РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области"
на 2009-2011 годы
(с изменениями на 24 декабря 2011 года)
принят Саратовской областной Думой
26 ноября 2008 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 449-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 461-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 703-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 484-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2010 N 669-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 13.04.2011 N 193-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.05.2011 N 276-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 11.07.2011 N 348-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2011 N 740-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Губернатор Саратовской области
П.Л. Ипатов
г.Саратов
4 декабря 2008 г.
N 330-ЗСО
Приложение
к Закону Саратовской области
"Об областной целевой программе
"Содействие занятости населения
и развитие кадрового потенциала
Саратовской области" на 2009-2011 годы"
Наименование Программы | областная целевая программа "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик | министерство занятости, труда и миграции области |
Основные | министерство занятости, труда и миграции области, министерство образования области |
Цель и задачи | Цель Программы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов области и оптимизация системы управления занятостью как основы устойчивости и динамичного развития области. Задачи Программы: - обеспечение защиты от безработицы и повышение эффективности занятости населения области; - обеспечение дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов области; - создание правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие кадрового потенциала области, с учетом перспектив экономического развития области; - создание условий для обеспечения соответствия образовательных результатов областной системы начального и среднего профессионального образования требованиям регионального рынка труда. Важнейшие оценочные показатели Программы: - уровень регистрируемой безработицы в области на конец года; - уровень трудоустройства граждан, состоявших на учете в органах службы занятости населения; - численность граждан, трудоустроенных на квотируемые (резервируемые) рабочие места; - доля граждан, трудоустроенных после окончания профессионального обучения; - количество предприятий, заявивших о вакантных рабочих местах в органы службы занятости населения; - численность иностранных работников, предполагаемых к привлечению на территорию области из стран с визовым режимом; - доля работников учреждений социальной защиты населения, образования, повысивших квалификацию; - доля учащихся в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в областных государственных учреждениях профессионального образования по программам начального профессионального образования; - степень отклонения численности приема учащихся в областные государственные образовательные учреждения профессионального образования от дополнительных прогнозных потребностей рынка труда на среднесрочную перспективу; - коэффициент обновления структуры приема в учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования (доля вновь введенных образовательных программ (профессий); - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучавшихся по программам повышенного уровня; - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших сертификацию профессиональных квалификаций с участием работодателей области; - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности), в общей численности выпускников; - доля выпускников областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости населения; - качественный состав педагогических кадров областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; - доля областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи с ограниченными возможностями здоровья (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 484-П, см. предыдущую редакцию) |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | министерство занятости, труда и миграции области, министерство образования области, министерство социального развития области, министерство промышленности и энергетики области, министерство по развитию транспортного комплекса области, министерство сельского хозяйства области, комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог области, Союз товаропроизводителей и работодателей области (по согласованию), торгово-промышленная палата области (по согласованию), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, Главное управление МЧС России по области (по согласованию) (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 18.10.2010 N 484-П, см. предыдущую редакцию) |
Перечень подпрограмм | "Содействие занятости населения Саратовской области"; "Развитие кадрового потенциала Саратовской области"; "Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики Саратовской области" |
