РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы"
(с изменениями на 25 марта 2011 года)
принят Саратовской областной Думой
25 июля 2007 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 30.07.2008 N 199-ЗСО,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 271-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 434-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.11.2010 N 593-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2010 N 636-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2011 N 153-П.
_______________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2010 годы" согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области
П.Л. Ипатов
г. Саратов
2 августа 2007 г.
N 147-ЗСО
Областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы"
Наименование Программы | - областная целевая программа "Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007-2011 годы" (далее - Программа) (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию) |
Основания для разработки Программы | - Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 155-ЗСО "О противодействии коррупции в Саратовской области", распоряжение Правительства Саратовской области от 30 марта 2007 года N 60-Пр "О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Саратовской области на 2007 год" |
Государственный заказчик Программы | - управление делами Правительства области |
Основные разработчики Программы | - отдел по противодействию коррупции при Правительстве области |
Цели Программы | - создание системы по предупреждению коррупционных действий; снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность государственных и муниципальных органов, повседневную жизнь граждан на территории области; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявлений коррупции |
Задачи Программы | - внедрение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области; выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов; разработка рекомендаций и проектов законов, направленных на снижение уровня коррупции; оценка существующего уровня коррупции; мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения области к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления; предупреждение коррупционных правонарушений; устранение условий, порождающих коррупцию; содействие доступу граждан и организаций к информации о фактах коррупции, в том числе путем освещения таких фактов в средствах массовой информации; формирование антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции |
Сроки реализации Программы | - 2007-2011 годы (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию) |
Исполнители основных мероприятий Программы | - отдел по противодействию коррупции при Правительстве области, управление делами Правительства области, министерство информации и печати области, министерство образования области, комитет общественных связей и национальной политики области, управление кадровой политики и государственной службы Правительства области (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П, см. предыдущую редакцию) |
Объемы и источники финансирования Программы | - общие затраты на реализацию Программы составляют 2021,6 тыс. рублей, в том числе: в 2007 году - 900 тыс. рублей; в 2008 году - 600 тыс. рублей; в 2009 году - 371,6 тыс. рублей; в 2010 году - 30 тыс. рублей; в 2011 году - 120 тыс. рублей. Финансирование Программы производится из средств областного бюджета (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2010 N 636-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - в политической сфере: укрепление доверия гражданского общества к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления; устранение коррупциогенности нормативных правовых актов области; снижение угрозы ослабления демократических институтов области и повышение авторитета общественных организаций; в экономической сфере: оптимизация бюджетных расходов; снижение издержек на ведение бизнеса за счет снижения уровня его коррупциогенности; повышение инвестиционной привлекательности области путем увеличения уровня доверия инвесторов к деятельности органов государственной власти области; в социальной сфере: создание нетерпимого отношения общественности к проявлениям коррупции; укрепление в обществе идей некоррумпированного рынка; повышение качества и доступности государственных услуг для населения области; упорядочение системы предоставления государственной поддержки населению; прозрачность системы социального обеспечения населения |
Важнейшие оценочные показатели Программы | - оценочные показатели эффективности реализации Программы приведены в разделе "Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы" |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" (позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 271-П, см. предыдущую редакцию) |
Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных целей реформы является минимизация коррупции в органах исполнительной власти. Коррупция стала серьезной проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2009 N 434-П, см. предыдущую редакцию).
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации недопустимо высок. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
Областной целевой программой "Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах", утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО "Об областных целевых программах", предусмотрена необходимость разработки областной целевой программы по противодействию коррупции.
Коррупция - сложное и комплексное общественное явление, поэтому требуется формирование специфических принципов правового регулирования. Данные принципы не сводятся только к введению санкций и их усилению. Центр тяжести должен быть перенесен на комплексный подход и сочетание различных средств - юридических, экономических, организационных, воспитательных и др. Их закрепление в законодательстве и умелое использование в процессе реализации Закона Саратовской области "О противодействии коррупции в Саратовской области" будут иметь положительный результат.
Настоящая Программа является важной составной частью антикоррупционной политики и обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение коррупции.
Как показывают социологические исследования, коррупция в разной степени присутствует во всех сферах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с представителями организаций и гражданами.
По данным социологических исследований правовых коллизий законодательства в сфере предпринимательских отношений, около четверти респондентов состоят в "особых" отношениях с государственными служащими и решают свои проблемы методом неформальных возмездных договоренностей.
