Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2010 года N 381-П


О долгосрочной областной целевой программе "Система обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы"

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 10.04.2019 N 243-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 792-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Система обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы" согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Стрелюхина А.М.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 19 августа 2010 года N 381-П

     
Долгосрочная областная целевая программа "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы"


Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 792-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Саратовской области от 23 июля 2010 года N 213-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы"

Государственный заказчик Программы

министерство промышленности и энергетики области

Основные разработчики Программы

- министерство промышленности и энергетики области;

- министерство экономического развития и торговли области;

- министерство здравоохранения области; министерство социального развития области;

- министерство сельского хозяйства области;

- министерство занятости, труда и миграции области;

Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию);

Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы в сфере природо-пользования по Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (по согласованию)

Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на окружающую среду и население Саратовской области. Достижение цели обеспечивается реализацией следующих основных задач:

совершенствование законодательства Саратовской области по вопросам химической и биологической безопасности;

реализация механизмов привлечения внебюджетных финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области в рамках государственно-частного партнерства;

создание условий для обеспечения контроля и мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов с целью обеспечения областных органов исполнительной власти достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического заражения путем постоянного мониторинга опасных химических и биологических факторов;

укрепление материально-технической базы учреждений и организаций Саратовской области, осуществляющих деятельность в области обеспечения химической и биологической безопасности; снижение потенциально возможных масштабов химического и биологического заражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;

осуществление модернизации и технического перевооружения опасных химических и биологических объектов;

разработка и внедрение современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов;

ликвидация химически и биологически опасных техногенных образований и промышленных отходов, сокращение количества источников химической и биологической опасности;

повышение защищенности работников промышленных предприятий, организаций, учреждений и населения Саратовской области от негативного влияния опасных химических и биологических веществ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, путем обеспечения современными средствами защиты; снижение негативного воздействия продуктов сгорания попутного нефтяного газа на окружающую среду путем увеличения объемов его использования до 95 процентов;

повышение готовности органов управления здравоохранением, территориальной службы медицины катастроф, областных лечебно-профилактических учреждений и формирований к работе в условиях возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечение условий для осуществления деятельности по подготовке специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности;

совершенствование содержания образовательного процесса средней и высшей школы, повышение уровня экологических знаний, основ промышленной безопасности и безопасности жизнедеятельности. Основные оценочные показатели:

разработанные законодательные акты и нормативные документы (шт.);

внебюджетные средства для обеспечения химической и биологической безопасности области в рамках государственно-частного партнерства (руб.);

доля обеспеченности паспортами безопасности химически и биологически опасных объектов (%); площадь мониторинга химического и биологического воздействия на окружающую среду (%); выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения (тыс. тонн);

доля содержания бензола в выхлопных газах (%);

доля содержания ароматических углеводородов в топливе (%);

износ основных производственных фондов 56 основных химически и биологически опасных предприятий (%);

внедрение современных технологий утилизации и обезвреживания опасных промышленных, биологических и медицинских отходов (шт.); отходы лечебно-профилактических учреждений (тонн);

отходы производства серной кислоты на промышленной площадке ООО "Балаковский завод волоконных материалов" (тыс. тонн);

непригодные и запрещенные к применению пестициды (тонн); средства защиты органов дыхания (тыс. шт.); медицинские средства защиты (%); доля утилизации попутного нефтяного газа (%);

оборудование для проведения биохимических и токсикологических исследований (%); специалисты и руководители промышленных предприятий в области химической и биологической безопасности (чел.);

специализированные учебные пособия и программно-аналитические средства (%)

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в 2010-2013 годах в один этап.

В течение 4 лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе контроль и координация взаимодействия на всех уровнях законодательной, исполнительной власти Саратовской области и федеральных органов, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. В рамках Программы предусмотрено проведение на территории Саратовской области мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации

Исполнители основных мероприятий

министерство промышленности и энергетики области;

министерство здравоохранения области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

министерство образования области;

комитет охраны окружающей среды и природопользования области; Главное управление МЧС России по Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию);

Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию); администрация муниципального образования "Город Саратов" (по согласованию); администрация Балаковского муниципального района (по согласованию)

Объемы и источники обеспечения Программы

общий объем финансирования Программы в 2010-2013 годах составит 11817443,5

тыс. руб., в том числе на:

2010 год - 2 679 142,0 тыс. руб.;

2011 год - 1 576 989,5 тыс. руб.;

2012 год - 11 358 604,5 тыс. руб.;

2013 год - 1 292 042,9 тыс. руб.; из них за счет средств:

федерального бюджета (прогнозно) - 1228135,0 тыс. руб. (или 7,6 процента от общего объема финансирования), в том числе:

2010 год - 35 500,0 тыс. руб.;