Объемы и источники | общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1128874,2 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 302469,4 тыс. рублей, из них: 2009 год - 109946,0 тыс. рублей; 2010 год - 112915,0 тыс. рублей; 2011 год - 79608,4 тыс. рублей; за счет средств областного бюджета - 181304,8 тыс. рублей, из них: 2009 год - 176234,1 тыс. рублей; 2010 год - 2679,6 тыс. рублей; 2011 год - 2391,1 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 645100,0 тыс. рублей, из них: 2009 год - 177200,0 тыс. рублей; 2010 год - 213700,0 тыс. рублей; 2011 год - 254200,0 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 24.12.2011 N 740-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые | - недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 2,1 процента на конец 2009 года и выше 2,3 процента - на конец 2011 года (абзац в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 N 703-П, см. предыдущую редакцию); - повышение сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения на рынке труда путем заполнения вакансий: в 2009 году - 95 тыс., в 2010 году - 100 тыс., в 2011 году - 105 тыс.; - осуществление целенаправленного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов различных отраслей; - улучшение профориентационной работы по привлечению молодежи в областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования; - формирование плана-задания на подготовку специалистов для отраслей экономики с охватом 15 процентов крупных и средних предприятий области; - повышение квалификации и профессиональной переподготовки не менее 8 процентов работников учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры, физической культуры и спорта; - увеличение доли трудоустроенных на постоянную работу по специальности выпускников образовательных учреждений, в том числе из учреждений среднего профессионального образования - до 60 процентов, из учреждений начального профессионального образования -до 75 процентов; - повышение степени информированности населения и работодателей о ситуации на рынке труда и проводимых мероприятиях по развитию кадрового потенциала области; - создание современной инфраструктуры областной системы начального и среднего профессионального образования; - внедрение новых образовательных технологий на основе компетентного подхода, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания профессионального образования; - внедрение новых форм и механизмов оценки и контроля качества профессионального образования с привлечением профессиональных объединений; - рост экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиление их ответственности за конечные результаты деятельности; - увеличение доступности начального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Система | контроль за исполнением Программы осуществляется министерством занятости, труда и миграции области, министерством образования области, министерством экономического развития и торговли области, министерством финансов области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области по обеспечению социальной защиты от безработицы, созданию условий для эффективной занятости населения, развитию кадрового потенциала, обеспечению квалифицированными кадрами экономики области.
Программа включает в себя три подпрограммы: "Содействие занятости населения области", "Развитие кадрового потенциала области", "Формирование эффективной системы подготовки рабочих кадров и специалистов для экономики области".
В последние годы в Саратовской области сложился достаточно стабильный рынок труда. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов. В результате активной деятельности органов службы занятости населения и других социальных партнеров рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период экономического роста.
Под воздействием позитивных перемен в экономике среднегодовая численность занятых увеличилась с 1169,5 тыс. человек в 2005 году до 1197,5 тыс. человек в 2007 году.
Расширение занятости способствовало сокращению общей численности безработных (рассчитанной по методологии МОТ) с 121,4 до 107,5 тыс. человек. При этом уровень общей безработицы снизился с 9,1 процента до 8 процентов от численности экономически активного населения.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, уменьшилась с 22736 человек на 1 января 2006 года до 20170 человек на 1 января 2008 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,7 до 1,5 процента.
При сохранении в течение 9 месяцев 2008 года положительной динамики социально-экономических показателей, в 4 квартале под влиянием финансового кризиса произошел спад объемов производства товаров и услуг. В результате среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях и в организациях области, уменьшилась по отношению к декабрю 2007 года на 3 процента и составила 740,5 тыс. человек.
Значительное снижение показателя наблюдалось в организациях, занятых обработкой древесины (на 59,2 процента), химическим производством (на 26,1 процента), текстильным и швейным производством (на 20,9 процента), металлургическим производством (на 19,9 процента), производством машин и оборудования (на 17,8 процента), гостиничным и ресторанным бизнесом (на 16,2 процента), операциями с недвижимым имуществом (на 15,2 процента).
Оставалась сложной ситуация с занятостью сельского населения. Число ликвидированных организаций в 3,5 раза превысило число вновь зарегистрированных (449 против 129), что привело к снижению среднесписочной численности работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, с 40,8 до 36,2 тыс. человек.
Спад производства обусловил увеличение объемов массовых высвобождений и неполной занятости, сокращение спроса на рабочую силу, что привело к росту безработицы на официальном рынке труда. Если за 9 месяцев 2008 года уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,5 процента до 1,2 процента, то к концу декабря он вырос до 1,4 процента. При этом численность безработных граждан увеличилась на 14 процентов и составила на конец 2008 года 18033 человека.
