ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 года N 67-П


О внесении изменений в областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год"



На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 21 января 2009 года N 4-П, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов

     
Приложение
к постановлению
Правительства области от
26 февраля 2009 года N 67-П

     

Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год"

     

Паспорт программы

Наименование Программы

областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик

министерство занятости, труда и миграции области

Основные разработчики Программы

министерство занятости, труда и миграции области

Цели и задачи Программы важнейшие оценочные показатели

Цель Программы - повышение эффективности трудовых ресурсов области, в том числе находящихся под риском увольнения  оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и области.

Задачи Программы:

- стимулирование сохранения и создания временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, в том числе организация стажировок на предприятиях для выпускников учебных заведений;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

- стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

- развитие территориальной трудовой мобильности населения области;

- сокращение численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

- уровень регистрируемой безработицы в области на конец года;

- численность официально зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении);

- напряженность на рынке труда области на конец года;

- средняя продолжительность регистрируемой безработицы на конец года;

- численность иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, проведения мероприятий по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ в организациях и на социально значимых объектах Саратовской области для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан.

3. Организация стажировок на предприятиях области для выпускников учебных заведений.

4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

5. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера

Сроки и этапы реализации Программы

2009 год 4 этапа

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство занятости, труда и миграции области; министерство образования области; министерство информации и печати области; государственные учреждения - центры занятости населения районов (городов) области

Объемы и источники исполнения Программы

общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 325430,3 тыс. руб., в том числе:

за счет средств федерального бюджета (прогнозно) -309158,7 тыс. руб.,

за счет средств областного бюджета - 16271,6 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- недопущение роста уровня регистрируемой безработицы выше 2,8 процента на конец 2009 года;

- недопущение роста численности официально зарегистрированных безработных выше 36,1 тыс. человек (в среднегодовом исчислении);

- недопущение роста продолжительности безработицы выше 4,5 месяцев на конец года;

- недопущение коэффициента напряженности на рынке труда выше 4 незанятых на одну вакансию на конец года;

- прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) в рамках организации опережающего обучения не менее 2 тыс. работников, находящихся под риском увольнения;

- трудоустройство не менее 94 процентов граждан, прошедших опережающее профессиональное обучение;

- создание не менее 15,1 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения;

- создание не менее 655 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

- оказание адресной поддержки не менее 300 гражданам для переезда в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера (удельный вес граждан, проработавших свыше 3 месяцев, составит не менее 90 процентов);

- организация не менее 2 тыс. рабочих мест для стажировок на предприятиях, для выпускников учебных заведений;

- трудоустройство на постоянной основе не менее 60 процентов выпускников, прошедших стажировки;

- сокращение численности иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области до 4,2 тыс. человек

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (по согласованию), Правительство области, министерство, занятости, труда и миграции области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


За последние годы рынок труда Саратовской области стабилизировался и находился под влиянием позитивной динамики большинства социально-экономических показателей.

Валовой региональный продукт области в 2008 году составил 316,5 млрд. рублей, его среднегодовой прирост за четыре года составил почти 7 процентов. Динамично развивалось промышленное производство. Индекс промышленного производства достиг уровня 108 процентов, но оставался на 0,2 процентных пункта ниже задач, поставленных перед промышленностью в начале года. Сельское хозяйство области вследствие увеличения производства продукции животноводства, а также высокого урожая зерна по итогам 2008 года превысило на 2,9 процента целевой ориентир, стоявший перед отраслью. Превышены целевые ориентиры по объему услуг связи и обороту розничной торговли. Значительные позитивные изменения отмечены и в транспортной системе области. Коммерческий грузооборот предприятий транспортного комплекса вырос в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2005 года. В 2 раза возросла среднемесячная заработная плата и составила 12 тыс. рублей.

Под воздействием позитивных перемен в экономике среднегодовая численность занятых увеличилась с 1212,2 тыс. человек (в 2005 году) до 1237,3 тыс. человек (в 2007 году). Согласно данным майского обследования населения в 2008 году она составляла 1230 тыс. человек.

Расширение занятости способствовало сокращению общей численности безработных (рассчитанной по методологии МОТ) с 121,4 до 107,5 тыс. человек. При этом уровень общей безработицы снизился с 9,1 процента до 8 процентов от численности экономически активного населения. В первом полугодии 2008 года данная тенденция сохранялась: общая численность безработных в области составляла 99 тыс. человек, уровень общей безработицы - 7,5 процента.