2011 год - 468720,0 тыс. руб.;

2012 год - 513 140,0 тыс. руб.;

2013 год - 227 140,0 тыс. руб.;

областного бюджета - 391 093,9 тыс. руб. (или 2,3 процента от общего объема финансирования), в том числе:

2010 год - 5 000,0 тыс. руб.;

2011 год - 137 865,5 тыс. руб.;

2012 год - 151 670,5 тыс. руб.;

2013 год - 96 557,9 тыс. руб.;

местных бюджетов (прогнозно) - 63 210,0 тыс. руб. (или 0,3 процента от общего объема финансирования), в том числе:

2010 год - 20 390,0 тыс. руб.;

2011 год - 11 740,0 тыс. руб.;

2012 год -15 040,0тыс. руб.;

2013 год - 16 040, тыс. руб.;

внебюджетных средств (прогнозно) - 15 165 555,0 тыс. руб. (или 89,7 процента от общего объема финансирования), в том числе на:

2010 год - 2 618 252,0 тыс. руб.;

2011 год - 916 244,0 тыс. руб.;

2012 год - 10 678 754,0 тыс. руб.;

2013 год - 952 305,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в результате реализации Программы будет достигнуто:

общая величина предотвращенного социально- экономического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций от 166 до 237 млрд руб.;

снижение негативного влияния выхлопных газов автотранспорта за счет перехода на использование топлива стандарта Евро-4 (снижение доли содержания бензола в выхлопных газах с 3 до 1 процента и ароматических углеводородов с 60 до 42 процентов);

сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения с 500 тыс. тонн до 485 тыс. тон в год;

снижение показателя износа основных производственных фондов 56 основных химически и биологически опасных предприятий с 70 до 40 процентов;

обезвреживание 1388 тонн отходов лечебно-профилактических учреждений (347 тонн ежегодно); обезвреживание и утилизация более 3 млн тонн цинксодержащих промышленных отходов и 10 тыс. тонн отходов производства серной кислоты на промышленной площадке ООО "Балаковский завод волоконных материалов";

обезвреживание около 500 тонн пестицидов, непригодных и запрещенных к применению; увеличение доли утилизации попутного нефтяного газа с 63,5 до 95 процентов;

увеличение площади мониторинга химического и биологического воздействия на окружающую среду с 20 до 95 процентов за счет создания сети стационарных постов наблюдения;

создание запаса средств индивидуальной защиты в количестве около 1,5 млн шт. для повышения защищенности работников промышленных предприятий, организаций, учреждений и населения Саратовской области;

повышение оснащенности лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием для проведения биохимических и токсикологических исследований биологических жидкостей пострадавших в зонах возможного опасного химического и биологического заражения с 40 до 100 процентов; повышение обеспеченности областных лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами защиты с 10 до 100 процентов;

увеличение доли обеспеченности паспортами безопасности химически и биологически опасных объектов с 50 до 100 процентов

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ"

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации от 29 марта 2006 года N Пр-502 была реализована постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791, утвердившим федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)". Указанным постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных целевых программ учитывать положения федеральной целевой программы.

Областная целевая программа "Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 с учетом основных положений федеральной целевой программы.

Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Саратовской области может быть достигнуто путем организации эффективного механизма координации деятельности и своевременного эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с выбросами химически и биологически опасных веществ, существенное снижение негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.

Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Саратовской области от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют риски причинения им вреда. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки, а также наблюдающейся тенденции снижения потенциала химической и биохимической промышленности Российской Федерации, в Саратовской области, как в одном из основных промышленно развитых субъектов Российской Федерации, существуют явные биологические и химические угрозы для окружающей среды и безопасности населения.

Реальную опасность представляют следующие факторы:

- наличие и хранение на территории области химически и биологически опасных веществ, продуктов детоксикации химического оружия, около 1200 тонн;

- наличие предприятий, относящихся к химически опасным и биологически опасным объектам, 53 предприятия;

- изношенность оборудования основных производственных фондов химически опасных предприятий в среднем до 70 процентов;

- наличие на территории области разветвленной сети железных и автомобильных дорог, по которым круглосуточно транспортируются химически опасные вещества, общий грузооборот составляет около 120 млн тонн, из которых более 50 процентов относятся к химически опасным грузам, железнодорожные магистрали проходят через крупные города или в непосредственной близости от них, в результате чего в густонаселенных районах области существует потенциальная угроза очагов химического заражения;

- недостаточная техническая оснащенность и использование устаревшего оборудования на предприятиях водоснабжения до 70 процентов;

- отсутствие современных очистных сооружений для бытовых и промышленных сточных вод; снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала; трансграничные заносы на территорию области известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов; применение на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;

