение будет составлять лишь 60 процентов от численности родительского поколения.

Вместе с тем, снижения показателей заболеваемости детского населения в области, как и по Российской Федерации в целом, не происходит. Показатель заболеваемости детей от 0 до 14 лет в 2009 году составил 2544,2 случая на 1000 детей (в 2007 году - 2432,7, в 2008 году - 2424,9).

Настоящая Программа направлена в первую очередь на улучшение материально-технической базы здравоохранения, а также преследует цели, актуальные для каждого россиянина: сделать здравоохранение более доступным, эффективным и качественным и повысить качество жизни населения области.

Состояние здоровья новорожденных напрямую зависит от состояния здоровья беременных женщин, течения беременности и родов. В настоящее время более 70 процентов женщин, состоящих на диспансерном учете по беременности, страдают той или иной экстрагенитальной патологией (высокий удельный вес беременных с анемиями, патологией мочевыделительных органов, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и щитовидной железы). Низкий уровень здоровья беременных требует более детального их наблюдения и обследования, направленного на выявление скрытых форм экстрагенитальной патологии, инфекционных заболеваний, широкого использования диагностической, консультативной и лечебной базы учреждений родовспоможения.

Правительством Саратовской области проводится ряд межведомственных программных мероприятий, направленных на повышение рождаемости и создание условий, благоприятствующих рождению здоровых детей, повышение качества медицинской помощи.

С 2012 года Саратовская область, как и Россия в целом, в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения должна перейти на новые стандарты регистрации маловесных младенцев, которые весят 500 граммов и больше. Министерством здравоохранения области проводится планомерная работа по поэтапному переходу учета рождений в соответствии с введением новых правил регистрации детей, родившихся в сроки беременности 22 недели с низкой и экстремально низкой массой тела.

Для реанимации и выхаживания данной категории новорожденных необходимы дополнительный коечный фонд (реанимационные койки для новорожденных, койки патологии новорожденных), оснащение медицинским оборудованием, лекарственное обеспечение дорогостоящими препаратами, дополнительное профессиональное обучение специалистов.

Необходимо дополнительно развернуть не менее 12 специализированных реанимационных коек для новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела и 20 коек II этапа выхаживания на базе перинатальных центров.

Ежегодно в Саратовской области регистрируется более 27 тысяч родов в год. Около 9 тысяч беременных высокой группы риска нуждаются в родоразрешении в условиях перинатальных центров. В 2011 году в г.Саратове планируется введение в эксплуатацию нового областного перинатального центра на 130 коек, строительство которого ведется в поселке Мирный г.Саратова с 2008 года. Учреждение будет ориентировано на оказание медицинской помощи пациенткам с преждевременными родами, недоношенным и маловесным новорожденным. Коечная мощность учреждения позволит проводить до 2 тыс. Преждевременных родов в год, что полностью обеспечит потребность области. Для оснащения областного перинатального центра современным медицинским оборудованием и мебелью необходимо выделение в 2011 году около 2,6 млн.. Рублей.

В области обеспеченность детскими койками на 10 000 детей несколько выше среднероссийского уровня и составляет 72.9 (по российской Федерации - 70,2). При этом обеспеченность специализированными детскими койками более чем на 40 процентов ниже среднероссийского уровня и составляет 26,3 (по российской Федерации - 44,5). В настоящее время в детских больницах области имеется дефицит реанимационных коек для новорожденных. При росте рождаемости по области потребуется увеличение объемов в оказании высококвалифицированной медицинской помощи новорожденным.

ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" - единственная многопрофильная детская больница, где оказывается лечебно-диагностическая помощь детям, проживающим на территории области, с периода новорожденности до 18 лет.

Строительство "неонатального центра" на территории ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" обусловлено необходимостью увеличения коечного фонда и централизации неонатальной службы, что позволит в полном объеме применять современные технологии при оказании высококвалифицированной помощи новорожденным.

Здание неонатального центра запроектировано как 4-этажный корпус с подвалом "Г-образной формы" с переходом на уровне второго этажа в существующий лечебный корпус. Хозяйственный корпус - 3-этажный. Общая площадь здания 5618,9 кв. М.

Стационар рассчитан на 200 койко-мест. В неонатальном центре предусмотрены следующие лечебные отделения: приемное, плановой и экстренной медицинской помощи, плановой и экстренной хирургии новорожденных, реанимации и интенсивной терапии новорожденных, детской реанимации, реабилитации новорожденных, неврологическое, радиологическое отделение, лучевой и функциональной диагностики, нейрохирургическое, отделение искусственной почки, экспресс-лаборатория. Также предусмотрен гараж на 5 автомашин, пищеблок для приготовления пищи пациентам детской клинической больницы.