Основополагающим элементом Программы является проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области. Цели независимой антикоррупционной экспертизы аналогичны целям антикоррупционной экспертизы, определенным Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 155-ЗСО "О противодействии коррупции в Саратовской области".
Реализация настоящей Программы даст возможность разработать и внедрить систему мониторинга антикоррупционных мероприятий, позволяющую определять их приоритетные направления, оценивать эффективность и своевременно корректировать проведение антикоррупционной политики. Система мониторинга включает в себя:
определение уровня коррупции;
определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т.п.);
мониторинг эффективности антикоррупционных мероприятий.
Одним из приоритетных направлений Программы является информирование общества о противодействии коррупции в органах государственной власти области и органах местного самоуправления. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, любая общественно-политическая программа должна быть прозрачной для общества, во-вторых, данному направлению корреспондирует основная цель не только Программы, но и главной идеи противодействия коррупции - формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Физические лица и представители организаций, информированные об уровне и эффективности противодействия коррупции, уверенные в правовой защите, не станут субъектами коррупционных правонарушений.
Помимо информирования необходимыми условиями эффективности противодействия коррупции являются повышение уровня правовой грамотности населения и создание такого психологического климата в обществе, при котором нетерпимое отношение к коррупции становится нормой и стимулирует участие граждан в политической жизни области и государства в целом.
Программа основывается на реализации следующих базовых направлений:
1. Деятельность уполномоченного органа по противодействию коррупции - отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.
Ключевыми функциями уполномоченного органа должны стать координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на ликвидацию (уменьшение) условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, во всех органах исполнительной власти области и органах местного самоуправления.
2. Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области.
Важной составляющей комплекса мер по противодействию коррупции должна стать независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов области и проектов правовых актов области. Целью названной экспертизы является устранение норм, способствующих возникновению и распространению коррупции.
Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных и муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
3. Информационное обеспечение антикоррупционной политики.
В рамках Программы предполагается систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, субъектов предпринимательской деятельности.
Необходимо также широкое информирование общества о проводимых в области мероприятиях по реализации антикоррупционной политики и об их результатах.
Должны проводиться публичные информационные мероприятия с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности.
В области должен быть организован "телефон доверия" для получения сообщений о фактах коррупции и последующего реагирования, функционирующий на базе отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.
Также должна быть создана Интернет-страница отдела по противодействию коррупции на официальном портале Правительства области для информирования общественности о фактах коррупции и принятых по ним мерам, мероприятиях по противодействию коррупции, ходе реализации Программы.
4. Формирование антикоррупционного общественного сознания.
В рамках данного направления будет проводиться пропаганда негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции. Должна быть создана и внедрена системная программа этического образования государственных гражданских служащих области. Ее основная задача - разъяснение государственным гражданским служащим области основных положений международного, федерального гражданского законодательства и законодательства области по противодействию коррупции, корпоративных ценностей органа исполнительной власти области, вопросов юридической ответственности за коррупционные правонарушения, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.
Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года N Пр-1568, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" (далее - Указ) предусмотрен комплекс мероприятий антикоррупционной направленности на 2010-2011 годы (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П).
В рамках Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить своевременную корректировку планов по противодействию коррупции в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П).
Этим обусловлено продление срока действия Программы на период до 2011 года. В 2011 году предусматривается реализация мероприятий антикоррупционной направленности, соответствующих Национальному плану противодействия коррупции на 2010-2011 годы:
организация и проведение опроса общественного мнения для оценки уровня коррупции, выявления недостатков в законодательстве области, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявления коррупционных сфер деятельности;
демонстрация социальной рекламы антикоррупционной направленности;
(абзац исключен постановлением Правительства Саратовской области от 21.12.2010 N 636-П, см. предыдущую редакцию).
(часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 N 426-П)
Программа - важнейшая составная часть антикоррупционной политики в области.
Целями Программы являются:
1. Создание системы по предупреждению коррупционных действий. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
внедрение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов области и проектов правовых актов области;
выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов;
разработка рекомендаций и проектов законов, направленных на снижение уровня коррупции.
2. Снижение уровня коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления, повседневную жизнь граждан на территории области.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
оценка существующего уровня коррупции;
мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения области к деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления;