ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2010 года N 206-П
О долгосрочной областной целевой программе "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание
в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы
(с изменениями на 10 октября 2012 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 16.11.2010 N 584-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010 N 691-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2011 N 141-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.10.2012 N 607-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области, Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Долгосрочная областная целевая программа "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | поручение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 25 февраля 2009 года Пр-444 |
Государственный заказчик | министерство социального развития области |
Основные разработчики Программы | министерство социального развития области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство здравоохранения области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | цель Программы - социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Основные задачи Программы: развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы; профилактика и лечение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; обеспечение качества и доступности социальных услуг для граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, путем укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативами и ГОСТами. Основными оценочными показателями являются: обеспеченность проживания граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов; улучшение условий оказания социально-реабилитационных услуг гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в 5 центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 10.10.2012 N 607-П, см. предыдущую редакцию); доля несовершеннолетних, охваченных индивидуальными программами социальной реабилитации, направленными на снижение числа антиобщественных действий, от общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области; уровень трудовой занятости несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел; количество трудоустроенных граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, получивших информационные и профориентационные услуги службы занятости населения; охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных граждан, граждан, больных туберкулезом, отбывших наказание в виде лишения свободы; охват первичным и повторным флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2011 N 141-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки реализации Программы | 2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий | министерство социального развития области, министерство занятости, труда и миграции области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, министерство здравоохранения области, Главное управление внутренних дел по области (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по области (по согласованию), управление Федеральной миграционной службы по области (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы | общий объем затрат на реализацию Программы из средств областного бюджета составляет 1071,6 тыс. рублей, из них: в 2010 году - 0,0 тыс. рублей, в 2011 году - 1071,6 тыс. рублей; в 2012 году - 0,0 тыс. рублей. (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2011 N 141-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: удовлетворить в полном объеме потребность граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на размещение в специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов; улучшить условия оказания социально-реабилитационных услуг гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в 5 центрах социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 10.10.2012 N 607-П, см. предыдущую редакцию); увеличить долю несовершеннолетних, охваченных индивидуальными программами социальной реабилитации, направленными на снижение числа антиобщественных действий, от общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, с 80 до 90 процентов; повысить уровень трудовой занятости несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел, с 88,5 процента до 98 процентов; увеличить количество трудоустроенных граждан из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, со 140 до 150 человек в год; увеличить число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, получивших информационные и профориентационные услуги службы занятости населения, с 1400 до 1600 человек в год; повысить охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 73,5 процента до 80 процентов; повысить охват диспансерным наблюдением больных туберкулезом, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 64,4 процента до 75 процентов; повысить охват первичным флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 95,3 процента до 100 процентов; повысить охват повторным флюорографическим обследованием лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, с 77,2 процента до 95 процентов (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2011 N 141-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль исполнения Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Динамичное развитие и будущее Саратовской области зависят, прежде всего, от здоровья граждан, их уверенности в завтрашнем дне, наличие или отсутствие которой неразрывно связано с обеспечением правопорядка и общественной безопасности.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена значительными масштабами социально-экономического ущерба, наносимого области преступлениями и правонарушениями.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей.
Экономический ущерб проявляется в увеличении потенциала теневой экономики и криминального мира, а также в значительных затратах бюджетных средств на содержание, лечение осужденных.
Одним из наиболее опасных видов преступности была и остается рецидивная преступность. С 2006 года в 10 раз выросла доля лиц, осужденных за преступления, совершенные в период отбывания наказания без лишения свободы (с 0,151 до 1,65 процента от общего числа прошедших по учетам).
В настоящее время обстановка осложняется тем, что в определенной своей части рецидивные преступления становятся более опасными и профессиональными. Социальный вред рецидивной преступности проявляется в том, что преступники-рецидивисты своим примером оказывают вредное влияние на неустойчивых людей, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность.
По сравнению с 2008 годом в 2009 году по Саратовской области почти на 70 процентов увеличилось количество грабежей, совершенных подростками, более чем вдвое - причинение тяжких телесных повреждений.