Значительные изменения произошли в структурном составе безработных.
На 1 января 2009 года 67,1 процента безработных - женщины (в сравнении, в 2006 году женщины составляли 70,8 процента), 22,7 процента - молодежь в возрасте 16-29 лет (в 2006 году - 25,5 процента).
Доля граждан, имеющих высшее профессиональное образование, повысилась с 16,1 процента до 17,2 процента от численности безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, со средним профессиональным образованием снизилась - с 24,6 процента до 22,2 процента. Наиболее многочисленная группа - граждане со средним (полным) общим образованием (27,3 процента от численности зарегистрированных безработных на 1 января 2009 года).
Основной причиной обращения незанятых граждан в органы службы занятости населения являлось увольнение работников по собственному желанию. По отношению к 2006 году доля граждан, относящихся к данной категории, увеличилась с 40,2 процента до 40,8 процента.
На 43,6 процента снизилось количество безработных, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, и в 2008 году их доля составила 8,3 процента от численности поставленных на учет ищущих работу граждан. Однако в 2009 году в результате финансового кризиса и увеличения объемов сокращений работников возможно увеличение показателя до 17 процентов.
Численность граждан, не работавших длительное время, снизилась по сравнению с 2006 годом на 18 процентов, и на 1 января 2009 года их доля составляла 18,8 процента от числа поставленных на учет ищущих работу граждан.
Доля инвалидов в числе обратившихся за содействием в трудоустройстве увеличилась с 2,8 процента в 2006 году до 3,1 процента в 2008 году.
Доля граждан, уволенных из Вооруженных Сил и поставленных на учет в органах службы занятости населения, составляла в 2006-2008 годах 0,3 процента.
Таким образом, основными клиентами органов службы занятости населения продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, отсутствием трудового стажа, ограничениями по состоянию здоровья, а также граждане, неспособные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.
Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются безработные граждане в процессе поиска подходящей работы, являются:
1) существенные различия между условиями найма и требованиями соискателей.
Низкий уровень заработной платы по вакансиям, содержащимся в банке данных, делает их непривлекательными для потенциального работника. Так, из 11,1 тыс. вакансий базы данных органов службы занятости населения на конец 2008 года оплату труда выше прожиточного минимума предполагали лишь 76 процентов. Более того, средняя заработная плата по заявленным вакансиям была значительно меньше среднеобластного показателя (7,5 против 12 тыс. рублей). Приведенные данные позволяют сделать вывод, что на регистрируемый рынок труда попадают вакансии, наименее привлекательные для соискателей, тогда как высокооплачиваемые вакансии в большинстве случаев заполняются без посредничества органов службы занятости населения;
2) высокие требования современного рынка труда к образованию и квалификации претендентов на рабочие места, их трудовой мобильности.
Все выше ценится профессионализм, качество базового и дополнительного образования. В то же время основные представители регистрируемого рынка труда относятся к неконкурентоспособным категориям: лица, длительное время не работавшие и в связи с этим утратившие свою квалификацию; граждане, имеющие низкую квалификацию (уборщицы, сторожа, дворники, грузчики); выпускники без опыта работы; инвалиды, имеющие ограничения к труду по состоянию здоровья. Кроме того, как показывает практика, большинство работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки производства, нуждаются либо в повышении квалификации, либо в получении новой специальности;
3) неравномерное распределение спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным и тендерным признакам.
В 2008 году на одного электрогазосварщика, сантехника, строителя, станочника приходилось от 3 до 6 вакансий, в то же время на одну вакансию экономиста, бухгалтера, финансиста и юриста претендовали 2 человека. Таким образом, в области сохраняется непростая ситуация, подкрепляемая постоянным выходом на рынок труда граждан с невостребованными знаниями, умениями и навыками, тогда как воспроизводства кадров необходимого профиля и квалификации в достаточном количестве не происходит, в том числе и по причине несоответствия профессионального выбора и трудовых предпочтений школьников потребностям экономики. Более того, в условиях финансового кризиса произойдет усиление напряженности на профессиональных рынках труда специалистов в области финансово-экономической и административной деятельности, права.