На конец 2007 года численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, составляла 20170 человек, что ниже показателя 2005 года на 113 процента. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,7 процента (на 1 января 2006 года) до 1,5 процента (на 1 января 2008 года). В 2008 году тенденция снижения безработицы на регистрируемом рынке труда сохранялась в течение десяти месяцев. Однако с начала ноября 2008 года (когда безработица была минимальной) численность граждан, имеющих официальный статус безработного, увеличилась на 16,1 процента и составила на конец 2008 года 18033 человека. Уровень регистрируемой безработицы возрос с 1,2 процента (на 1 ноября 2008 года) до 1,4 процента (на 1 января 2009 года), по Российской Федерации - с 1,7 процента до 2 процентов. Наиболее проблемными с точки зрения официальной безработицы на конец 2008 года являлись Ровенский (3,3 процента), Советский (2,7 процента) и Федоровский (2,5 процента) муниципальные районы.

На рынке труда области в 2008 году отмечалось снижение спроса на рабочую силу. Если на начало 2008 года банк данных органов службы занятости содержал информацию о 19,2 тыс. вакансий, то к концу года их количество снизилось до 11,1 тыс. причем основное снижение потребности (на 6,5 тыс. единиц), происходило в ноябре-декабре 2008 года, когда многие предприятия приостановили прием кадров и отозвали вакансии, заявленные ранее.

Напряженность на рынке труда выросла и составила 1,8 незанятых на одну вакансию (на начало 2008 года - 1,1).

Для районов с большой долей сельского населения было характерно значительное отставание спроса от предложения. Так, на конец 2008 года в Новоузенском муниципальном районе на одну вакансию претендовали 66 человек, в Краснопартизанском - 58 человек, а в шести районах области (Федоровском, Самойловском, Питерском, Перелюбском, Озинском, Дергачевском) вакантные рабочие места вообще отсутствовали. Недостаточный спрос на рабочую силу ограничивал возможности трудоустройства жителей села.

Ухудшение ситуации на регистрируемом рынке труда произошло под влиянием финансового кризиса, оказавшим негативное воздействие на занятость населения в регионе.

Среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях и в организациях области уменьшилась по отношению к декабрю 2007 года на 3,0 процента и составила 740,5 тыс. человек. Значительное снижение показателя наблюдалось в организациях, занятых обработкой древесины (на 59,2 процента), химическим производством (на 26,1 процента), текстильным и швейным производством (на 20,9 процента), металлургическим производством (на 19,9 процента), производством машин и оборудования (на 17,8 процента), гостиничным и ресторанным бизнесом (на 16,2 процента), операциями с недвижимым имуществом (на 15,2 процента).

В целях оптимизации штатной численности предприятия и организации области проводили сокращения работников. Только в результате массовых высвобождений остались без работы 2,1 тыс. человек, что на 45,4 процента выше, чем в 2007 году. Причем более 19 процентов (404 человека) были высвобождены в ноябре-декабре 2008 года.

Вынужденная неполная занятость работников, снизившаяся за последние три года в 2,4 раза (с 22,7 тыс. человек - в 2005 году до 9,5 тыс. человек - в 2007 году), в 2008 году значительно возросла. По результатам проведенного мониторинга на конец 2008 года в режиме неполной занятости работало 29,7 тыс. человек, из них в режиме неполного рабочего дня - 5,8 тыс. человек, в режиме неполной рабочей недели - 12,4 тыс. человек, в отпусках по инициативе администрации находилось 11,5 тыс. человек. Более 70 процентов работающих в режиме неполной занятости сосредоточены в 3 крупных города области: Саратове, Энгельсе и Балаково. Наиболее сложная ситуация сложилась в обрабатывающих производствах, где каждый шестой работал в режиме неполного рабочего времени или находился в вынужденном отпуске.

В 2009 году развитие ситуации на рынке труда может происходить по двум основным вариантам.

Первый вариант, "пессимистический", предусматривает сохранение негативных тенденций последних двух месяцев 2008 года. При этом варианте снижение доступа предприятий и организаций к кредитным ресурсам может привести к уменьшению численности занятых в экономике до 1179 тыс. человек. При этом среднесписочная численность работников предприятий и организаций области может снизиться на 7,8 процента и составить 690,0 тыс. человек. Из них в обрабатывающих производствах будет занято 126,0 тыс. человек, в строительстве - 35,0 тыс. человек, в сельском и лесном хозяйствах -31,5 тыс. человек, транспорте и связи - 66,0 тыс. человек.

Второй вариант, "оптимистический", предусматривает постепенное улучшение ситуации в сфере занятости населения. В этом случае численность занятых составит 1209 тыс. человек. При этом среднесписочная численность работников предприятий и организаций области может снизиться на 4,1 процента и составить 718,0 тыс. человек. Из них в обрабатывающих производствах будет занято 133,0 тыс. человек, в строительстве - 38,5 тыс. человек, в сельском и лесном хозяйствах - 33,5 тыс. человек, транспорте и связи - 70,0 тыс. человек.

