ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2010 года N 42-П
О долгосрочной областной целевой программе "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы"
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2014 N 213-П.
________________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 25.06.2010 N 248-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.09.2010 N 445-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2010 N 671-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.04.2011 N 192-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.08.2011 N 436-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 810-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.05.2013 N 269-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.09.2013 N 483-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 778-П.
______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области", в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения области и повышения эффективности функционирования транспортной системы Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П. Л. Ипатов
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы"
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для | |
Государственный заказчик-координатор Программы | министерство транспорта и дорожного хозяйства области |
Государственный заказчик Программы | министерство транспорта и дорожного хозяйства области |
Основной разработчик | министерство транспорта и дорожного хозяйства области |
Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | целями Программы являются: улучшение качества транспортного обслуживания населения области, повышение эффективности функционирования транспортной системы области, в том числе развитие сети автомобильных дорог и мостов, а также создание необходимых условий для обеспечения инновационного развития Саратовской области. Достижение целей обеспечивается реализацией следующих основных задач по развитию транспортного комплекса области: развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике области, в том числе увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, проведение капитального и текущего ремонта дорог, а также мостов и иных искусственных дорожных сооружений на территории Саратовской области; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов; повышение конкурентоспособности транспортной системы области и реализация ее транзитного потенциала; улучшение инвестиционного и инновационного климата и развитие рыночных отношений на транспорте. основные оценочные показатели: объем перевозок грузов (тонн); объем перевозок пассажиров (пассажиров); грузооборот (тонно-км); пассажирооборот (пассажиро-км); объем инвестиций (млрд. рублей); площадь дорожно-уличной сети (кв. м); протяженность отремонтированных дорог (км); протяженность отремонтированных мостов (пог. м); протяженность дорог общего пользования регионального значения (км); протяженность построенных и реконструированных дорог (ввод в год) (км); протяженность построенных и реконструированных мостов (за год) (пог. м) |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2015 годы, в том числе: I этап - 2010-2012 годы; II этап - 2013-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | министерство транспорта и дорожного хозяйства области, казенное предприятие Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог" (по согласованию), комитет капитального строительства области, комитет по управлению имуществом области органы местного самоуправления области (по согласованию), государственное автономное учреждение Саратовской области "управление пассажирских перевозок" (по согласованию), ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие" (по согласованию), Саратовское отделение Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (по согласованию), Приволжская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" (по согласованию), Ртищевское отделение Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (по согласованию), МУПП "Саратовгорэлектротранс" (по согласованию), МУП "Энгельсэлектротранс" (по согласованию), МУП "Балаковоэлектротранс" (по согласованию), ОАО "Саратовские авиалинии" (по согласованию), Саратовский район водных путей и судоходства - филиал ФГУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (по согласованию), ООО "Девон-Альянс" (по согласованию), администрация муниципального образования "Город Саратов" (по согласованию) |
Перечень подпрограмм | "Воздушный транспорт"; "Водный транспорт"; "Железнодорожный транспорт"; "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Саратовской области"; "Развитие дорожно-уличной сети города Саратова"; "Автомобильный и наземный электрический транспорт" |
Объемы и источники исполнения Программы | общий объем финансирования мероприятий Программы составит 112301304,1 тыс. рублей (из них 114 777 699,2 тыс. рублей - средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета (прогнозно), 26 972 189,4 тыс. рублей - средства бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам, предоставленные из федерального бюджета (прогнозно), в том числе: 2010 год - 3358418,5 тыс. рублей (из них 595638,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета (прогнозно), 171601,4 тыс. рублей - средства бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам, предоставленные из федерального бюджета (прогнозно); 2011 год - 9186553,4 тыс. рублей (из них 1263000,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета (прогнозно), 200000,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам, предоставленные из федерального бюджета (прогнозно); 2012 год - 13218658,8 тыс. рублей; 2013 год - 31572717,6 тыс. рублей; 2014 год - 36470955,3 тыс. рублей; 2015 год - 19 089 150,7 тыс. рублей; из них за счет средств: федерального бюджета (прогнозно) - 2 049 333,3 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 3366,0 тыс. рублей; 2011 год - 1532262,8 тыс. рублей; 2012 год - 3573258,0 тыс. рублей; 2013 год - 7600911,6 тыс. рублей; 2014 год - 3629737,6 тыс. рублей; 2015 год - 3733389,3 тыс. рублей; областного бюджета - 17 678 002,2 тыс. рублей (из них 1858638,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета (прогнозно), в том числе: 2010 год - 1363929,1 тыс. рублей (из них 595638,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета (прогнозно); 2011 год - 2419300,7 тыс. рублей (из них 1263000,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита, предоставленного из федерального бюджета (прогнозно); 2012 год - 3081792,8 тыс. рублей; 2013 год - 2093981,0 тыс. рублей; 2014 год - 5070007,7 тыс. рублей; 2015 год - 5188821,2 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 5774872,3 тыс. рублей (из них 371601,4 тыс. рублей - средства бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам, предоставленные из федерального бюджета (прогнозно), в том числе: 2010 год - 3 045 031,1 тыс. рублей, (из них 171601,4 тыс. рублей - средства бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам, предоставленные из федерального бюджета (прогнозно); 2011 год - 1174520,9 тыс. рублей (из них 200000,0 тыс. рублей - средства бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам, предоставленные из федерального бюджета (прогнозно); 2012 год - 1243350,0 тыс. рублей; 2013 год - 1046560,0 тыс. рублей; 2014 год - 1029960,0 тыс. рублей; 2015 год - 832080,0 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 67235674,0 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 1542722,0 тыс. рублей; 2011 год - 4060469,0 тыс. рублей; 2012 год - 5320258,0 тыс. рублей; 2013 год - 20831265,0 тыс. рублей; 2014 год - 26741250,0 тыс. рублей; 2015 год - 8739710,0 тыс. рублей (строка в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 17.08.2011 N 436-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные | реализация мероприятий Программы к 2015 году позволит: увеличить грузооборот по всем видам транспорта - на 26,3 процента; увеличить объем перевозок грузов транспортом общего пользования - на 26,7 процента; увеличить пассажирооборот по всем видам транспорта - на 24,3 процента; увеличить объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта - на 24,1 процента; обновить парк транспортных средств предприятий области, в том числе: автобусов - на 980 единиц, трамваев, троллейбусов - на 283 единицы, грузовой флот - на 3 единицы; увеличить площадь дорожно-уличной сети г.Саратова на 20,3 тыс. кв. м; увеличить протяженность вводимых после реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и мостов на 300,56 км автомобильных дорог и 1582,7 погонных метров мостов; выполнить капитальный ремонт 147,1 км автомобильных дорог; выполнить восстановление мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, протяженностью 7465 пог. м (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 13.04.2011 N 192-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации | контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется министерством транспорта и дорожного хозяйства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Транспортный комплекс - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Саратовской области. Главной целью функционирования и развития транспортной системы области является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.
В условиях реформирования экономики усиливается влияние транспортной отрасли на развитие других отраслей экономики и социальной сферы, которые, в свою очередь, предъявляют более жесткие требования к качеству транспортного обслуживания. Рыночная ориентация предприятий транспорта предполагает сосредоточение деятельности на производстве продукции и оказании услуг, базирующихся на маркетинговом исследовании запросов и требований покупателей, что в полной мере относится и к транспортному комплексу, функционирование которого оказывает непосредственное влияние на формирование цен на продукцию практически всех отраслей экономики. В состав транспортной системы Саратовской области входят объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.
Транспортный комплекс Саратовской области состоит из 709 км судоходных путей, 2296 км железнодорожных путей общего пользования, 184 км трамвайных и троллейбусных путей, общая протяженность всех дорог области (включая муниципальные дороги в пределах населенных пунктов) составляет 29419 км, количество мостов - 769 общей протяженностью 38,9 тыс. пог. м, в том числе: 63 моста на федеральных дорогах, 516 мостов на региональных дорогах, 77 мостов на муниципальных дорогах, 113 мостов на местных дорогах.
Ведущее место в транспортной системе области занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт в нашей области выполняет порядка 97 процентов общего грузооборота всех видов транспорта, а также порядка 43 процентов пассажирооборота.
На водном бассейне области осуществляют деятельность 142 предприятия, предпринимателя и частных лиц, на балансе которых находится 361 судно. 19 предприятий имеют лицензии на перевозку грузов, перевозку пассажиров и погрузо-разгрузочные работы.