В 2009 году 36,6 процента всех правонарушений несовершеннолетних составили правонарушения, предусмотренные статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - появление в общественных местах в состоянии опьянения (в 2007 году - 31,6 процента, в 2008 году - 35,9 процента), 18,7 процента - по части 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах (в 2007 году - 14,8 процента, в 2008 года -17,6 процента), 9,1 процента - по статье 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - мелкое хулиганство (в 2007 году - 31,6 процента, в 2008 году - 35,9 процента).
Особенно отрицательно на уровне рецидивной преступности сказывается трудовая и бытовая неустроенность лиц, освобожденных из мест лишения свободы. За период с 2007 года по 2009 год службами занятости поставлены на учет 766 человек, трудоустроено 313 человек. 73 человека участвовали в общественных работах, 88 человек направлены на переобучение.
В среднем, каждый третий освобожденный утратил родственные связи, нуждается в бытовом устройстве, материальной и медицинской помощи. Не имея жилья, средств к существованию и встречая значительные трудности с устройством на работу, многие из них встают на путь решения своих личных проблем противоправными действиями.
В целях профилактики рецидивной преступности необходимо создать условия, которые помогут данной категории граждан адаптироваться в обществе.
В исправительных учреждениях Саратовской области содержится более 15 тысяч осужденных к лишению свободы, более 7 тысяч граждан, осужденных без лишения свободы, находятся на учете уголовно-исполнительных инспекций области.
Сохраняется тенденция ухудшения социально-демографической и психолого-педагогической характеристик осужденных в местах лишения свободы. Большинство лиц, отбывающих наказание, педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Ежегодно увеличивается число осужденных с крайне низким образовательным уровнем (не более 4-7 классов общеобразовательных 11-летних школ или специальных школ интернатного типа для детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии), неграмотных, не имеющих семьи, постоянного места жительства, страдающих различными социально-значимыми заболеваниями.
Распространенность среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, значительно осложняет эпидемиологическую ситуацию в области. Так, в 2009 году число жителей области, отбывших наказание в виде лишения свободы, больных ВИЧ составило 196 человек (в 2007 году - 276 человек, в 2008 году -283 человека). Из них доля лиц, взятых на диспансерный учет, в 2009 году составила 73,5 процента (в 2008 году - 52,3 процента, в 2007 году - 23,2 процента).
Лица, страдающие туберкулезом или ВИЧ/СПИДом, после освобождения из мест лишения свободы несвоевременно обращаются в медицинские учреждения для постановки их на диспансерный учет, организации им необходимого обследования и лечения. Обеспечение четкой преемственности в работе УФСИН и лечебно-профилактических учреждений области по своевременной передаче информации об освобожденных, нуждающихся в лечебной помощи, позволяет решить данную проблему и организовать своевременное проведение лечебно-диагностических и противоэпидемических мероприятий.
Решение вопросов социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, осуществляется на базе учреждений социального обслуживания населения.
В системе социальной защиты в настоящее время на территории области действуют 44 центра социального обслуживания населения (ЦСОН), куда бывшие заключенные наравне с другими гражданами могут обратиться за помощью. Для лиц, остро нуждающихся в социальной помощи, в структуре центров функционируют отделения срочного социального обслуживания, которые включают в себя социальные услуги, предусмотренные федеральным перечнем гарантированных государством услуг, в том числе содействие в получении льгот, выплат, пособий, предоставление одежды, обуви, продуктов питания.
Социальную поддержку лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам без определенного места жительства оказывают 5 центров социально-трудовой реабилитации (г.г.Балашов, Балаково, Ртищево, Саратов, Энгельс) общей коечной мощностью 209 койко-мест. В целях жизнеустройства лиц с явными признаками инвалидности на базе ГУ "Центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства" г.Саратова функционирует медико-социальное отделение на 40 койко-мест. За 2009 год услугами центров социально-трудовой реабилитации воспользовались 815 человек, освободившихся из мест лишения свободы (в 2008 году - 796 человека, в 2007 году - 535 человек).