Вместе с тем сокращение кредитных источников при любом из двух вариантов прогноза повлечет за собой снижение объемов производства.

Наиболее чувствителен к изменениям в финансовой сфере строительный сектор. Приостановка ряда инвестиционных проектов приведет к снижению объемов строительно-монтажных работ. В результате сокращения объемов выдачи ипотечных кредитов уменьшится спрос на жилье, в т.ч. на первичном рынке.

Снижение темпов строительства отрицательно скажется на производстве и реализации строительных материалов. На ЗАО "Волгацемент" уже в последние месяцы 2008 года существенно снизилась отгрузка цемента. Снижение объемов производства коснется и таких предприятий, как ГК "Объединенные стекольные заводы Саратова", выпускающие строительное стекло, ОАО "Завод металлоконструкций".

В сложном положении находятся предприятия автопрома и связанные с ним производства. В связи со снижением объемов продаж и приостановкой производства на крупных автозаводах затруднения испытывают предприятия области, производящие автокомпоненты и автокомплектующие (ОАО "Балаковорезинотехника", ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ", ОАО "Электроисточник", ЗАО "Химформ", ОАО "СПЗ", ОАО "Серп и молот").

Резкое снижение спроса, ухудшение условий кредитования, и, как следствие, недостаток оборотных средств на ОАО "СПЗ", ОАО "Нефтемаш-Сапкон", ООО "Завод электроагрегатного машиностроения СЭПО-ЗЭМ", ОАО "Газаппарат", ОАО HПП "Контакт" и других предприятиях приведут к сокращению объемов производства.

Значительное снижение объема инвестиций в основной капитал ожидается по предприятиям: ОАО "Саратовнефтегеофизика", ОАО "Саратовский НПЗ".

Снижение объемов производства будет сопровождаться высвобождением работников с предприятий области. В январе - апреле 2009 года предприятия и организации области планируют высвободить 7,1 тыс. человек. В основном высвобождения будут происходить в Саратове и в Балаково с предприятий обрабатывающих производств. Наиболее значительные высвобождения планируются на ОАО "Саратовский подшипниковый завод", ЗАО "ТЗС", ОАО "Балаковорезинотехника", ОАО НПП "Контакт", ОАО "Завод автономных источников тока", ООО "Торэкс" и другие. Общая численность работников, уволенных по причине сокращения численности, может составить по первому варианту прогноза 30 тыс. человек, по второму - 25 тыс. человек

Результаты мониторинга, проводимого министерством занятости, труда и миграции области, показывают, что в структуре высвобождаемых работников около 49 процентов составляют работники, имеющие рабочие профессии (слесарь, разнорабочий, водитель, токарь, шлифовщик, сборщик, сварщик и прочие). Специалисты и служащие составляют около 43 процентов (инженер, менеджер, мастер, инспектор, экономист, врач и прочие). На руководителей структурных подразделений всех уровней (управленцев) приходится 8 процентов.

Структура высвобождаемых работников по уровню образования показывает, что более половины высвобождаемых составляют граждане, имеющие начальное профессиональное образование. Около 30 процентов приходится на высвобождаемых с высшим профессиональным образованием, 20 процентов - со средним специальным образованием.

В целях сохранения кадрового потенциала работодатели по-прежнему будут использовать режим неполной занятости работников. На конец января 2009 года в режиме неполной занятости работало 33,9 тыс. человек, что на 14,1 процента больше, чем на начало года. Ожидается, что объемы неполной занятости увеличатся до 60-100 тыс. человек в зависимости от варианта развития ситуации. Причем ее структура в территориальном и отраслевом разрезах существенно не изменится. Наибольшие объемы неполной занятости будут отмечаться в крупных городах: Саратове, Энгельсе, Балаково. Наиболее острая ситуация сохранится на предприятиях обрабатывающих производств.

Неполная занятость отрицательно скажется на уровне заработной платы и станет одной из причин высокой текучести кадров с предприятий. По прогнозным оценкам численность граждан, уволенных с прежнего места работы по собственному желанию с целью поиска более эффективных вариантов занятости, будет колебаться в пределах 150-165,5 тыс. человек. На регистрируемом рынке труда их доля останется преобладающей. Причем, если учесть, что при стабильном развитии экономики искал работу при содействии органов службы занятости лишь каждый четвертый уволенный по собственному желанию, так как большинство уже имели варианты трудоустройства, то в условиях снижения спроса на рабочую силу, их доля может увеличиться до 50 процентов. Кроме того, росту числа безработных среди данной категории будут способствовать изменения закона о занятости населения в части установления для них размера пособия по безработице в зависимости от среднего заработка.