На территории области в настоящее время зарегистрировано 632716 автотранспортных средств, в том числе 13560 автобусов, 96634 грузовых автомобиля, 522522 легковых автомобиля. Автобусным сообщением с областным центром охвачены все населенные пункты области. Протяженность автобусной маршрутной сети составляет 38761,7 км.
Численность работников организаций транспорта области составляет около 60 тыс.человек (58,5 тыс.человек). Доля занятых в транспортном комплексе от общей численности занятых в экономике области составляет 7,8 процента.
По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Казахстана и Центральной Азии, а также два международных транспортных коридора: "Север-Юг", "Запад-Восток" ("Транссиб"). Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел.
Транспортный комплекс Саратовской области образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг. Наиболее крупные из них:
- Саратовское отделение Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- Ртищевское отделение Юго-Восточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- государственное автономное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (предприятия автомобильного пассажирского и грузового транспорта);
- ОАО "Саратовское речное транспортное предприятие";
- ОАО "Саратовские авиалинии";
- муниципальные предприятия городского электротранспорта: МУПП "Саратовгорэлектротранс", МУП "Балаковоэлектротранс", МУП "Энгельсэлектротранс";
- предприятия частной формы собственности, в том числе индивидуальные предприниматели и частные перевозчики.
Развитие транспортного комплекса Саратовской области приобретает особую остроту в настоящее время как необходимое условие реализации инновационной модели экономического роста, а также как активный фактор ее формирования и улучшения качества жизни населения области.
Для эффективного удовлетворения потребностей народного хозяйства, повышения доступности и качества как транспортных, так и социальных услуг транспортный комплекс должен развиваться опережающими темпами.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от восстановления и сохранения к обновлению и развитию, транспортный комплекс области не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития области.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта и его инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе области, ослаблены позиции гражданской авиации и водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала области. Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса выявляются при организации мультимодальных перевозок, при взаимодействии отдельных видов транспорта, что, в конечном счете, приводит к потерям, диспропорциям и недостаточной удовлетворенности субъектов рыночной экономики области в транспортных услугах.
Это проявляется в следующем:
- состояние транспортной сети области не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам;
- транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры;
- уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения Саратовской области;
- развитие дорожной сети не соответствует темпам развития автомобилизации области;
- основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами;
- не в полной мере используется транзитный потенциал Саратовской области.
Экономический рост Саратовской области сдерживается отсутствием потенциальных возможностей пассажирского транспорта по обеспечению необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов на территории области.
Объем перевозок грузов по транспорту общего пользования составил в 2008 году 28,5 млн. тонн. Наблюдается небольшая тенденция роста этого показателя, так в 2008 году рост составил 105,6 процента к уровню 2007 года.
Таблица 1
Динамика перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн. тонн
Виды транспорта | Годы | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Железнодорожный | 10,1 | 12 | 13,4 | 14,1 | 14,7 | 14,7 | 15,5 | 14,7 |
Автомобильный | 7,2 | 7,4 | 7,1 | 6,9 | 7,1 | 7,7 | 10,2 | 12,5 |
Водный | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,9 | 0,4 | 1,3 | 1,3 |
Воздушный | 0,00059 | 0,00065 | 0,0005 | 0,00045 | 0,00056 | 0,00064 | 0,00059 | 0,0006 |
Объем перевозок пассажиров по всем видам транспорта в 2008 году составил 343,5 млн. пассажиров, прирост к 2007 году - 4,2 процента.
Таблица 2
Динамика перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. пассажиров
Виды транспорта | Годы | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Железнодорожный | 13,7 | 13,8 | 12,9 | 12,5 | 12,7 | 11,9 | 11,1 | 10,6 |
Автомобильный | 176,3 | 166,3 | 162,8 | 154,4 | 167 | 183,2 | 191,1 | 221,5 |
Трамвай/троллейбус | 395,3 | 340,9 | 287,3 | 261,9 | 201,9 | 121,7 | 110,1 | 111,2 |
Воздушный | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Водный | 0,0602 | 0,0642 | 0,0702 | 0,0755 | 0,0803 | 0,0969 | 0,1012 | 0,2 |
В грузообороте наблюдается тенденция снижения, в 2008 году он составил 56222,5 млн. тонно-км, что к уровню 2007 года составляет 97,4 процента.
Таблица 3
Грузооборот по видам транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн. тонно-км