Несмотря на повышение спроса на женскую рабочую силу, число претендентов на рабочие места превышало число вакансий в 1,2 раза. В то же время недостаточное количество соискателей-мужчин создавало значительные трудности в заполнении вакансий, предназначенных для них (в среднем 2 вакансии на 1 мужчину, занятого поиском работы);
4) высокий уровень сельской безработицы.
Несмотря на рост общей безработицы на селе, взаимодействие с администрациями муниципальных районов и работодателями в части содействия занятости населения обусловили снижение численности сельских безработных. Однако уровень безработицы сельских жителей по-прежнему значительно превышает среднеобластной показатель.
Ситуация на сельском рынке труда усугублялась недостаточным спросом на рабочую силу. При возрастающей доле жителей села в составе безработных для них предназначалось лишь 7,8 процента вакансий. Недостаток вакансий не позволял удовлетворить потребность сельских безработных в трудоустройстве. Более того, в 47 населенных пунктах области с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 человек отсутствовали работодатели, и в связи с этим найти работу по найму здесь практически не представлялось возможным. Альтернативой работы по найму выступает только работа в личном подсобном, домашнем хозяйстве, самозанятость или трудоустройство в другой местности как в пределах области, так и на территории других регионов.
Вместе с тем в деятельность органов службы занятости населения внедряется новое направление работы по переселению в сельскую местность квалифицированных кадров и членов их семей с предоставлением жилья. В органах службы занятости населения действует ежемесячно обновляемый банк вакансий с предоставлением жилья в сельской местности области. На 1 января 2009 года имелись сведения о вакансиях в 6 районах области, представлено 29 вакансий рабочих мест, 79 процентов которых - для медицинских работников и педагогов;
5) сохранение значительной дифференциации районов области по уровню безработицы и напряженности на рынке труда вследствие различий в их экономическом развитии и низкой трудовой мобильности рабочей силы.
На конец 2008 года наиболее проблемными с точки зрения официальной безработицы являлись Ровенский (3,3 процента), Советский (2,7 процента), Федоровский (2,5 процента) и Озинский (2,2 процента) муниципальные районы.
Для этих, а также ряда других районов с большой долей сельского населения характерно значительное отставание спроса от предложения. Так, на конец 2008 года в Новоузенском муниципальном районе на одну вакансию претендовали 66 человек, а в 6 районах области (Дергачевском, Озинском, Перелюбском, Питерском, Самойловском и Федоровском) -вакантные рабочие места вообще отсутствовали. Недостаточный спрос на рабочую силу ограничивал возможности трудоустройства жителей села.
С 2009 года финансовый кризис может привести к усилению дифференциации районов области по уровню безработицы и напряженности на рынке труда в связи с возможным снижением потребности экономики в кадрах;
6) низкий охват населения области информационными услугами о состоянии рынка труда ввиду недостаточного финансирования данного направления из федерального бюджета.
Ежегодно органы службы занятости населения за счет средств федерального бюджета предоставляют информационную услугу лишь каждому двенадцатому жителю области, находящемуся в трудоспособном возрасте.
Для повышения качества предоставляемых услуг в соответствии с административными регламентами центры занятости населения должны размещать раздаточные информационные материалы (брошюры, буклеты) как в самих центрах занятости населения, так и в иных органах и учреждениях, раздавать их в местах проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, межведомственных мероприятий органов службы занятости населения. Размещать информацию о состоянии и перспективах развития рынка труда, об имеющихся в органах службы занятости населения вакансиях, о трудовых правах и гарантиях работающих, об оплате труда на информационных стендах органов службы занятости населения, в средствах массовой информации.