Строительные работы начаты с 2008 года. На 1 января 2010 года освоено 80,3 млн. Рублей: разработана проектно-сметная документация, выполнен снос существующего гаража, произведен вынос электросетей с переключением существующей трансформаторной подстанции, выполнен вынос внутриплощадочных сетей водопровода и канализации, на 60 процентов выполнена кирпичная кладка здания неонатального центра.

Для завершения строительства (около 270 млн. Рублей) и оснащения (около 135,6 млн. Рублей) "неонатального центра" на территории ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" требуется 405,6 млн. Рублей.

Введение "неонатального центра" на территории ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" позволит оказывать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь дополнительно 3,5 тыс. Детей из районов области, снизить показатель общей заболеваемости детского населения на 10 процентов и показатель младенческой смертности на 5 процентов.

Одним из эффективных методов снижения летальности у новорожденных является применение дорогостоящего лекарственного препарата "куросурф", позволяющего снизить летальность у недоношенных новорожденных с дыхательными расстройствами на 30 процентов. Для обеспечения данным лекарственным средством отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" и перинатальных центров г.Саратова и г.Вольска необходимо 64,5 млн.. Рублей.

С 2006 года на территории области осуществляется неонатальный скрининг. Проведение массового обследования новорожденных на наследственные заболевания позволяет обеспечить раннее выявление детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями, провести своевременное лечение для сохранения здоровья и профилактики инвалидности, а также снизить показатели младенческой и детской смертности. За последние 5 лет в результате скрининговых обследований новорожденных ежегодно выявляется от 12 до 20 больных наследственными заболеваниями. В связи с тем, что поставляемые в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" реагенты не обеспечивают реальную потребность области, на приобретение тест-систем в 2011-2013 годах необходимы средства в размере 11,32 млн.. Рублей.

В настоящее время на территории Саратовской области проживают 70 детей, страдающих фенилкетонурией (ежегодно по неонатальному скринингу в области выявляется 5-6 новорожденных) и 1 ребенок, больной тирозинемией. Данные заболевания относятся к группе наследственных энзимопатий, в основе которых лежат нарушения аминокислотного обмена. Единственно эффективным и патогенетически обоснованным способом лечения и профилактики тяжелых последствий наследственных энзимопатий является только современная диагностика и организация последовательной диетотерапии с первого месяца жизни специализированными лечебными продуктами. Приобретение лечебного питания для детей, страдающих фенилкетонурией, в течение последних лет осуществлялось в рамках областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007 годы. Диспансерное наблюдение за этой категорией больных показывает, что у 78 процентов больных, получающих специализированное питание, отмечается положительная динамика, у них сохранен интеллект, дети обучаемы, посещают общеобразовательные учреждения.

337 детей, проживающих на территории Саратовской области, страдают онкологическими заболеваниями. Ежегодно на базе детского онкологического отделения ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" курсы полиохимиотерапии и противорецидивного лечения проводятся более 30 детям, за год один ребенок может получить от 8 до 12 курсов лечения в зависимости от состояния заболевания. Результат комплексного лечения один - профилактика рецидивов и снижение смертности детей от данной патологии.

В Центре муковисцидоза - тяжелого наследственного заболевания легких состоят на учете 34 ребенка с данной патологией. Ежегодно по неонатальному скринингу выявляются дополнительно 2-3 ребенка. Все они нуждаются в проведении дорогостоящих курсов антибактериальной терапии, ферментной терапии. Проведение курсов противорецидивного лечения значительно улучшит качество жизни маленьких пациентов, страдающих муковисцидозом. На обеспечение противорецидивного лечения современными лекарственными препаратами для детей с муковисцидозом и онкологическими заболеваниями необходимо 25,2 млн. Рублей.

Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и программных мероприятий по развитию службы пренатальной (дородовой) диагностики позволила снизить смертность младенцев от врожденных пороков развития почти в 2 раза. Однако в структуре младенческой смертности они по-прежнему занимают второе место. Приобретение тест-систем для пренатального скрининга беременных (9,0 млн. Рублей) позволит снизить риск рождения детей с наследственными заболеваниями и несовместимыми с жизнью пороками с одной стороны, а также более оперативно осуществлять адекватный выбор сроков и методов родоразрешения в целях своевременной хирургической коррекции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»