Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2007 года N 230-П


Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области

(с изменениями на 1 апреля 2009 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 25.12.2017 N 679-П
________________________________________________


_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 08.11.2007 N 392-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 09.09.2008 N 352-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.12.2008 N 467-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П.

_______________________________________________________________


В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Саратовской области "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области согласно приложению.

2. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 08.11.2007 N 392-П, см. предыдущую редакцию)

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14 июня 2007 года N 230-П

     

Региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области

1. Общие положения. Принципы организации территории городских и сельских поселений


1.1. Настоящие Региональные нормативы градостроительного проектирования разработаны в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих объектов на территории городских и сельских поселений Саратовской области и включают основные рекомендации по их планировке и застройке.

1.2. Региональные нормативы градостроительного проектирования (далее - нормативы) учитываются при разработке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, а также проектов планировки территорий, утверждаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов области в соответствии с Законом Саратовской области "О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области".

1.3. Нормативы используются в соответствии с законодательством Российской Федерации при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора за осуществлением градостроительной деятельности, а также обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области, независимо от их организационно-правовой формы.

1.4. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и направлены на устойчивое развитие территорий городских и сельских поселений Саратовской области с учетом статуса населенного пункта, его роли и особенностей в системе расселения.

1.5. Нормативы устанавливают:

а) требования, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья граждан, сохранение и развитие территорий природного комплекса, охрану памятников истории и культуры, сохранение исторической среды городов и поселений (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию);

б) нормативы планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования, обеспечивающие социально гарантированные условия жизнедеятельности* в соответствии с назначением территории;

_____

* - здесь и далее слова, выделенные курсивом, см. приложение N 2

в) нормативы организации систем транспортной и инженерной инфраструктур;

г) нормативы организации систем обслуживания и размещения объектов социальной инфраструктуры.

1.6. Нормативы разработаны в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Саратовской области, нормами и другими документами, перечень которых приведен в приложении N 1.

1.7. Объектами градостроительного нормирования на территории поселения являются:

функционально-планировочные образования: общественные центры, зоны, участки общественной застройки, жилые районы, микрорайоны, группы, участки жилой застройки, общественные и жилые территории сельских поселений, производственные зоны, участки производственной застройки, природные зоны, парки, сады, бульвары и скверы;

сеть учреждений и предприятий общественного обслуживания;

территории улично-дорожной сети, транспортной и инженерной инфраструктуры.

1.8. Расположение объектов градостроительного нормирования на территории Саратовской области, на территории ее городов и поселений определяется в составе или на основании Схемы территориального планирования, Генеральных планов городов и поселений, с учетом соответствующих правил землепользования и застройки, утверждаемых органами местного самоуправления. Границы объектов градостроительного нормирования устанавливаются в составе градостроительной документации.

1.9. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры. При реконструкции в целях обеспечения преемственности развития и расширения многообразия городской среды следует сохранять (воссоздавать) положительные качества реконструируемой среды: ориентацию зданий относительно улиц, масштабное соотношение открытых и застроенных пространств, озеленение, благоустройство.

1.10. Не рекомендуется применение типовых проектов жилых и общественных зданий:

на охраняемых территориях городов и поселений - на территориях историко-культурного значения, на территориях исторической застройки, на территориях природного комплекса;

на территориях системы общегородского центра - на территориях городских многофункциональных центров на территориях примагистральных общественных зон, на территориях многофункциональных и общественных зон.

1.11. В крупном городе рекомендуется комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

1.12. Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать, руководствуясь Схемой территориального планирования Саратовской области, в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, выделяя жилую, общественную и производственную территории.

1.13. Размещение новых и реконструкция существующих городов и сельских поселений, промышленных предприятий, зданий, сооружений и коммуникаций на орошаемых и осушенных землях, пашнях, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями, а также землях, занятых водоохранными, защитными и другими лесами, допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Законом Саратовской области "О земле".

1.14. В Схеме территориального планирования Саратовской области должны быть определены перспективы развития городских и сельских поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Расчетный срок должен быть 10 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 20 лет.