- наличие на территории области непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов более 500 тонн; скопление в поселениях области большого количества безнадзорных животных, ухудшающих санитарно-эпидемическую обстановку;

- образование биологических, медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений и лекарственных средств с просроченным сроком годности на территории области, в среднем около 400 тонн;

- наличие на территории области значительных количеств иловых осадков сточных вод, более 1,5 миллионов тонн;

- накопление на территории области отходов гальванических производств; наличие шламонакопителей нефтяных отходов;

- образование отходов на промышленных предприятиях 1-го, 2-го и 3-го классов опасности более 400 тыс. тонн;

- наличие захоронений высокотоксичных и ядовитых веществ, не соответствующих требованиям санитарных норм и законодательству, наносящих экологический ущерб окружающей природной среде, например промышленная площадка бывшего Балаковского ордена Трудового Красного знамени производственного объединения "Химволокно" им.В.И.Ленина.

Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории области сохраняется высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

Целью политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.

Основой политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является разработка, внедрение, совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Саратовской области.

Реализацию политики по обеспечению химической и биологической безопасности планируется осуществить путем создания единой системы обеспечения химической и биологической безопасности Саратовской области, предусматривающей категори-рование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической природы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.

В Саратовской области в настоящее время функционирует 250 потенциально опасных объектов, из которых 53 относятся к химически опасным объектам (ХОО), 1 объект, относящийся к биологически опасным объектам.

В зонах повышенной химической опасности расположены 6 городов и поселков области с численностью более 1,4 млн человек.

Серьезную опасность представляют ХОО, на которых используются хлор и аммиак (ООО "Саратоворгсинтез", водопроводные комплексы, хладокомбинаты). Общее количество опасных веществ, используемых (хранимых) на ХОО, составляет: хлора - 256 тонн, аммиака - 3947 тонн, нитрилакриловой кислоты - 2000 тонн, синильной кислоты - 22 тонны, сероуглерода -360 тонн, реакционных масс на объекте по УХО - около 12 тыс. тонн.

По территории Саратовской области проходит магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса протяженностью 547 км с множеством пересечений малых рек, в том числе р.Волги. Остаточный ресурс аммиакопровода, по заключению лабораторных испытаний установлен до августа 2010 года.

Аммиакопровод проходит по территории 15 муниципальных районов области. На участке 720-745 км трасса аммиакопро-вода проходит вдоль магистрального газопровода. Наиболее опасными объектами и участками на магистральном аммиакопро-воде являются места пересечения аммиакопровода с газопроводами, нефтепроводами, автодорогами, железными дорогами и переходы через водоемы, в секциях которых находится от 250 до 500 тонн жидкого аммиака; насосные и раздаточные станции, где может скапливаться до 100 тонн жидкого аммиака.

Внимания требуют объекты, осуществляющие поставку питьевой воды и прием стоков от населения и объектов экономики. Особенно ГУП Со "Облводоресурс", в структуру которого входит пятнадцать филиалов, обеспечивающих население области питьевой водой, три из которых химически опасные объекты - филиалы предприятия в Пугачевском, Красноармейском и Ершов-ском районах. Основная опасность эксплуатируемых объектов обусловлена применением хлора - аварийно химически опасного вещества, находящегося в оборудовании и технологической схеме под избыточным давлением 0,07 МПа. Наиболее вероятными причинами возникновения аварийной ситуации могут быть ошибки производственного персонала, нарушение герметичности трубопроводов, отказы арматуры, переполнение хлорных сосудов (контейнеров), разгерметизация аппаратов из-за дефектов изготовления и др. Наиболее опасным вариантом развития аварии является разгерметизация контейнера или трубопровода с выбросом хлора из оборудования с образованием и распространением токсичного облака и последующей интоксикацией людей.

Таким образом, большинство химически опасных объектов в Оаратовской области составляют предприятия, использующие в технологических циклах хлор и аммиак. К ним, помимо указанных выше, относятся предприятия перерабатывающей промышленности и предприятия химии: ФГУП "Консервный завод", ООО "Балаковские минеральные удобрения", ЗАО "Молоко Поволжья", ОАО "Балаковский завод волоконных материалов", ОАО Пивкомбинат "Балаковский", зАо "Волжский дизель им.Маминых", ООО "Балашовский мясоконсервный комбинат", ООО "Балашовский маслосыродельный комбинат", ООО "Саратоворгсинтез", ООО "ТПФ "Океан", ОАО "Жировой комбинат", ООО "Саратовский молочный комбинат", ОАО Гормолзавод "Вольский", ЗАО "Купец и К", ООО "Тиграновское", И.П.Ермолаева В.С., ОАО "Маслокомбинат "Ершовский", ООО "Атикс Маркс", ОАО "Маслодел", ОАО "Пивзавод "Марксовский", ОАО "Новобурасский молочный завод", ОАО "Новоузенский мясокомбинат", ЗАО "Молочный завод "Петровский", ООО "Пугачевское молоко", ОАО "Горизонт", КФХ "Кабов В.А.", ЗАО "Маслодельный завод Хвалынский", ОАО "Молочный комбинат Энгельсский", ООО "Маслосырбаза Энгельсская", ООО "Архок", ОАО "Агрофирма Энгельсская", филиал ФГУП "ГосНИИОХТ" "Шиханы".