Оптимизация организационной и финансовой структур вынуждает работодателей не только сокращать численность работников, но и ограничивать спрос на рабочую силу. В 2009 году тенденция уменьшения потребности в кадрах сохранится. К концу 1 квартала 2009 года она не превысит 7 тыс. единиц. Наибольшее снижение потребности ожидается на специалистов по экономике, управлению, бухучету, финансам, менеджменту, то есть тех, чьи профессиональные группы являются наиболее многочисленными на регистрируемом рынке труда. Это обострит проблему дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

На сельском рынке труда ситуация останется сложной. В результате проведенного в 2008 году социального картографирования в области выявлено 140 критических (с точки зрения занятости) зон рынка труда, из которых в 47 населенных пунктах с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 человек отсутствовали работодатели. Последствием финансового кризиса может стать дальнейшее сокращение количества рабочих мест и увеличение количества населенных пунктов с отсутствием работодателей. Таким образом, на территории области сохранятся неравномерные условия для обеспечения занятости населения.

Дополнительно на рынок труда в 2009 году может выйти 21-23 тыс. выпускников (в зависимости от вариантов прогноза). Как показывает практика, доля выпускников в числе граждан, обратившихся в органы службы занятости по вопросу трудоустройства, составляет около 2,5 процента. Найти работу выпускникам в рыночных условиях достаточно сложно, поскольку работодатели требуют от них не только высокой квалификации, но и практического опыта работы.

Данные анализа состава безработных выпускников свидетельствуют, что на рынке труда отмечается существенный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы среди выпускников. Поскольку большинство из них имеют экономические, бухгалтерские и юридические специальности, напряженность на регистрируемом рынке труда в разрезе данных специальностей является одной из самых высоких.

Кроме того, рост цен на товары и услуги, в том числе жилищно-коммунальные, обусловит снижение жизненного уровня населения, в результате на рынок труда выйдут лица, длительное время не работавшие в экономике и в связи с этим утратившие свою квалификацию. По прогнозам, численность данной категории в 2009 году составит 24 тыс. человек.

Официальная статистика не учитывает количество жителей области, работающих на предприятиях других регионов. По данным ГУ ЦЗН городов и районов области в 2009 году их численность может составить 80-100 тыс. человек, в отдельных районах до 15 процентов трудоспособного населения. Ожидается, что в службу занятости населения обратится около половины вернувшихся в область из других регионов.

Таким образом, резкое обострение финансового кризиса обусловит рост безработицы в Саратовской области. Ожидается, что по первому варианту прогноза общая численность безработных в 2009 году повысится до 150 тыс. человек, уровень общей безработицы составит 11,3 процента при численности экономически активного населения 1325 тыс. человек, по второму варианту - общая численность безработных составит 120 тыс. человек, уровень общей безработицы - 9,1 процента.

Официальная безработица может вырасти до конца 2009 года до 40 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составит в этом случае 3 процента при численности экономически активного населения 1325 тыс. человек. При более благоприятном развитии ситуации в сфере занятости численность зарегистрированных безработных на конец года составит 35 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,6 процента.

Кроме увеличения численности безработных граждан предполагается изменение их структурного состава в части увеличения доли лиц, испытывающих трудности с подбором подходящей работы: лиц предпенсионного возраста (до 15 процентов), инвалидов (до 11 процентов). В результате продолжительность регистрируемой безработицы возрастет за год с 4,1 до 4,9 месяца.

Напряженность на рынке труда области может увеличиться до 8 незанятых на 1 вакансию (по второму варианту - до 5). Кроме того, финансовый кризис приведет к усилению дифференциации районов области по напряженности на рынке труда в связи с возможным снижением потребности экономики в кадрах.

Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, утвержденной Законом Саратовской области от 4 декабря 2008 года N 330-ЗСО позволит в 2009 году:

- трудоустроить при содействии органов службы занятости 81,5 тыс. человек;

- направить на профессиональное обучение - 9,3 тыс. человек,

- организовать общественные работы для 11 тыс. безработных граждан,

- оказать содействие самозанятости безработных граждан (информационно-консультационные услуги не менее 4,5 тыс. гражданам, финансовую помощь -94 гражданам).

Однако анализ ситуации, сложившейся к концу 2008 года, показывает, что стабилизировать ситуацию на рынке труда данными мерами не удастся. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда по следующим направлениям:

- опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»