1.15. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций. Численность населения складывается из трех групп: градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной. Численное соотношение между этими группами меняется в зависимости от этапа строительства города его величины и места в системе расселения. Расчет численности населения должен быть комплексным с учетом демографических показателей и численности градообразующей группы населения и определяться методом демографического прогноза естественного и механического движения населения и методом трудового баланса. Расчет численности сельского населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.

Городские округа и сельские поселения Саратовской области в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.1.

Таблица 1.1

Группы поселений

Население, тыс. человек

Города

Сельские поселения

Крупные

от 250 до 1000

свыше 3

Большие

от 100 до 250

от 1 до 3

Средние

от 50 до 100

от 0,2 до 1

Малые

до 50

до 0,2


Примечание:

1. В группу малых городов включаются рабочие поселки (в Саратовской области их население от 6 тыс. до 14 тыс. человек), имеющие статус городского округа и городского поселения (поселок городского типа). Эти поселки следует проектировать по нормативам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

2. Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса городского округа и городского поселения, следует проектировать по нормативам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

3. Сельские поселения в Саратовской области - село, поселок, деревня, хутор, поселение при железнодорожной станции и разъезде.

1.16. Настоящие нормативы выполнены с учетом обязательных для применения и соблюдения требований, изложенных в Технических регламентах, обеспечивающих безопасность эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним сооружений.

2. Охраняемые территории

Охрана памятников истории и культуры, сохранение и развитие исторических зон


2.1. Градостроительная деятельность на территории не должна приводить к искажению объектов культурного наследия, а также особенностей их восприятия. Регулирование градостроительной деятельности в части охраны культурного наследия осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Саратовской области "Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области" на основании:

утвержденных границ, режимов содержания и использования территорий историко-культурного назначения;

нормативных параметров эволюционно сложившихся типов застройки - морфотипов;

историко-культурных исследований;

требований и ограничений визуально-ландшафтного характера.

2.2. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. В состав земель историко-культурного назначения входят территории:

а) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия и выявленных объектов культурного наследия;

б) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов и ремесел;

в) военных и гражданских захоронений.

Границы, режимы содержания и использования территорий историко-культурного значения в городе (или поселении) разрабатываются градостроительными органами по заданию и последующему согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия и утверждаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Территории историко-культурного значения включают в себя территории недвижимых памятников, заповедные территории, особо охраняемые территории и зоны их охраны.

2.3. Территория объектов культурного наследия (памятники, ансамбли и достопримечательные места) подлежит охране и использованию вместе с самим объектом культурного наследия как единый комплекс.

На территории объекта культурного наследия запрещена строительная и хозяйственная деятельность, кроме реставрации, регенерации и мероприятий для обеспечения физической сохранности памятника и условий его восприятия. Режим содержания территории памятника допускает использование методов компенсационного строительства в целях восстановления композиционной целостности памятников.

2.4. Сосредоточение памятников и окружающая их застройка могут быть объединены в заповедные территории со строгим режимом регулирования застройки, в которых выделяются охранные зоны отдельных памятников, их ансамблей и комплексов.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

2.5. Проектирование планировки и застройки на территориях, прилегающих к территориям объектов культурного наследия, следует проводить и разрабатывать в соответствии с установленными режимами содержания и использования зон охраны объектов культурного наследия, согласованными с соответствующим государственным органом охраны объектов культурного наследия:

а) охранная зона объекта культурного наследия - территория с особо строгим режимом использования земель, запрещающим строительную и хозяйственную деятельность, которая может привести к нарушению физической сохранности памятника истории и культуры, а также искажению условий его восприятия и традиционных высотных параметров ценного градостроительного окружения. Преимущественным режимом содержания охранной зоны является регенерация градостроительного окружения памятников истории и культуры (для участков, радикально трансформированных, определен режим реновации - новое строительство в масштабе традиционного морфотипа застройки). Режим содержания охранной зоны памятника допускает использование методов компенсационного строительства в целях восстановления композиционной целостности объектов культурного наследия, применение специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или окружающей среды объекта культурного наследия, а также мероприятий для обеспечения физической сохранности памятника и условий его восприятия (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 01.04.2009 N 120-П, см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»