Помимо используемых большинством химически опасных объектов области в производственном процессе хлора и аммиака на отдельных предприятиях области используются и другие АХОВ. В технологическом процессе ООО "Саратоворгсинтез" используются нитрилакриловая и синильная кислота, ООО "Балаковские минеральные удобрения" - олеум и серная кислота, ООО "Балаковский завод волоконных материалов" - серная кислота и сероуглерод, в филиале ФГУП "ГосНИИОХТ" "Шиханы" хранятся ирританты и другие опасные химические вещества.

Учитывая то, что значительное количество объектов было построено и введено в эксплуатацию 30-40 лет назад, на сегодняшний день средний процент износа основных производственных фондов химически опасных объектов составляет более 50 процентов. Наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах водоканалов. Их износ достигает 70 процентов. Поэтому достаточно велик риск возникновения химических аварий на объектах вследствие старения основных фондов, частых остановок производственных объектов по различным причинам, недостаточного выделения финансовых средств на амортизационные расходы и приобретение нового оборудования, а также на переподготовку и обучение персонала.

Поэтому без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами ежегодно будет расти.

Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и, прежде всего, критически важных для экономики Саратовской области объектов, в том числе функционирующих в особых условиях и социально значимых для населения.

Для реконструкции большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности.

Отдельное место среди источников химической опасности занимает 1202 объект по уничтожению химического оружия, расположенный на территории ЗАТО - п.Михайловский, где накоплено около 12 тыс. тонн химически опасных веществ - продуктов детоксикации кожно-нарывных отравляющих веществ (люизита, иприта и их двойных и тройных смесей).

Самыми массовыми по количеству хранимых химически опасных веществ являются мышьяксодержащие реакционные массы щелочного гидролиза люизита и арсенит натрия гидролизный (АНГ) - продукт детоксикации люизита, завозимый на территорию области с объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка Удмуртской Республики.

Несмотря на высокий класс опасности (2 класс опасности) хранящихся мышьяксодержащих веществ, они являются особо ценным сырьем для получения оксида мышьяка, мышьяка и другой мышьяксодержащей продукции, используемой в стекольной, оптико-волоконной, радиоэлектронной, металлургической промышленности.

В настоящее время в отношении продуктов детоксикации иприта и двойных, тройных смесей иприта и люизита проведены работы по их термическому обезвреживанию и битумированию.

С целью организации промышленной переработки мышьяксодержащих реакционных масс щелочного гидролиза люизита и арсенита натрия гидролизного на 1202 объектах УХО ведутся научно-исследовательские работы по уточнению параметров технологического процесса переработки АНГ в мышьяксодержащую продукцию.

В рамках выполнения Программы предусматриваются меры по созданию условий и поддержке Департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в решении задачи организации переработки мышьяксодержащих продуктов детоксикации люизита в продукцию народно-хозяйственного значения.

Особого внимания в плане обеспечения химической безопасности Саратовской области заслуживают мероприятия, планируемые к проведению на 1202 объектах УХО, связанные с ликвидацией последствий хранения и уничтожения химического оружия (боевых кожно-нарывных отравляющих веществ).

Проектом по ликвидации последствий хранения и уничтожения химического оружия предусматриваются комплекс мероприятий по дегазации производственных зданий и сооружений, санации грунта загрязненных участков территории. После проведения работ по санации территории и грунта негативное воздействие 1202 объектов УХО на окружающую среду будет сведено к минимуму.

Кроме этого, источником химической опасности является находящийся на территории ЗАТО Шиханы бывший объект по разработке химического оружия - филиал федерального государственного унитарного предприятия "ГосНИИОХТ" "Шиханы", где ведутся работы по ликвидации последствий деятельности по разработке химического оружия.

Серьезным источником биологической опасности на территории Саратовской области является федеральное государственное учреждение здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" (ФГУЗ Рос-НИПЧИ "Микроб"), который включен в Перечень критически важных объектов Российской Федерации. Институт осуществляет экспериментальные, диагностические и производственные работы, связанные с использованием биологических патогенных агентов (БПА) 1-4 групп патогенности (опасности). Износ производственных фондов составляет 30 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»