Стационарное обслуживание пожилых граждан и инвалидов из числа лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях, осуществляется на базе ГУ "Новоузенский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 105 койко-мест, фактически проживает 115 человек. В 2009 году из них проживало 65 человек, освободившихся из мест лишения свободы, из них 34 - пожилые граждане, 31 - инвалиды II группы (в 2008 году в учреждении проживало 59 человек данной категории, в том числе 27 пожилых граждан, 32 инвалида II группы; в 2007 году - 42 человека, в том числе 19 пожилых граждан, 23 инвалида II группы).
Существующее количество мест не решает проблем по размещению всех желающих на проживание в данном учреждении. Очередность по состоянию на начало 2010 года составляет 50 человек. Для решения указанной проблемы в 2008-2009 годах в рамках Социальной программы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлялась реконструкция общежития под жилой корпус специального дома-интерната на 63 места. До конца 2010 года жилой корпус планируется ввести в эксплуатацию. В связи с этим необходимо укрепить материально-техническую базу учреждения.
Организация социальной адаптации несовершеннолетних, в том числе освободившихся из мест лишения свободы, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, осуществляется на базе учреждений социального обслуживания детей и семьи. В настоящее время в области функционируют 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков; 16 центров социальной помощи семье и детям "Семья"; 44 отделения помощи семье и детям при ЦСОН, которые обеспечивают реализацию мер по социальному сопровождению несовершеннолетних, попавших в систему уголовного правосудия. В 2009 году из 49 несовершеннолетних, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Саратовской области, 43 человека обратились за поддержкой в областные учреждения социальной помощи семье и детям.
Всего за 2009 год численность граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, составила 5 614 человек, из них 49 несовершеннолетних, 334 женщины, 322 инвалида, 88 лиц без определенного места жительства. Ожидается, что в 2010 году данный показатель составит 5 800 человек, из них 25 несовершеннолетних, 360 женщин, 310 инвалидов, 90 лиц без определенного места жительства.
В связи с тем, что ежегодно из учреждений УФСИН России по Саратовской области освобождаются тысячи граждан, необходим системный подход к вопросам социальной адаптации лиц данной категории, усиление взаимодействия между структурами УФСИН России по Саратовской области и органами исполнительной власти области.
Для предоставления социальных услуг в стационарных и нестационарных условиях необходимо реализовать комплекс мероприятий, ориентированных на ресоциализацию лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, путем дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания.
Все это обусловливает необходимость программно-целевого метода решения проблемы.
Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, могут стать:
секторальное решение вопросов социализации граждан указанной категории;
"распыление" бюджетных ресурсов;
ухудшение условий социализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в учреждениях социального обслуживания населения.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски -финансирование запланированных мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.
Цель Программы - социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Основные задачи Программы:
развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
профилактика и лечение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;
обеспечение качества и доступности социальных услуг для граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, путем укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области в соответствии с нормативами и ГОСТами.
Сроки реализации Программы 2010-2012 годы.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, по следующим направлениям:
обеспечение безопасных условий пребывания в учреждениях социального обслуживания граждан за счет проведения мероприятий по восстановлению эксплуатационных свойств зданий и помещений, благоустройству территорий учреждений, повышению антитеррористической защищенности учреждений (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 10.10.2012 N 607-П, см. предыдущую редакцию);
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения области, оказывающих услуги гражданам из числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в соответствии с нормативами и ГОСТами;
организация социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в том числе несовершеннолетних;
содействие в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, в том числе путем организации обучения и переподготовки по специальностям, востребованным на рынке труда;
содействие в улучшении состояния здоровья лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
повышение информированности лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, о возможностях социальной реабилитации (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 10.10.2012 N 607-П, см. предыдущую редакцию);
информационно-методическое сопровождение работы по социальной реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
повышение квалификации специалистов, работающих с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.